логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Экономисты о последствиях действия НДС-счетов - «Контракты» №13 Март 2004г.

Игорь БУРАКОВСКИЙ: — В соответствии с проектом Положения Кабмина НДС-счета используются «исключительно для осуществления расчетов по налогу на добавленную стоимость и других налогов». Это значит, что на них будет аккумулироваться часть средств предприятий, которые нельзя использовать на другие цели.


Игорь БУРАКОВСЬКИЙ
Игорь БУРАКОВСКИЙ, содиректор Института экономических исследований и политических консультаций:

— В соответствии с проектом Положения Кабмина НДС-счета используются «исключительно для осуществления расчетов по налогу на добавленную стоимость и других налогов». Это значит, что на них будет аккумулироваться часть средств предприятий, которые нельзя использовать на другие цели. При других условиях такое отвлечение средств может привести к повышению цен, поскольку предприятиям придется компенсировать замораживание средств, например, при помощи банковских кредитов. К тому же обслуживание дополнительного НДС-счета потребует некоторых дополнительных расходов. Понятно, что эти расходы будут заложены в цену продукции и услуг соответствующих предприятий.

Можно допустить, что в краткосрочном плане поступления НДС вырастут, а количество фиктивных требований возмещения НДС уменьшится. Другое дело, насколько такие процессы будут масштабными. Однако можно уже сейчас констатировать, что эта система негативно повлияет на добросовестных налогоплательщиков. В целом же, думаю, решение проблемы НДС во многом зависит от пересмотра многочисленных налоговых льгот.

Владимир ЛАНОВОЙ

Владимир ЛАНОВОЙ, доктор экономических наук, президент неправительственного Центра рыночных реформ, председатель экономического совета НРУ:

— Введение НДС-счетов повлечет за собой уменьшение денежного предложения. Как следствие — вырастет кредиторская задолженность между предприятиями и кредиторская задолженность по заработной плате. В то же время уменьшится задолженность по бюджетным отчислениям. Такие изменения можно оценить в сумму около 12-14 млрд грн, т.е. 15-20% от среднегодовой денежной массы текущего года. К чему это приведет? Уменьшение денежного предложения в таком масштабе должно увеличить процентные ставки по депозитам. Однако в то же время это будет стимулировать население и предприятия к размещению средств на краткосрочных и долгосрочных счетах. Хотя при этом уменьшится внутренний совокупный спрос. И, безусловно, объемы роста ВВП будут ниже, чем предполагается. Следовательно, уменьшатся денежная масса и внутренний платежеспособный спрос. В будущем это отразится на инвестиционном спросе (в сторону его уменьшения), а также на объемах самих инвестиций. При этом действия Нацбанка относительно компенсации потерь денежной массы не восстановят денежных ресурсов пострадавших предприятий. Поскольку за получение необходимых для обращения средств придется платить непосильные кредитные процентные ставки.

Юрий ЗМИЙ, эксперт по вопросам фискальной политики негосударственного аналитического центра «Институт реформ»:

— Введение спецсчетов ограничит возможность предприятий распоряжаться суммами «входного» НДС. Как следствие — изъятие части средств из оборота.

Такие меры скорее можно классифицировать как фискальную рестрикцию. Оценить ее последствия можно при помощи моделей, описывающих макроэкономическое равновесие в открытой экономике, в частности модели Манделла-Флеминга. В соответствии с теоретическими конструкциями этой модели для стран с ограниченной мобильностью капитала и фиксированным обменным курсом (фактически эти характеристики присущи сегодня экономике Украины) фискальная рестрикция создает тенденцию к снижению процентной ставки и дохода (уровня ВВП).

Нивелировать негативные последствия в виде уменьшения ВВП можно при помощи увеличения денежной массы (эта мера, кстати, необходима для поддержания обменного курса на надлежащем уровне), а также снижения налоговой нагрузки.

В конкретном случае роль денежной эмиссии может выполнить выпуск НДС-облигаций, а фискальной экспансии — снижение ставки НДС. Введение спецсчетов кроме указанных недостатков будет иметь еще целый ряд других. В частности, прогнозируется, что после введения Порядка их функционирования возникнут проблемы с обложением НДС при осуществлении операций кредитования и лизинга; с определением первоочередности погашения прав кредиторов в случае банкротства предприятия (долг по НДС перед государством будет иметь высший приоритет даже по отношению к задолженности по заработной плате работников); с техническим разрешением проблемы возвращения банковских кредитов тогда, когда оплата поставщиком будет осуществляться за счет привлеченных кредитов — часть кредита в таком случае должна быть направлена на спецсчет для уплаты НДС, а со спецсчета средства не могут быть привлечены в счет погашения кредита.

Контракты №13 / 2004


Вы здесь:
вверх