логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Другой кризис Богдан МАЛИНОВСКИЙ - «Контракты» №13 Март 2004г.

В Украине второй квартал (апрель-июнь) уже традиционно характеризуется прыжками цен на основные продукты питания. Иногда (как в прошлом году) это явление перерастает в продовольственный кризис. Стабильность на продовольственном рынке, которая наблюдается уже четвертый месяц подряд, правительство превратило в железный аргумент, который должен развеять все опасения по поводу повторения продовольственного кризиса. Однако уже в ближайшие недели рост цен может возобновиться. Больше всего будут стимулировать эти явления законодательные факторы, которые существенно усилят сезонный.


Основной фактор ценообразования — законодательство

Все ценовые колебания на отечественном продовольственном рынке в течение последних трех месяцев были обусловлены не влиянием мирового рынка и не так балансом спроса и предложения, как законодательным регулированием продовольственного рынка. Появляются льготы импортерам — все пытаются ввезти как можно больше, даже если приобретение товара за границей приводит к длительному замораживанию оборотных средств или обеспечивает минимальную прибыль. Возмещают НДС основным экспортерам (или во всяком случае клятвенно обещают это сделать) — цены на экспортную продукцию растут, прекращают возмещать НДС — наоборот, снижаются.

Собственно, законодательным регулированием обеспечена нынешняя стабильность цен на импортную продукцию и сравнительно низкий уровень цен на экспортную. Вскоре после принятия закона, который отменяет ввозную пошлину да еще и внедряет вексельную схему уплаты НДС с импортного продовольственного зерна, трейдеры поспешили завезти его столько, что теперь вынуждены продавать значительно дешевле, чем рассчитывали. Завезенную по $200-220 за тонну (на условиях DAF) пшеницу 3-го класса сейчас отдают по 1300-1350 грн/т, т.е. рентабельность операций составляет всего около 5%. Цены сбивает и Госрезерв, продавая муку по 1814 грн/т высшего сорта, 1605 грн/т 1-го и 1410 грн/т 2-го сорта благодаря тому, что в отличие от коммерческих структур отказывается от прибыли ради выполнения воли правительства.

Снижение цен на фуражные зерновые и подсолнечник обусловлено прекращением возмещения НДС экспортерам в соответствии с Законом «О госбюджете на 2004 г.». Из-за вето на законопроект № 4000-1, который должен восстановить статус-кво, цены на кукурузу уменьшились с 870-900 до приблизительно 830 грн/т на элеваторе, а на подсолнечник — с 1560-1590 до 1470 грн/т.

Однако очередное решение законодателей может нарушить ценовую конъюнктуру, которая длительное время складывалась в пользу потребителя. Поданный председателем ВР на подпись Президенту законопроект №?4467, возобновляющий возмещение НДС при экспорте сельхозпродукции, неожиданно даже для его автора Екатерины Ващук охватывает только сельхозпроизводителей и переработчиков и оставляет «за бортом» основных экспортеров — трейдеров, в том числе предприятия с иностранными инвестициями. Это заставит торговые компании снизить закупочные цены на экспортные культуры, потеряв надежду на возмещение НДС. Не секрет, что шансы на возмещение НДС подталкивали трейдеров к импорту продовольственного зерна. Это позволяло им не платить НДС по импорту ни через полгода после окончания срока действия векселей, ни потом. Благодаря «взаимозачету» с бюджетом за НДС они соглашались продавать импортную пшеницу, даже не закладывая в себестоимость оформленный векселями НДС на ввезенный товар. Следовательно, прекращение возмещения НДС трейдерам при экспорте может затормозить импорт продовольственного зерна.

Зерно, возможно, начнет дорожать уже в ближайшие недели. Тем более, что к законодательным факторам прибавляются сезонные. Весенние полевые работы уже начаты в лесостепной зоне, а, как известно, с их началом заканчивается «выброс на рынок» аграриями своих последних запасов с целью выручить средства на материально-технические ресурсы.

Работа под диктовку правительства

Учитывая то, что парламентское большинство сейчас озабочено проталкиванием политической реформы, обещанного повторного рассмотрения законопроекта № 4000-1 или внесение изменений уже в закон №?4467 придется ждать долго. Поэтому операторам рынка сельхозпродукции придется приспосабливаться к условиям, сложившимся на сегодня. Однако возможности для этого в участников агрорынка ограничены. Мощные агрохолдинги, занимающиеся как экспортом, так и производством, теперь массово перезаключают экспортные контракты. Даже у компаний, которые занимаются великотоварным производством и переработкой, поставщиками сельхозпродукции на экспорт выступали хотя и аффилированные с агрохолдингами, но отдельные торговые фирмы. Теперь им приходится переоформлять контракты на сельхозпроизводителей, а это ослабляет доверие к украинским поставщикам на мировом рынке. Трейдеры же будут вынуждены сворачивать свою деятельность до нового урожая, если не на более долгий срок.

Дело в том, что условия, к которым приходится приспосабливаться участникам аграрного рынка, наверное, довольно часто будут меняться и преимущественно их направят на усиление его зарегулированности со стороны государства. Заявления самих руководителей государства по этому поводу довольно двузначные и нечеткие. Премьер-министр Виктор Янукович, обращаясь к Верховной Раде, говорит, что административное вмешательство в рынок себя не оправдало. В то же время 19 марта во время поездки в Полтавскую область он уже заявил о сочетании административных и рыночных методов регулирования продовольственного рынка. А в новой программе правительства поставлено целью «... продолжение формирования... государственной системы мониторинга рынка..., регулирование и прогнозирование рынков стратегически важных видов... продовольствия». Эксперты толкуют эти заявления все-таки как склонность к административным мерам. Так, координатор немецких экономических консультантов, сотрудник Немецкого института экономических исследований в Киеве Ларс Гандрикс отметил в интервью радио «Свобода», что в сфере аграрной политики правительство Виктора Януковича «начало двигаться в обратном направлении, к 1990-м годам, вернувшись к механизму государственной интервенции на рынке, выделению дотаций и контролю цен». По-видимому, таким образом выполняется воля Президента, который недавно призывал правительство усилить регулирование цен на продовольствие и «упорядочить сбыт агропродукции через коммерческих посредников». Также следует ожидать распространения на агрорынок испытанных в других отраслях правительственных «ноу-хау» сдерживания цен: «добровольно-принудительных» соглашений между производителями и реализаторами продукции об ограничении максимального уровня цен.

Таким образом правительство хочет «убить двух зайцев»: во-первых, искусственно сдержать инфляцию (на это направлены и другие инициируемые правительством соглашения с производителями удобрений, металла, нефтепродуктов), и, во-вторых, предотвратить подобный прошлогоднему продовольственный кризис. Не допустить его теперь, в год президентских выборов, для Януковича — задача № 1.

Сейчас наблюдатели единодушно утверждают: кризиса не будет. Однако сделали его невозможным не усилия правительства, а естественные факторы. Год назад уже было известно, что около 70% озимых погибло. Публикация этой информации в массовых СМИ повлекла за собой ажиотаж среди обывателей. Сейчас потери озимых оцениваются Министерством агрополитики в 10%. Как стало известно из независимых источников, на самом деле посевные площади меньше, чем задекларированные в статистике, а качество семян намного ниже, чем в прошлом году. Но несмотря на это урожай ожидается намного лучший, а поэтому для ажиотажа нет оснований.

В то же время ощутимого подорожания продовольствия в мае-июне не избежать. Для обеспечения потребностей страны до нового урожая необходимо завезти еще 500 тыс. т пшеницы. Госрезерв планирует импортировать всего 200-300 тыс. т, хотя неизвестно, есть ли для этого необходимые средства в бюджете. Остальное могли бы завезти коммерческие структуры. Однако из-за нерешенности вопроса с возмещением НДС и сдерживания цен на хлеб, которое не позволяет пекарям повышать закупочные цены, они это сделают только после существенного, процентов на 15, роста цен. С рожью ситуация намного острее — дефицит наблюдается не только в Украине, но и во всех соседних государствах. Следовательно, в мае-июне следует ожидать повышения цен на хлеб в пределах 10%.

Подешевление фуражного зерна вряд ли остановит процесс вырезания поголовья владельцами скота. Вследствие этого уже до конца весны стабильность цен на мясо и продукты его переработки может смениться быстрым ростом, который остановится нескоро, ведь на восстановление поголовья понадобится минимум год.

Ожидается скачок цен и на рынке овощей. Впрочем, это явление в конце сезона для Украины традиционное и прогнозируемое.

Выживает тот, кто приспосабливается

В этой ситуации успехи переработчиков и трейдеров будут зависеть от их умения приспособиться к уже сделанным и возможным шагам правительства. В первую очередь, как отмечают эксперты, участникам рынка нужно учитывать склонность нынешнего правительства к административным методам регулирования рынка. Следовательно, переработчикам следует приготовиться к ограничениям рентабельности, а торговцам — к ограничению наценки. Кроме того, правительство любит договариваться с поставщиками определенных видов продукции о сдерживании цен. Поэтому вполне возможно, что правительство будет подталкивать к такому соглашению сельхозпроизводителей или переработчиков и хлебозаводы.

Больше всего возможностей противодействовать сдерживанию наценок — у рыночных торговцев и супермаркетов. Последние могут, повысив плату за место на полке, компенсировать недополученную прибыль. Конечно, так можно поступить с поставщиками не всех видов продуктов: от хлебозавода требовать платы за полку напрасно. Переработчики могут противостоять ограничению наценок и цен путем углубления вертикальной интеграции. Сосредоточение в одних руках, например, хлебозавода, мельницы и сельхозпредприятия сделает агрохолдинг нечувствительным к любым попыткам перераспределения прибыли от одних участников цепочки к другим. Однако порукой успеха таких вертикально интегрированных структур в современных условиях станет ориентация на внутренний рынок. Ведь на возмещение НДС или освобождение от этого налога большинства экспортеров надеяться не стоит.

А это может повлечь за собой настоящий кризис на рынке сельхозпродукции в июле-августе — кризис перепроизводства фуражного зерна. С одной стороны, ожидается неплохая урожайность. С другой — качество семенного материала низкое, а банки значительно сократили объемы кредитования села, вследствие чего аграрии не смогли приобрести нужного количества удобрений и средств защиты растений. Следовательно, урожай продовольственной пшеницы, по прогнозам экспертов, едва покроет потребности внутреннего рынка, в то же время подавляющая часть зерна будет иметь фуражное качество. Поскольку Госрезерв фураж не закупает, единственная возможность его сбыть — это экспорт. А трейдеры, которым отказано в компенсации НДС, наверное, после жатвы снизят закупочные цены до 300-350 грн/т за фуражную пшеницу или ячмень. И сельхозпроизводители на этих культурах в лучшем случае покроют свои расходы.

Контракты №13 / 2004


Вы здесь:
вверх