логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Инвестиции в бутылку Татьяна РЫБКА - «Контракты» №13 Март 2004г.

Даже запустив вторую линию по производству стеклотары, ЗАО «Консьюмерс Скло Зоря» не сможет удовлетворить спрос на бутылки ведущих алкогольных компаний. Стекольный бизнес сейчас привлекателен как никогда.


Даешь эксклюзив!

Европейский банк реконструкции и развития, контролирующий 80% акций «Консьюмерс Скло Зоря», выделил на модернизацию и увеличение мощностей завода $20 млн. К наращиванию производственных мощностей менеджмент «Консьюмерс Скло Зоря» подталкивает рыночная конъюнктура: производители алкогольных напитков заказывают все большие объемы тары и выдвигают все большие требования к продукции стекольщиков.

Новая линия имеет свои особенности — бутылки будут выдуваться, как елочные шары, а не склеиваться из двух половинок, что обеспечит их особую прочность. Кроме того, новые технологии позволяют выпускать одноразовую стеклянную тару. Такая технология в Западной Европе и Северной Америке используется уже несколько десятилетий. На территории стран СНГ подобного производства пока не было. «Внедрение УГПВП (узко-горлового прессовыдувного процесса) в новом цеху даст возможность уменьшить вес стеклотары и обеспечит равномерное разделение стекла в процессе ее формирования», — рассказал директор производства завода Федор Сулацкий.

В среднем вес одноразовой стеклянной бутылки на 20% меньше, чем у многоразовой тары, что весьма выгодно и для завода, и для заказчиков. Для стекольщиков — это экономия, так как в процессе производства используется меньше сырья (соды) и электроэнергии. Для заказчиков-производителей алкоголя использование такой стеклотары позволит минимизировать бой на линиях разлива, поскольку бутылка стала намного крепче обычной. «Использование облегченной стеклотары позволяет оптимизировать транспортные затраты: один автомобиль способен вывезти за раз большее количество тары», — отмечает Роберт Ривз, представитель иностранного подрядчика КСЗ.

Эксперты прогнозируют, что в течение нескольких лет Украина полностью перейдет на одноразовую тару — бутылки многоразового использования, которые сейчас преобладают на рынке, сложно собирать, а вторичное их использование сомнительно из гигиенических соображений. Пока же эксперты предполагают, что запуск в Украине производства облегченной стеклотары в первую очередь простимулирует пивоваров увеличить спрос на стекло в ущерб ПЕТ-тары.

Заказчик требует большего

До открытия нового цеха КСЗ занимал 15% стекольного рынка Украины. Известно, что, запуская новую линию, предприятие преследует цель стать его лидером, претендуя на 23% рынка. Сейчас безусловным лидером отрасли является Гостомельський стеклозавод.

Впрочем, несмотря на внедрение новых технологий, наличие современного оборудования, которое присутствует не только на КЗС, эксперты отмечают, что отечественная стекольная промышленность на сегодня не может насытить рынок «алкогольной» стеклотарой. Например, заказы на продукцию КСЗ составляют 220% от его производственной мощности.

Правда, при этом на рынке складывается парадоксальная ситуация — стекольщики в большом количестве экспортируют свою продукцию. Тот же «Консьюмерс Скло Зоря» до последнего времени поставлял на экспорт 70% своей продукции. Причина — более высокие цены на стекольную продукцию на внешних рынках. Но теперь компании меняют сбытовую политику. Так, Станислав Савинский, генеральный директор «Консьюмерс Скло Зоря», заявил, что у компании будет иная стратегия, которая заключается в удовлетворении спроса украинского потребителя. Экспорт продукции завода уже сейчас уменьшился и составляет на сегодня только 7-10%. В целом по отрасли по сравнению с 2002 годом, в 2003-м объемы экспорта стеклотары уменьшились на 5,8%. То есть стекольщики уже учитывают тот факт, что предприятия алкогольной отрасли развиваются намного быстрее. Нехватка бутылок, как отмечают эксперты, в некоторой степени сейчас даже сдерживает темпы роста алкогольного рынка. Для защиты от фальсификата и для увеличения спроса многие производители алкогольных и слабоалкогольных напитков хотят выделить свою торговую марку, презентуя свою продукцию в эксклюзивных бутылках с индивидуальным дизайном и защитными элементами. Впрочем, стекольщики начали подстраиваться под потребности внутреннего алкорынка не только за счет экспортной составляющей, но и модернизируя свои производственные мощности. Станислав Савинский: «Новые мощности нашего завода увеличат объем производства стеклотары в два раза — до 400 млн единиц ежегодно».

Впереди — только рост

По данным Ассоциации предприятий стекольной промышленности «Стекло Украины», в которую входят свыше 20 из 45 отечественных производителей стекла, ежегодный рост проектируемых мощностей стекловаренных заводов до 2005 года составит около 18%. В Ассоциации также не исключают появления в ближайшее время нескольких новых операторов. Преимущество будет у предприятий с современными технологиями, поскольку свободным остается сегмент дорогой и эксклюзивной стеклотары. А значит, главный потенциал отрасли — в вытеснении импорта (в 2003 году — это почти 67 тыс. тонн стеклотары, или $23?млн в денежном выражении).

На пользу стекольщикам и вероятная в этом году стабилизация цен на соду. В прошлом году Крымский содовый завод — монополист в отрасли — значительно повысил цены на сырье — на протяжении октября-января они увеличились на 62% в связи с почти двойным подорожанием энергоносителей. В этом году заработал Лисичанский содовый завод. Кроме того, на Крымский содовый пришел частный инвестор, с которым, как оказалось, можно договориться. 10 марта был подписан меморандум между заводом и ассоциацией «Стекло Украины». Представители Крымского содового внутренний рынок обозначили приоритетным и гарантировали стеклозаводам стабильные поставки — в прошлом году сода была в дефиците. О возможности возврата к прошлогодним ценам речь, правда, не идет. Однако очередного повышения цен на сырье, судя по договоренностям, не предвидится.

Контракты №13 / 2004


Вы здесь:
вверх