логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Кан­то­ра» пи­шет... Оль­га ШВА­ГУ­ЛЯК-ШО­С­ТАК - «Контракты» №12 Март 2004г.

Отчетливая тенденция к сокращению пунктов обмена валюты, которые за десять лет создали отдельную нишу на рынке финансовых услуг, лишает перспективы развития этого бизнеса.


РРО обойдется обменникам в $1000

По прогнозам экспертов, низкорентабельные обменники в ближайшее время вынуждены будут закрыться, при том, что высокодоходные обменники будут работать по крайней мере всю следующую пятилетку. Зарабатывать они смогут за счет схождения с дистанции конкурентов и увеличения размера маржи если, конечно, Нацбанк позволит.

«Золотая» пора обменников пришлась на середину 90-х годов. Тогда либеральная финансовая политика государства, неустойчивость национальной валюты, которую граждане спешили обменять на твердые «зеленые», и относительно небольшое число конкурентов позволяли обменникам зарабатывать ежемесячно до $2000.

Финансовые проблемы у обменников, работающих на агентских соглашениях с банками, начались в конце прошлого года, когда НБУ кардинально изменил правила игры для обменников: существенно увеличил плату за свидетельство и стоимость согласования агентского соглашения (это требование не распространяется на банковские обменники) — с 240 до 6120 грн. А дополнительную финансовую нагрузку на кассы обменников «накинул» государственный бюджет — главный финансовый документ на 2004 год предусматривает новую стоимость патента: вместо 320 грн в месяц до 960 грн. Причем с авансовой проплатой на три месяца вперед (2280 грн).

Еще одним гвоздем в «гроб» большинства обменников станет требование об оборудовании их с 1?марта 2004 года специализированными регистраторами расчетных операций. Специалисты подсчитали: если к новому РРО, который стоит от $500 до 800, добавить стоимость необходимого лицензионного программного обеспечения и нового компьютера («старые» 286-е и 386-е машины не смогут работать с новым программным продуктом), то в модернизацию обменников придется вложить ориентировочно $1000.

Эксперты считают, что это новшество — дополнительный налог на обменники и не оправдано ни законодательно, ни технологически. Во-первых, действующее законодательство к РРО причисляет и электронный контрольно-кассовый аппарат, и электронный контрольно-кассовый регистратор, и компьютерно-кассовую систему, которой сегодня пользуются обменники. А во-вторых, в компьютерах есть фискальная память, позволяющая контролировать обменные операции.

Темпы закрытия в регионах — 100 обменников в год

Дополнительные финансовые расходы на содержание обменников уже вынудили крупные сети, работающие на агентских основаниях, сократить количество обменников. В частности, львовская «НТОН-групп», у которой к концу 2003 года было 47 пунктов обмена валюты, сегодня насчитывает всего 32. Сейчас к закрытию готовятся еще пять «нтоновских» обменников.

Обменники сегодня находятся на той грани рентабельности, что и бросить жалко, и нести тяжело, — отмечает Владимир Терешко, генеральный директор «НТОН-групп». — Закрывать их не с руки по одной причине: есть клиенты, привыкшие к географии фирменных обменников, и при нашем разветвленном бизнесе — мобильная телефония, салоны мод, гостиницы, пиццерии — пункты обмена валюты стали для потребителей дополнительной удобной услугой».

За последние два года «Кредит Банк (Украина)», довольно активно работавший с агентами, закрыл свыше полутора сотен пунктов обмена валюты в Украине. Правда, отношение «чужих» пунктов обмена к собственным у «Кредит Банка (Украина)» все равно остается в пользу партнеров: из 202 обменников 112 — агентских и 90 — своих.

АППБ «Аваль» и ПриватБанк вообще перестали работать с пунктами обмена валюты агентов.

«Мы не работаем с агентскими обменниками уже лет пять, — отметил Николай Вознюк, директор Львовской областной дирекции «Аваля». — Банк отвечает за работу обменника-«агента» и получает от него незначительные комиссионные — в пределах 100 у.е. в месяц. Это лишние заботы: дополнительная ответственность за сохранность средств, контроль за движением капитала, инкассация и т. п. Финансовые учреждения, не имея своей разветвленной сети, вынуждены этим заниматься. А у нас в каждом отделении, которых по Украине больше 1200, есть касса, осуществляющая, в частности, и обмен валюты».

Всего число пунктов обмена валют за 2003 год только во Львовской области сократилось почти на четверть — на 100 единиц (по данным управления Национального банка Украины в Львовской области сейчас здесь 339 обменников, в том числе 316 работающих на агентских соглашениях). Аналогичная ситуация и в других регионах.

Кроме ужесточения требований технического и документального обеспечения причиной закрытия обменников стала также более жесткая позиция Нацбанка по отношению к уполномоченным банкам, контролирующим деятельность обменных пунктов. Количество обменников, которых сегодня в Украине 3700-3800, по прогнозам НБУ, продолжит снижаться. По мнению банкиров, если сегодня обменник получает меньше $300 чистого дохода в месяц, то это кандидат на закрытие.

Шансы — у модернизированных и у клиентов банков

Владельцы «агентских» пунктов, с которыми говорили «Контракты», убеждены, что главная причина экономического давления на обменники — стремление банков убрать с рынка конкурентов. Ради увеличения своих оборотов пункты работают с меньшей маржой, а банки пытаются получать более высокие комиссионные за обменные операции. Более того, финучреждения использовали мелких партнеров как маркетинговый индикатор для определения самых доходных точек. И теперь на «хлебных» местах, которые легко можно отследить по отчетности обменников, финучреждения открывают свои отделения-филиалы с окошками обменных операций.

У загнанных в тупик владельцев обменников осталось два пути выживания: модернизироваться и приобретать новых клиентов, которых «родной» банк любезно будет стимулировать агентскими соглашениями в качестве дополнительной услуги. А позже, когда круг конкурентов сузится, увеличивать комиссионные от обменных операций.

По словам Степана Кубива, председателя правление «Кредит Банка (Украина)», его учреждение будет поддерживать две категории обменных пунктов — старых клиентов, которым не откажешь в агентских соглашениях, и тех, кто решил заниматься турбизнесом, содержать гостиницу или специализируется на консалтинговых услугах для иностранных фирм и т. п. В этом контексте обменник будет трансформироваться применительно к другим бизнес-сервисам и станет дополнительной услугой клиентам. Правда, в перспективе, по мнению банкира, переход на «безналичку» и развитие «карточной» культуры, которая в соседней Польше уже вышла на уровень 3-4 пластиковых «кошельков» на одного гражданина, вытолкнут обменники с рынка. Но это будет не раньше чем через 3-5 лет.

Контракты №12 / 2004


Вы здесь:
вверх