логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Кандидат «за стеклом» Роман КУЛЬЧИНСКИЙ - «Контракты» №13 Март 2004г.

В погоне за призрачными перспективами политической реформы власть теряет реальные рычаги влияния на ход следующих президентских выборов.


Используя непреодолимое желание парламентского большинства как можно быстрее завершить политическую реформу, оппозиция проводит законопроекты, которые при иных условиях вряд ли набрали бы необходимое количество голосов. Именно так произошло с Законом «О выборах Президента Украины», который был принят 411 голосами.

Все СМИ — для всех кандидатов

По требованию левой оппозиции перед голосованием за изменения в Конституцию парламент должен принять ряд важных законов, в частности, о выборах народных депутатов на пропорциональной основе, о выборах президента и о местном самоуправлении. «В ходе рассмотрения законопроекта о выборах президента на согласительном совете большинство фактически не вносило каких-то принципиальных замечаний, и у нас даже не возникло необходимости искать компромиссы», — говорит один из авторов законопроекта социалист Николай Рудьковский. Однако, как стало известно «Контрактам», провластные фракции пробовали сократить с 30 до 10 дней срок, за который следует собрать подписи в поддержку кандидата. Но эти предложения не прошли. В то же время фракции большинства добились сокращения длительности избирательной кампании — с 180 до 120 дней.

Главными достижениями нового закона независимые эксперты и его разработчики называют такие пункты.

1. Участковые и территориальные избирательные комиссии формируются из представителей блоков и партий, которые выдвинули своих кандидатов в президенты. В старом законе, по словам Рудьковского, партии только предлагали свои кандидатуры, а кто именно будет в комиссиях, решали местные органы власти.

2. Строго регламентируются случаи, при которых возможно снятие кандидата с избирательной гонки. «За неправильное заполнение декларации никто кандидата не снимет», — объясняет депутат.

3. Электронные и печатные СМИ должны представить в ЦИК и опубликовать в печатных средствах массовой информации цены, по которым будут размещать информацию о кандидате. Они рассчитываются по среднестатистическим ценам на рекламу в предыдущем квартале, и ни одно СМИ не имеет права транслировать или печатать рекламу одного кандидата и отказывать другому, даже если это партийная газета. Работникам государственных и коммунальных СМИ «в своих материалах и передачах, не обусловленных соглашениями, заключенными в соответствии с требованиями... этого закона, запрещается агитировать за или против кандидатов, оценивать их предвыборные программы или отдавать им предпочтение в любой форме».

Один из важнейших моментов закона, по словам его разработчиков, — статья о проведении телевизионных дебатов. В случае второго тура указывается даже время, когда они должны транслироваться на общегосударственных каналах радио и телевидения: между 19.00 и 22.00. Продолжительность дебатов должна быть не менее 100 минут. Если один кандидат от участия в дебатах отказался, то эфир предоставляется другому кандидату.

Наблюдателя с участка теперь не выгонишь

Новый Закон «О выборах президента Украины» чуть ли не вдвое больше предыдущего. В нем подробно выписана каждая процедура, начиная от формирования территориальных и участковых избирательных комиссий до того, в каких помещениях должно происходить голосование и какие для этого должны быть урны (в соответствии с мировыми тенденциями избирательной моды — прозрачными). Законодатели тщательно проанализировали опыт предыдущих выборов, и большинство моментов, вызывавших разночтения при голосовании, теперь сняты. Например, одной из важнейших была проблема невозможности присутствия наблюдателей при подсчете голосов на избирательном участке. Их выставляли за двери с формулировкой «препятствование работе комиссии». «Препятствованием» обычно были попытки задокументировать нарушения. Теперь выгнать наблюдателя с участка, не нарушая закон, будет намного сложнее. Кроме того, политики, которые прошли в Верховную Раду по мажоритарным округам, утверждают, что одним из самых распространенных методов фальсификации была замена бюллетеней и переписывание протоколов по дороге от избирательного участка в территориальную комиссию. Теперь вместе с председателем комиссии, отвозящем бюллетени, имеют право ехать и наблюдатели, а при признаках распечатывания тюка с проголосованными бюллетенями территориальная комиссия обязана принять решение об их пересчете.

Важное нововведение — обязательство ЦИК через общенациональные СМИ регулярно разъяснять запрещение предоставления избирателям «денег или неоплачиваемых или на льготных условиях товаров, услуг, работ, ценных бумаг, кредитов, лотерей, других материальных ценностей».

Хотя большинство обозревателей положительно отзываются о новом законе, но есть и критики. «Единственное наше замечание заключается в том, что представители общественных организаций не смогут наблюдать за ходом выборов. Это шаг назад», — говорит заместитель председателя правления Комитета избирателей Украины Александр Кошель.


Некоторые нормы старого и нового законов о выборах Президента Украины

Закон 1999 года Закон 2004 года

Продолжительность избирательной кампании 180 дней 120 дней

Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата
1 млн 500 тыс.

Денежный залог, который вносит кандидат
не предусмотрен 500 тыс. грн
Избирательный фонд 100 000 н.м.д.г. 50 000 минимальных зарплат

(1,7 млн грн) (10,25 млн грн)

 

Денис КОВРИЖЕНКО, эксперт Лаборатории законодательных инициатив:

— Основной позитив закона в том, что большинство его положений учитывают опыт как предыдущих избирательных кампаний, так и последних довыборов в одномандатных округах. Подробнее урегулирован вопрос обжалования решений и бездеятельности субъектов избирательного процесса. Но есть и определенные недостатки. Например, осталась норма о сборе подписей в поддержку кандидатов. Цель этой нормы — пока загадка. Она может быть использована для давления на определенных кандидатов. Также законодатели пошли на смягчение некоторых санкций за нарушение избирательного законодательства. В тех случаях, когда раньше предусматривалось снятие кандидатов, сейчас ЦИК должен ограничиться предупреждением. В частности, за нарушение в сфере финансирования агитации, подкуп избирателей. Спорной представляется норма об избирательном фонде кандидата. 10?млн грн — не та сумма, которая отвечает реальным потребностям кандидатов. Если ограничения низкие, то большинство средств обращаются в тени. Также есть несоответствие части Закона «О выборах Президента Украины», касающейся агитации, нормам Закона «О?рекламе». Последний любое упоминание о кандидате называет политической рекламой. Также закон устанавливает ряд ограничений, которые не подкреплены механизмом их обеспечения. Иначе говоря, есть запрет, а ответственности — нет.

Контракты №13 / 2004


Вы здесь:
вверх