логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
А ры­нок-то го­лый! Ан­д­рей ЛА­В­РИК - «Контракты» №13 Март 2004г.

Власть «ли­бе­ра­ли­зо­ва­ла» ры­нок го­ло­гра­фи­че­с­ких эле­мен­тов


Емкий, перспективный и конфликтный

В результате тотальной «голограммизации» и ожесточенных конкурентных войн рынок голографических элементов и голографических защитных элементов (ГЭ/ГЗЭ) оказался в ступоре. Возможно, настроения некоторых игроков рынка и тех, чей бизнес пострадал от навязывания властью «голографической» защиты, улучшатся с изменениями, внесенными Президентом в Указ № 1234 (от 27.12.2002) «О мерах по введению государственной монополии в сфере контроля над производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий». На прошлой неделе из этого документа было изъято одно из наиболее одиозных положений, в соответствии с которым производителем голографических защитных элементов акцизных марок для алкоголя и табака без тендеров назначалось ООО «СП «Голография». Теперь, согласно внесенным изменениям, производитель голограмм будет «определяться в установленном порядке на конкурсной основе». Правда, выбор у государства небольшой.

До недавних пор в стране было три ведущих производителя голограмм — ООО «Специализированное предприятие (СП) «Голография», ООО «Научно-технический центр «Оптроникс» и ООО «Киев-Голография». Как писали «Контракты» (№ 17, 2003), возникновение рынка ГЭ/ГЗЭ стимулировало государство. «Но и прежде в Украине было несколько фирм, на кустарном оборудовании производивших голограммы», — замечает директор ООО «Суперпринт» Дмитрий Телечкун (ранее — директор по развитию НТЦ «Оптроникс»), которое в ближайшее время собирается выйти на рынок.

Как и прогнозировали «Контракты» год назад, голографический бизнес вышел на приличную рентабельность только сейчас. Если лидер производства ГЗЭ — фирма «Голография» — по данным «Эрнст энд Янг Украудит», завершила 2002 год с чистым убытком в 2,1 млн грн (2001 года — более 7 млн грн), то прошлый год можно считать для компании весьма успешным. «Только за второе полугодие 2003 года мы произвели около 5?млрд штук голограмм», — заявил на одной из пресс-конференций исполнительный директор СП «Голография» Федор Пивень, добавив, что «никто в Украине не может произвести такого количества ГЗЭ». И хотя «Голография» не оглашала финрезультаты за прошлый год, по мнению наблюдателей, ей в 2003-м удалось компенсировать все убытки за предыдущие два года.

Эксперты прогнозируют: отечественный рынок голограмм в ближайшее время будет расти. Однако его участники избегают ответа на вопрос об сегодняшнем объеме: мол, никогда не исследовали. «Сколько и где производят ГЗЭ другие производители, сказать не берусь — эти сведения в СБУ», — сообщил «Контрактам» директор по режиму СП «Голография» Александр Коломийчук. «Операторы сегодня, по существу, работают над ростом рынка, над формированием определенной культуры использования голографических элементов, — рассказал Дмитрий Телечкун. — Поэтому сейчас все возможности рынка не раскрыты». «Этот рынок весьма объемный и перспективный, и со временем возникнет место для новых игроков, — говорит Светлана Гончарук, генеральный директор ООО «Киев-Голография». Однако из-за последних событий на рынке предприниматели пока боятся входить в этот бизнес».

Вредное вмешательство государства

Как уже писали «Контракты», в свое время некоторые СМИ даже намекнули, что «голографические» решения правительства лоббировались самими голографистами. Однако забота государства о голографической защищенности ряда товаров и документов хотя и способствовала появлению рынка ГЭ/ГЗЭ, но, в конечном счете, вызвала на нем серьезные проблемы.

Во-первых, надежды на госзаказ оправдались только у одного оператора — почти все они оказались в СП «Голография». Так складывается, что проводившиеся тендеры (о которых говорят, что они не проводились) отдавали нам», — заявил в связи с этим исполнительный директор фирмы Федор Пивень.

Во-вторых, производство и использование ГЗЭ строго контролируется СБУ, что отпугивает многих потенциальных заказчиков голограмм и новых игроков рынка. «Нигде в мире рынок голограмм не контролируют спецслужбы, — утверждает гендиректор «Киев-Голография». — Нередко потенциальный заказчик, узнав, что для использования голограмм ему следует получить много разрешений, отказывается от своих намерений». «У него может возникнуть потребность в ГЗЭ, но он не захочет связываться с СБУ, заниматься дополнительным учетом, давать дополнительные поводы контролирующим органам для проверок и вмешательства в его деятельность», — убежден Дмитрий Телечкун.

В-третьих, как не раз писали «Контракты», убытки на некоторых рынках от недостаточно гибкой «голографической» политики государства вызвали протест в отечественных бизнес-кругах. Правительству пришлось пойти на некоторые уступки. Однако после конфликта вокруг голографических акцизных марок, по словам некоторых операторов рынка ГЭ/ГЗЭ, интерес к их продукции со стороны потенциальных заказчиков существенно уменьшился.

Светлана Гончарук: «Уже многие украинские производители без принуждения государства используют для защиты своей продукции голограммы. Например, мы делали голограммы для Мелитопольского подшипникового завода. Директор предприятия мне рассказал, что после применения ГЗЭ на упаковках продукции вырос объем продажи». По ее словам, некоторые производители водки еще до введения акцизной марки с ГЗЭ самостоятельно защищали свою продукцию голограммами. Однако, по мнению Светланы Гончарук, после введения новой акцизной марки и ряда голографических скандалов большинство потенциальных заказчиков ГЭ заняли выжидательную позицию.

Война и мир

Стоит заметить, что неблагоприятно повлияли на рынок ГЭ/ГЗЭ и прохладные отношения между операторами. В частности, СП «Голография» публично обвинило НТЦ «Оптроникс» в якобы использовании оборудования, завезенного контрабандным путем. Кроме того, СП подало на конкурента иск в суд, обвиняя его в распространении черного PR. Как известно, из-за судебных тяжб и обвинений в преступлениях владельцы «Оптроникса» сегодня лихорадочно ищут способ, как вывести свой бизнес из-под удара. Подобная проблема в ООО «Киев-Голография»: СП «Голография» обвинила фирму в недобросовестной конкуренции — в использовании похожего бренда. Со своей стороны, руководство «Оптроникса» и «Киев-Голографии» называют иски «Голографии» необоснованными. По их утверждениям, таким образом СП пытается избавиться от конкурентов и монополизировать рынок.

Сейчас независимые наблюдатели склоняются к мнению, что появление президентского указа, в соответствии с которым устраняется частичная монополия на рынке ГЗЭ, может быть связано с охлаждением отношений настоящих владельцев СП с их «политическим прикрытием». По их словам, об этом говорит также и возобновление Генеральной прокуратурой производства уголовного дела (возбужденного и приостановленного несколько лет назад) против известного украинского предпринимателя, бизнес которого сосредоточен в Швейцарии и который имеет влияние на голографический бизнес в Украине.

Контракты №13 / 2004


Вы здесь:
вверх