логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Вадим СКУРАТОВСКИЙ: О светлячках и их полиграфических двойниках - «Контракты» №12 Март 2004г.


Где-то в начале 1970-х великий итальянский поэт и кинорежиссер Пьер-Паоло Пазолини был приглашен на разговор о стратегических последствиях нескольких десятилетий тамошнего господства христианско-демократического режима. В размышлениях о тех последствиях Пазолини чуть ли не всю ночь блуждал где-то за городом по полю. А потом написал, соединив впечатления от того поля с этими размышлениями: я не политик, я поэт, поэтому обобщить последствия христианско-демократического режима могу только так: это режим, вследствие которого с итальянских полей исчезли светлячки. Действительно, итальянский неокапитализм, который опекали демохристиане, в своих индустриальных усилиях экологически вел себя так, что на тамошних полях таки исчезли светлячки... Автор этих заметок порой также поэт. Хотя, понятно, совсем не такого класса, как великий итальянец. Но также оставляет за собой право именно поэтического обобщения здешней ситуации. Итак, это ситуация, вследствие интеллектуальной (собственно, антиинтеллектуальной) «экологии» которой исчезли украинские светлячки. Т.е. украинская книга — единственный светлячок, который вспыхивал в длинной, исторически аж бесконечной ночи украиноедства. Украинская книга как будто есть, но ее как бы нет. Как очень искусственный товар, она, понятно, есть. Как драматическая производная от отдельных авторских и издательских усилий. Помехой которым, сдержанно говоря, аж торчат те или иные бюрократически-экономические барьеры.

Что же означает эта осада украинской книги в суверенном Украинском государстве, с его ежедневной риторикой о «национальной культуре»? Среди прочего это означает вот что. В соседней — с востока — стране в начале 1990-х вспыхнула колоссальная книжная издательская революция. Сегодня серьезная русская книга — едва ли не лучшая в мире. Включая собственно издательские параметры. А украинская книга на фоне русской — это как будто спичечная коробка возле Монблана. Все остальное, включая соответствующие экономически-рыночные, а потом интеллектуальные и, наконец, политические последствия этой гротескной «конкуренции», легко спрогнозировать. В сторону последней катастрофы. И не только книжной...

В конечном счете, уже, похоже, даже не до прогнозов. «Раскладки» аж прогибаются от русского «китча». Это как будто производная от «спроса» и «предложения».

А если от чьего-то «заказа»? Чьего? Кто виноват, что здесь исчез тот полиграфически оформленный украинский «светлячок»? «Мы живем в догуттенберговскую эпоху», — говорила наша великая соотечественница Анна Ахматова. Украинский читатель сегодня может это повторить.

Контракты №12 / 2004


Вы здесь:
вверх