логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Волшебный фонарь» XXI века Сергей ЛУКЬЯНЧУК - «Контракты» №13 Март 2004г.

В 2003 году окончательно сформировался новый класс мультимедийных проекторов — модели для домашних кинотеатров


Средство «глубокого погружения»

Идея использовать мультимедийные проекторы в качестве видеокомпонента домашнего кинотеатра возникла практически сразу же после их появления. Действительно, только проектор дает возможность воссоздать в домашних условиях полноценный «кинотеатральный» антураж: изображение, проецируемое на белый экран больших размеров, гораздо больше соответствует нашему представлению о кинотеатре, чем картинка на экране телевизора. Да, плазменный или жидкокристаллический экран с диагональю 40-60 дюймов также успешно справляется с задачей отображения большой и красочной «картинки». Однако следует учесть, что современный проектор для домашнего кинотеатра, будучи вдвое дешевле по цене, чем плазменная панель, воспроизводит изображение такого же качества, но в четыре раза большее по размерам.

«Парадоксально, но именно технология многоканального звука вызвала повышенный спрос на большие экраны, — рассказывает Евгений Харитонов, руководитель направления «Домашняя электроника» компании «Литер». — Смотреть по телевизору с диагональю 60 см, как трясется земля или едут многотонные танки, уже не так интересно. Образ перестает соответствовать звуковому образу. Просмотр же на экране в 2 метра обеспечивает гораздо более качественное «погружение в картинку». В этом отношении проекторы практически вне конкуренции».

Как следствие, в последнее время наблюдается рост спроса на мультимедийные проекторы не только для «традиционного» использования в офисе, но и для домашнего применения. Естественно, проектор сам по себе является универсальным устройством: к нему можно подключить не только DVD-плейер, но также источник телевизионного сигнала, компьютер (например, для игр или веб-серфинга), цифровую камеру, систему караоке и т. д. На базе домашнего проектора можно таким образом создать универсальный мультимедийный развлекательный центр. Однако главная задача домашнего проектора — демонстрация фильмов.

Домашний подход

Проекторы для просмотра кино в домашних условиях уже оформились в отдельный класс продукции, сформирован перечень технических требований и характеристик, которыми должны обладать такие проекторы. В отличие от офисных проекторов, в первую очередь предназначенных для отображения видеоинформации с компьютера, у домашних проекторов основным источником видеосигнала являются DVD, видеомагнитофон, спутниковое и эфирное ТВ и т. д.

«Одно из наиболее заметных отличий домашних проекторов — широкий экран с соотношением сторон не 3х4, как в обычных телевизорах, а 16х9, — рассказывает Евгений Харитонов. — На таком проекторе при просмотре широкоформатных фильмов нет раздражающих темных полос сверху и снизу от изображения. Соотношение 16х9 имеет сама матрица проектора. Если на нее выводить изображение в стандарте 3х4, существуют несколько режимов обработки, выполняющих трансформацию картинки под широкий экран».

Во-вторых, проекторы для домашних кинотеатров, как правило, имеют очень хорошую контрастность (например, в модели Barko Cine Versum она составляет 30?000:1(!!!). А в фильмах переходы от светлого к темному очень важны. Если в компьютерной картинке обычно преобладает белый цвет (например, текст или таблица на белом фоне), то в цветовой гамме фильмов, как правило, преобладают темные оттенки.

В-третьих, проектор должен обеспечивать естественную передачу цветовой гаммы. Если в «компьютерной» картинке никто не обратит внимание на то, какой оттенок у рабочего стола Windows — синий или сероватый, то подобные «вариации» с цветом лица персонажей фильма абсолютно неприемлемы. Поэтому необходимо, чтобы проектор передавал цвета максимально натурально и имел возможность изменять цветовые установки — подправить контрастность, яркость, насыщенность цвета.

Другая яркость

Одно из главных отличий домашних проекторов — другая яркость. В офисном проекторе яркость рассчитана преимущественно на работу при нормальном освещении помещения (например, чтобы во время презентации участники могли делать записи). Поэтому даже недорогой офисный «малыш» выдает 2000 ANSI люменов и больше. В домашних же проекторах показатели яркости даже у очень дорогих моделей обычно вдвое меньше. «Дело в том, — объясняет Евгений Харитонов, — что проекторы для домашних кинотеатров рассчитаны на работу в условиях затемнения. Это позволяет создать атмосферу зрительного зала, усилить «погружение» в фильм. Затемнение также дает возможность получить хорошую контрастность. Высокие показатели контрастности могут достигаться и за счет повышенной границы яркости. Но в этом случае белый цвет — очень яркий, а темного практически нет. Поэтому домашние проекторы и за $4 тыс., и за $30 тыс. имеют яркость около 1000 ANSI люменов. Но благодаря высоким показателям контрастности у них есть очень интересное свойство — проектор с одинаковой яркостью светового потока может выдать практически одинаковую по качеству картинку на экран шириной как в 2 м, так и в 7 м именно за счет контрастности».

Еще одно отличие домашних проекторов — короткофокусная оптика. Поскольку они применяются в квартирах, а не в больших залах, часто возникает необходимость получить большую картинку именно с малого расстояния.

Очень важно наличие нескольких разъемов для подключения различных типов видеотехники (например, компонентный и S-video). Если для офисного проектора необходим компьютерный и еще «какой-нибудь» видеовход (чтобы иногда посмотреть фильм), то для домашнего проектора желательно иметь все самые распространенные на сегодня видеоинтерфейсы плюс «запас на будущее» — например, DVI и поддержка ТВ высокой четкости. Немаловажными являются требования по эргономике — например, возможность крепления под потолком, удобный пульт дистанционного управления. И, конечно же, дизайн. Дорогая вещь, которая находится в жилом помещении, должна смотреться эффектно. Если дизайн офисного проектора преимущественно «технологичный», то домашние проекторы отличаются стильной конструкцией корпуса и более широкой гаммой цветов (золотистый, серебристый, бежевый и т. д.)

Третий — лучший

Специалисты утверждают, что из двух наиболее распространенных технологий, которые применяются в проекторах (LCD — жидкокристаллическая матрица и DLP — матрица из микрозеркал), самой лучшей является... третья — проекторы на электронно-лучевых трубках (CRT). CRT-проекторы, в которых изображение проецируется с трех электронно-лучевых трубок (зеленой, красной и синей), более всего подходят для домашних кинотеатров — это самые контрастные проекторы с наиболее естественной цветопередачей. Кроме того, срок жизни трубок значительно превышает ресурс проекционных ламп (он практически такой же, как у кинескопов обычных телевизоров). CRT-проекторы не боятся пыли, табачного дыма, имеют замкнутый тракт охлаждения. Однако они громоздкие, дорогие и сложны в установке. CRT-проекторы по определению не являются массовым продуктом — это своеобразный проекторный hi-end.

К CRT-проекторам по качеству изображения приближаются 3-чиповые DLP-проекторы Barko Cine Versum. Евгений Харитонов: «Это новые проекторы hi-end-класса, сравнимые по цене с CRT-проекторами. Полученное с помощью этой технологии изображение имеет такое качество, что многие аналитики прогнозируют — в будущем оно вытеснит технологии, применяемые в обычных кинотеатрах. Я присутствовал на форуме в Москве, участники которого сравнивали видеоролик, показанный с обычного кинопроектора и с 3-чипового DLP. 80% присутствующих не смогли определить разницу».

Что касается «обычных» DLP и LCD-проекторов, то каждая из двух технологий имеет свои преимущества по качеству, простоте обслуживания и цене. DLP — более перспективная технология, однако и более дорогая. У LCD-проекторов — свои сильные стороны. Благодаря новой технологии размывания пикселей от Panasonic, которая сглаживает «точечную» структуру изображения, картинка становится сравнимой по качеству с DLP. И это при том, что четкость у LCD была всегда несколько выше. Однако нужно сказать, что четкость в кино — это на любителя, иногда ее специально «загрубляют», чтобы картинка была более мягкой. В любом случае, выбор наиболее подходящей модели — скорее, вопрос вкуса и финансовых возможностей.

Ценовое деление

Проекторы для домашних кинотеатров можно условно поделить на три класса. Модели начального уровня, как правило, универсальны: подразумевается, что их будут использовать не только для просмотра кино, но и для компьютерных игр, просмотра телепрограмм и т. д. Они в большинстве случаев имеют матрицу 3х4 и принадлежат к ценовой категории $2-3 тыс.

Проекторы hi-fi приобретаются в первую очередь для просмотра фильмов. Подключение к компьютеру, как правило, осуществляется для выполнения «экзотических» задач: например, просмотра смонтированного видео. Как утверждают специалисты, сейчас на такие проекторы уже сформировалась средняя ценовая планка в $5-10 тыс. К этой категории принадлежит модель InFocus SP5700, которую ассоциация EISA назвала лучшим проектором года для домашних кинотеатров.

Наконец, hi-end проекторы производятся очень серьезными и авторитетными компаниями, имеющими опыт создания подобных решений, в частности, для вооруженных сил стран Запада (комплексы виртуальной реальности). Это продукция европейской сборки, в которой воплощены самые последние технологии и которая имеет очень серьезную сервисную поддержку. Цена $10 тыс. для hi-end проекторов — это самый начальный уровень, цены на большинство устройств составляют $20 тыс. и выше.

Специалисты отмечают существенное снижение цен на домашние проекторы. Если раньше, располагая суммой меньше $8 тыс., о покупке проектора для домашнего кинотеатра можно было даже не мечтать, то сейчас 90% качественных моделей «вписываются» в эту ценовую категорию. В ценовом сегменте до $5 тыс. уже появились модели, способные составить конкуренцию как телевизорам, так и плазменным и ЖК-панелям. Например, такие как Infocus Х1, лидер продаж в Европе. Он концептуально интересен тем, что может использоваться и в офисе, и дома. Это один из самых дешевых на рынке DLP-проекторов (меньше $2 тыс.), что сравнимо по цене с недорогими LCD-моделями. Правда, из-за «универсального» позиционирования у него матрица 3х4. Проектор имеет хороший набор интерфейсов подключения и небольшую массу — 3 кг.

«Темные пятна»

У технологии мультимедийных проекторов есть и свои минусы. С некоторыми компании-разработчики продолжают успешно сражаться, а некоторые, похоже, останутся навсегда. Например, такие, как потребность в затемнении помещения для просмотра. И хоть это существенно ограничивает применение проектора (посмотреть с его помощью телепрограмму днем будет не очень удобно), но все же эта техника позиционируется прежде всего для просмотра кино, в идеале — в специально оборудованной комнате. А для гостиной и сравнительно коротких, «оперативных» просмотров, лучший выбор — телевизор или плазменная панель.

Второе существенное ограничение — ресурс ламп. Срок эксплуатации лампы в 80% современных проекторов составляет 2 тыс. часов. Это отнюдь не означает, что по истечении этого времени лампа полностью выходит из строя — просто ее яркость начинает постепенно снижаться. Проектором можно пользоваться, однако производители рекомендуют сменить лампу после окончания ресурса. Есть проекторы, у которых ресурс составляет до 5 тыс. часов. В CRT-моделях срок службы лампы соизмерим со сроком жизни обычного телевизора.

В зависимости от класса проектора стоимость лампы может составлять от $200 и выше. Средняя цена — в диапазоне $200-500 (есть модели, у которых лампа стоит $1000 и даже $10 000).

Однако следует учитывать, что домашний проектор используется не так часто и продолжительно, как телевизор. И даже если он работает в «телевизионном» режиме, на 2-3 года ресурса лампы должно хватить.

Зато с шумом проектора разработчикам практически удалось справиться. Лампа в проекторе сильно нагревается, и ее охлаждение осуществляется с помощью вентилятора, который шумит достаточно сильно. При просмотре фильмов с драматичными паузами это может испортить все впечатление. Однако качественные модели домашних проекторов по шумности как правило, тише фоновых шумов в обычной жилой комнате (около 40 дб) — 30 дб и меньше. В современных системах «интеллектуального» охлаждения вентилятор работает на максимальных оборотах в момент нагрева и охлаждения лампы; в рабочем режиме он замедляется. Кроме того, невысокая мощность ламп домашних проекторов требует меньшего воздушного потока, чем в более ярких офисных моделях.


Характеристики некоторых моделей проекторов для домашних кинотеатров

Модель Характеристики Цена

Barco Cine 7 LT High-End, CRT 7», XGA*, 1000 ANSI люменов, 10% Peak White, 1000 ТБ линий 68750 грн

Barco CineVersum 120 High-End, 3-чиповый DLP, SXGA*, 1500/3000 ANSI люменов 206250 грн

Epson EMP-TW10 Hi-Fi, LCD, Wide-VGA, 1000 ANSI люменов 6903 грн

InFocus ScreenPlay 4800 Hi-Fi, DLP, SVGA*, 1100 люменов 10533 грн

InFocus ScreenPlay 5700 Top Hi-Fi, DLP, Wide-SVGA, 16:9, 1000 люменов, 4000:1 25300 грн

InFocus ScreenPlay 7200 Top Hi-Fi, DLP, Wide-XGA, 16:9, 1000 люменов, DMD-чип Mustang HD2 39600 грн

Panasonic PT-AE500 Hi-Fi, LCD, Wide-XGA, 850 ANSI люменов 12650 грн

Projectiondesign Action! High-End, DLP, W-XGA, 1200 ANSI люменов, 3000:1, 57750 грн

Model one пыле- и дымозащищенная оптика

BenQ Value Series PB6100 SVGA, 1500 ANSI люменов, DLР, вес 2,7 кг 9620грн

SANYO PLV-Z1 700 ANSI люменов, меню на русском языке, XGA, 16:9, контрастность 800:1, оптическая и цифровая коррекция трапеции, вес 3,4 кг, короткофокусный объектив $1520
SANYO PLV-Z2 800 ANSI люменов, XGA, ручной фокус, ZOOM, 16:9, контрастность 1300:1, оптическая и цифровая коррекция трапеции, вес 4,1 кг, короткофокусный объектив, меню на русском языке $2060

SANYO PLV-70 2200 ANSI люменов, 16:9, SXGA, ZOOM, размер экрана до 16 м, 3D система шумоподавления, цифровая и оптическая коррекция трапеции, прогрессивная развертка, контрастность 900:1, вес 9 кг $5500

* SVGA — 800х600 точек, XGA — 1024x768 точек, SXGA — 1280x1024 точек

Советы специалиста

Валерий МИРОЧНИК, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «Медиатек»:

— В 2003 году продажи мультимедийных проекторов в Украине выросли в среднем на 40-50%. Спрос на домашние проекторы продолжает расти, это обусловлено тем, что ММП дешевле, чем плазменные панели. Они обеспечивают большую диагональ изображения, мобильны и не занимают много места. Но если сравнивать плазменные панели с проекторами в техническом плане, то проектор не может отображать яркую картинку в хорошо освещенном помещении, а в некоторых случаях на ней присутствуют искажения — это не свойственно плазменным панелям. Что касается использования одного проектора для дома и офиса, это не является рациональным решением. В домашних условиях можно использовать проекторы с силой светового потока 1200 Ansi лм, но для офисного помещения этого будет недостаточно. Кроме того, в офисном помещении проектор может быть стационарно закреплен, а в домашних условиях необходима мобильность. Оптимальный проектор для дома должен соответствовать примерно следующим характеристикам: DLP технология (но это не принципиально), яркость 1200 Ansi лм, контрастность 400:1, коррекция искривлений не играет роли, уровень шума 27 Дб, ресурс работы 6000 часов (это тоже не принципиально).

Контракты №13 / 2004


Вы здесь:
вверх