логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Ваше слово, Smith & Wesson! Дмитрий КРАПИВЕНКО - «Контракты» №12 Март 2004г.

Имидж легендарной оружейной компании страдает от пацифистов и бывших гангстеров


Джеймс Майндер, поклонник 16-го калибра

Университетский диплом социолога, многолетний опыт работы в отрасли управленческого консалтинга, членство в совете директоров мелкой оружейной компании Saf-T-Hammer — трудно найти какие-нибудь недостатки в подобной анкете. Имея такие данные, 74-летний Джеймс Майндер в январе этого года без проблем попал в кресло председателя правления знаменитой Smith & Wesson. И, возможно, занимал бы эту должность до конца своих дней, если бы не «четвертая власть». Месяц назад газета Arizona Republic предала огласке сенсационные материалы о юношеских годах мистера Майндера: оказывается, он еще тогда хорошо разбирался в оружии Smith & Wesson, поскольку был гангстером и совершал разбойные нападения на банки и магазины.

Майндер отреагировал на обвинения Arizona Republic спокойно и достойно: подал в отставку. В 50-е годы он был настоящим разбойником. Вел двойную жизнь: днем учился на факультете журналистики Мичиганского университета, а ночью, вооруженный обрезом ружья 16-го калибра (как настоящий гангстер он предпочитал Smith & Wesson), «бомбил» магазины. Майндер был удачным грабителем: однажды он совершил нападение на банк и вынес оттуда $55 тыс., картинно убежал из-под носа полиции — на краденом автомобиле, протаранив ворота. Однако как стрелок он «прославиться» не успел: к счастью для всех, гангстер Майндер не убил ни одного человека. Джентльмен удачи попал за решетку только в 1959 году, был осужден на десять лет, но не раскаялся и убежал при первом случае. Потом — опять тюрьма. По различным данным, Майндер провел в местах лишения свободы от 10 до 15 лет. Достаточный срок для того, чтобы таки убедиться в преимуществах «правильного» образа жизни. Выйдя на свободу, он начал писать свою биографию заново: выучился на социолога и занялся консалтингом. Чтобы искупить грехи прошлого, учредил Фонд помощи инвалидам и несовершеннолетним преступникам.

Именно таким, склонным к благотворительным акциям, дедушкой знали Майндера в Saf-T-Hammer, а впоследствии в Smith & Wesson. И когда появилась публикация в Arizona Republic, топ-менеджмент Smith & Wesson высказался против его отставки. Они глубоко не изучали биографию Джеймса Майндера, и, как он сам сознался, в компании никто не интересовался его гангстерским прошлым, а по собственному желанию Майндер, конечно, не хотел этого рассказывать. Как отмечают представители Smith & Wesson, среди менеджеров любой другой компании общественность могла бы и «не разглядеть» бывшего уголовного преступника. Ведь оружейники всегда были на особом счету в многих правозащитных и пацифистских организациях. Скандал вокруг Джеймса Майндера вспыхнул именно в то время, когда в Конгрессе США рассматривался законопроект о защите производителей стрелкового оружия от ответственности за продукцию, угрожающую жизни и здоровью людей. А разоблачение Майндера, по мнению американских пацифистов, является свидетельством именно того, что менеджмент Smith & Wesson безответственен, поскольку поручил управление компанией бывшему гангстеру.

Блузки вместо стволов

В последнее время общественное мнение было барометром бизнеса Smith & Wesson. Во времена правления демократа Клинтона в США началась масштабная кампания по запрещению использования огнестрельного оружия гражданским населением. Руководство компании (общественные организации подали 20 судебных исков на Smith & Wesson за пропаганду насилия, «содействие» преступности) тогда пошло навстречу миролюбивым инициативам президентской администрации и начало устанавливать на всех своих револьверах специальные замки-дезактиваторы. Оружие Smith & Wesson, по статистике, — самое популярное среди американских преступников, поэтому компания внедрила это ноу-хау для того, чтобы никто, кроме владельца пистолета, не мог им воспользоваться. Между администрацией Клинтона и Smith & Wesson было даже подписано соглашение о корректировке производства и продажи оружия. Правительство США даже выделило Smith & Wesson грант на $1,8 млн для разработки «умного пистолета», который будет идентифицировать владельца по отпечаткам пальцев или будет разблокировываться специальным радиосигналом.

Заигрывание с Белым домом не понравилось американским потребителям, ведь оружие Smith & Wesson, простота пользования которым воспета в вестернах, становилось слишком сложным в эксплуатации. Как результат — объемы продаж Smith & Wesson стали заметно сокращаться. Менеджмент компании решил компенсировать эти потери за счет диверсификации. В 2001 году, когда Smith & Wesson после 15-летнего британского «плена» (с 1986 года компания принадлежала британской компании Tomkins) опять стала американской (ее приобрела Saf-T-Hammer — та самая, в которой работал Джеймс Майндер), руководство компании объявило о частичном переводе производства на «мирные рельсы». Smith & Wesson выпустила специальный каталог, в котором презентовала фирменную одежду, мебель, спортивные аксессуары. Кампания проводилась под лозунгом «Сделано в Америке американской компанией» (America made, America owned). Занавески, женские блузки с логотипом известной оружейной компании были выполнены в ковбойском стиле — своеобразный сюрприз поклонникам Дикого Запада и вестернов. Расчет маркетологов был прост: расширить потребительскую аудиторию. Не каждый американец согласен платить $900 за пистолет торговой марки Smith & Wesson, но занавески той же марки за $50 купят охотнее. Заодно компания несколько укротит критиков-пацифистов: мы, мол, не только пистолеты производим, но и вполне мирную продукцию.

Неизвестно, много ли оружейники заработали бы на занавесках, ведь события 11 сентября 2001 изменили взгляды многих американцев на средства личной безопасности. Уже в сентябре того же года акции Smith & Wesson «подскочили» на 250%. К началу 2002 года объем продаж компании составлял $2,9?млн, тогда как до теракта компания продавала оружия не более чем на $261 тыс. в квартал.

Загадочный Saf-T-Hammer

До 2001 года в Smith & Wesson довольно длительное время не наблюдалось активной деятельности. С тех пор как в 1965-м потомки Вессона продали свой бизнес корпорации Bangor Punta, легендарная оружейная компания никак не могла надолго задержаться у одного владельца. Менеджеры многих компаний охотятся за славным брендом, но мало внимания уделяют производственным (сегодня активы Smith & Wesson оцениваются в $97?млн, производственный дивизион формируют два оружейных завода в США) и другим неотложным потребностям компании. Bangor Punta руководила Smith & Wesson около 20 лет, потом продала компанию калифорнийской фирме Lear Siegler. Однако и в этих руках «ковбойская легенда» надолго не задержалась.

Американские эксперты назвали настоящим позором продажу в 1986 году Smith & Wesson британской корпорации Tomkins. Жалели не столько о том, что знаменитая компания попала в руки иностранцев, сколько о том, что ее продали с аукциона за «жалкие» $112 млн. И никаких значительных достижений «под британским флагом» у Smith & Wesson не было. В середине 90-х годов демократы во главе с Клинтоном всячески пытались ограничить продажу оружия населению. И сначала это давало Smith & Wesson преимущества. В 1994 году Сенат принял так называемый закон Бреди, который запрещал продавать американцам оружие с вместимостью магазинов более 10 патронов. Smith & Wesson, в линейке которой довольно широко представлены малозарядные револьверы, такой закон был на руку. Однако дальнейшие пацифистские шаги американского правительства и уже упоминавшееся соглашение между Клинтоном и менеджментом компании, как упоминалось выше, подорвали бизнес Smith & Wesson. Ведь никто из конкурентов не торопился поддержать миролюбивые инициативы «вессонов».

С предложением продать Smith & Wesson к британцам обратилась малоизвестная Saf-T-Hammer, специализировавшаяся на производстве предохранителей к стрелковому оружию. Менеджмент Tomkins охотно согласился: прибылей «ковбои» не давали, зато увеличивались их долги. Saf-T-Hammer заплатила за Smith & Wesson мизерную цену — $15 млн, однако взяла обязательства до 2011 года ликвидировать $53 млн задолженности компании. Американские аналитики не осмелились назвать действия Saf-T-Hammer экономически обоснованными, ведь компания вряд ли имела достаточный ресурс для погашения такой задолженности. Однако очевиден тот факт, что малоизвестная компания за низкую цену приобрела себе суперпопулярное имя Smith & Wesson, ведь вскоре после поглощения было принято решение создать компанию под названием Smith & Wesson Holding. Наверное, к разработке этого плана был причастен и экс-гангстер Джеймс Майндер, который еще смолоду научился «зарабатывать» на Smith & Wesson.


ЦАРСКОЕ ЛОББИ

Амбициозные оружейники Хорас Смит и Дэниел Вессон хотели победить «короля стрелкового оружия» Сэмюеля Кольта. Они знали недостаток револьверов Кольта и взялись его исправлять. Нужно было повысить скорострельность револьверов. Курок «Кольта» нужно было взводить вручную — молодые изобретатели автоматизировали этот процесс. Однако продвинуть на рынок свое ноу-хау без посторонней помощи они так и не смогли. К Смиту и Вессону присоединился предприниматель Оливер Винчестер, который сумел продвинуть модернизованный револьвер, но главные приобретения присвоил. Обиженный Смит вышел из дела. Вессон остался в компании. Это было в 1852 году. Изобретатели опять встретились в 1859 году, чтобы начать совместный проект: модернизировать патроны и поставить производство револьверов на конвейер. Гражданская война в США принесла огромные прибыли Смиту и Вессону. Но, по ее окончании они опять чуть не обанкротились. Возникла потребность выходить на заграничные рынки — следовать примеру Кольта, который уже имел представительства в Европе. В 60-х годах XIX века револьверы Smith & Wesson были представлены на оружейной выставке. Там заокеанские пистолеты приглянулись будущему российскому императору Александру III — он закупил пробную партию для себя и своих адъютантов. В 1871 году Александр лично посетил США и все время не расставался с подаренным ему револьвером. Впоследствии Российская империя закупила 20 тыс. единиц стрелкового оружия марки Smith & Wesson. За револьверы Россия расплатилась золотом. Обратили внимание на такой PR и американцы: армия и полиция США начали пересматривать свои оружейные приоритеты в пользу Smith & Wesson.

Контракты №12 / 2004


Вы здесь:
вверх