логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Агротехника для «кулаков» Богдан МАЛИНОВСКИЙ - «Контракты» №12 Март 2004г.

Рынок сельскохозяйственной техники все четче распределяется на два сегмента: высокорентабельные хозяйства предпочитают западные комбайны, «середняки» — российские и отечественные.


Двигатель торговли сельхозтехникой — сервис

С началом нового сельскохозяйственного года интерес иностранных производителей к украинскому рынку возрос. В частности, директор компании «Райз-Агротехник» (крупнейший дилер сельхозтехники западных марок) Сергей Грязнов прогнозирует рост спроса на 10-20%. Впрочем, его мнение разделяют не все импортеры, но это может свидетельствовать также о перераспределении рынка: одни импортеры усиливают свои позиции, другие, наоборот, теряют.

На сегодня рыночные позиции и перспективы импортеров сельхозтехники больше всего зависят от сервиса. Для покупателей сельхозмашин западных марок он до недавнего времени был одним из больных вопросов. Если в жатву высокопроизводительный комбайн останавливался из-за того, что «летела» какая-то деталь — либо от физического износа, либо от небрежного отношения персонала к технике, владелец иностранной «чудо-машины» завидовал владельцу самого обыкновенного «Дона». Ведь последний мог найти нужную деталь в ближайшей райсельхозтехнике (если она пережила экономические неурядицы), а отремонтировать комбайн — вообще собственными силами. В то же время владелец иностранного «чуда техники» с бортовыми компьютерами нередко был вынужден ждать сутки, а то и больше, пока на поле не приедет из самого Киева дорогая иномарка и ему вручат необходимую деталь вместе с круглым счетом, включающим доставку.

Поэтому западные производители стали предпочитать украинских партнеров, имеющих широкую сеть региональных отделений. Например, свыше года назад статус эксклюзивного дистрибьютера в Украине компании John Deere вместо местного отделения международной компании «Амако» получила «Райз-Агротехника». Сергей Грязнов основной причиной победы компании в борьбе за право представлять известного американского производителя называет широкую дилерскую сеть. Действительно, если «Амако» имеет 5 отделений по Украине, то компания «Райз» — 20, в каждом из которых работает сервисный инженер, обеспеченный «передвижной мастерской» — автомобилем с полным комплектом оборудования для ремонта и компьютерной диагностики машин.

Сейчас «Райз-Агротехника» разворачивает сеть региональных сервисных центров. Первый такой центр, сочетающий базу для ремонта и предпродажной подготовки техники и учебную базу для механизаторов хозяйств-клиентов, открыт в прошлом году возле Ровно. Вскоре подобные центры будут работать в Одессе, Харькове и Белой Церкви.

Создают сеть представительств или дилеров в регионах и другие импортеры, например «Рамбурс-Агротех» (бывшая «Объединенная агротехническая компания») или «Сампо».

Заметная тенденция в работе импортеров сельхозтехники — отход от «привязки» к одному производителю или группе производителей из определенной страны. Чаще всего они расширяют ассортимент за счет новой для украинского рынка техники. Так, «Рамбурс-Агротех», до недавнего времени продававшая только машины марки Massey Fergusson, в этом году ввела в ассортимент польскую прицепную технику — сеялки и оборотные плуги Unia и культиваторы и агрегаты предпосевной обработки почвы Mandam. Очевидным конкурентным преимуществом польской техники является цена: например, 5-7-корпусный оборотный плуг вдвое дешевле аналогов от Massey Fergusson.

ДП «Дойче Аграртехник», которое уже десять лет представляет в Украине интересы фирм Franz Kleine (техника для свекловодства), Krone (кормоуборочная техника), Grimme (машины для картофелеводства), Bourgoin (комбайны для сбора семенной и сладкой кукурузы в початках), в этом году вывело на украинский рынок линейку сравнительно дешевой прицепной техники итальянской фирмы Gaspardo — сеялки, бороны, культиваторы, агрегаты предпосевного возделывания почвы. Вместе со своим партнером — немецкой фирмой Toprak AG — ДП «Дойче Аграртехник» реализует в Украине комплексные проекты по внедрению западной технологии выращивания основных сельскохозяйственных культур. Эти проекты включают: организацию кредитования поставок сельхозтехники, семян, средств защиты растений и полного сопровождения опытными немецкими агрономами основных технологических операций растениеводства. ПИИ «Цеппелин Украина», уже несколько лет со времени слияния этой фирмы с Zeppelin продвигающее тракторы Caterpiller, сейчас предложило канадский агрегат Bourgalt для сева зерновых по стерне (при нулевом возделывании почвы).

Западные комбайны — для успешных хозяйств, российские — для средних

Важной тенденцией этого сезона стала перестройка потребительского рынка, ярче всего проявившаяся на рынке зерноуборочных комбайнов. Еще до недавнего времени новые комбайны ведущих западных фирм покупали преимущественно большие агрофирмы с солидными инвесторами и минимум десятком тысяч гектаров угодий. Поэтому импортеры завозили как можно более современные и мощные образцы. Например, фирма «Сампо», импортер финских комбайнов Sampo Rosenlew, почти сразу вывела на украинский рынок новинку 2003 года — машину SR 3085 с 7-метровой жаткой и 260-сильным двигателем, ставшую крупнейшей в модельном ряду финской фирмы.

С недавних пор в выборе покупателей между западными комбайнами (John Deere, Massey Fergusson, Case, Claas, New Holland) и техникой производства СНГ (или подержанной техникой) четко прослеживается разделение хозяйств на успешные и посредственные. Высокая производительность комбайнов западных марок, их эргономичность, энергосбережение, надежность и «нашпигованность» электроникой, обеспечивающей контроль за работой машины и облегчающей диагностику ее систем, стали убедительным аргументом для широкого круга покупателей. Поэтому в последний год, как отмечают специалисты «Райз-Агротехники», в Украине впервые появился спрос на «фермерские» комбайны John Deere. Машины модели 1550, относительно простые (два бортовых компьютера, а не пять, как у наиболее мощных моделей) и дешевые (благодаря тому, что производятся в Бразилии), уже купили в нескольких хозяйствах Западной Украины, где недостаточно простора для более мощных моделей.

Привлекает покупателей и то, что для западных производителей постоянное совершенствование сельхозмашин — правило, а не исключение. Например, John Deere за последние два года внедрил новую, более эффективную в различных условиях работы четырехэтапную систему обмолота WTS, а недавно впервые среди комбайностроителей увеличил гарантию на двигатель с 1000 до 1500 моточасов. А новый комбайн John Deere 9660 STS с роторной системой обмолота учел ряд основных недостатков роторных комбайнов других фирм, появившихся на рынке 7-8 лет назад. В частности, благодаря различному диаметру ротора по длине удалось избежать наматывания стеблей на ротор в условиях высокой влажности и забурьяненности и предотвратить забивание ротора. Окончательная реализация задачи, для решения которой в свое время и был создан роторный комбайн — более мягкий и более эффективный обмолот, позволила роторным комбайнам за короткое время занять 60% рынка комбайнов John Deere в США. Поэтому специалисты «Райз-Агротехники» прогнозируют рост интереса к роторным комбайнам и в Украине.

Однако для того чтобы John Deere окупился, следует собирать по меньшей мере 35 ц/га зерна. А поскольку большинство хозяйств не дотягивают до таких показателей, украинский рынок очень привлекателен для российских производителей — «Ростсельмаша» и «Сибмашхолдинга» (владелец Красноярского комбайнового завода).

В этом году россияне усилили конкурентную борьбу между собой за рынок СНГ и Украины в частности. Так, комбайн «Вектор» — новая разработка «Ростсельмаша» — относится к 4-му классу мощности, и следовательно, составляет прямую конкуренцию «Енисеям». Сегмент рынка, в котором до сих пор безраздельно господствует «Енисей», не зря привлекает «Ростсельмаш». Согласно подсчетам Минагрополитики, на комбайны четвертого класса должно приходиться 60% украинского парка зерноуборочной техники. Ростовские конструкторы увидели потенциал и в старой как мир «Ниве» — задний мост отныне имеет такую же ширину, как и передний, что увеличило маневренность и уменьшило травмирование почвы, а в кабине усилена звукоизоляция и установлен кондиционер.

Зато «Енисей» стал украинским комбайном — с февраля машины собирают на предприятии «Лозовский комбайновый завод» на мощностях Лозовского кузнечно-механического завода (Харьковская обл.). В течение этого года ЛКМЗ планирует собрать 200 «Енисеев»

Сергей ГРЯЗНОВ, директор компании «Райз-Агротехника»:

— Приятно отметить, что опять появился спрос на машины для отраслей, которые в коллективных сельхозпредприятиях пришли в упадок. О возрождении животноводства свидетельствует спрос на кормоуборочную технику John Deere, об оживлении орошаемого овощеводства — интерес к передвижным оросительным установкам австрийской фирмы Bauer.

В последнее время наблюдается также возрождение картофелеводства в больших хозяйствах, выращивающих семенной картофель или картофель для чипсов. При этом хозяйства хотят покупать наиболее эффективную, т.е. самую современную, технику. Поэтому фирма в этом году к имеющемуся в наличии списку брендов техники, включающему John Deere, Kverneland (сеялки и грунтообрабатывающая техника), Hardi (опрыскиватели), Holmer (свеклоуборочные комбайны), прибавила машины для сажания и копания картофеля Grimme. В то же время при выборе грунтообрабатывающей техники большое значение имеет цена. Из-за этого значительную популярность приобрели чешские агрегаты для предпосевной обработки почвы Farmet, которые вдвое дешевле немецких аналогов.


Новые иностранные производители сельхозтехники

 

Фирма (Страна) Сельхозтехника Представитель в Украине

Gaspardо (Италия) сеялки, бороны, культиваторы, агрегаты предпосевного возделывания почвы

ДП «Дойче Аграртехник»

Bourgalt (Канада) агрегат для сева зерновых по стерне ЧП «Цеппелин Украина»

Vervaet (Голландия) самоходные свеклоуборочные комбайны ООО «Омега»

Schroder Landmaschinen торговля новой и восстановление представительство

(Германия) подержанной сельхозтехники из Германии Schroder Landmaschinen

Контракты №12 / 2004


Вы здесь:
вверх