логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Адмиральский бизнес Галина ШАМРАЙ - «Контракты» №13 Март 2004г.

Все, что плавает, может давать прибыль. Иногда до 300%. Главное — вовремя разглядеть в ржавой барже будущую каравеллу.


Золотое дно частного судостроения

Киевская фирма «Адмирал» возникла на обломках советского военного судостроения, которое в начале 1990-х оставляло свои ржавые «остовы» по всей Украине. Директор тогда еще государственного предприятия Юрий Бондаренко, корабельный конструктор по образованию, решил учредить небольшое частное предприятие (постоянный персонал — 30 человек) по строительству различных плавсредств: с верфей «Адмирала» сходили как роскошные яхты с элементами красного дерева, так и демократичные дебаркадеры-рестораны. Эти суда экспортируются в Европу и Юго-Восточную Азию, гранд-пароходы размером 8х25 м и несколько большие дебаркадеры остаются в Украине. «Если пять лет назад украинские корабелы выполняли работу дешевле европейских коллег на 15%, то теперь стоимость работ уравнялась. И каждый заказ из-за границы означает не экономию со стороны заказчика, а сознательный профессиональный выбор», — отмечает Юрий Бондаренко.

Как отмечают эксперты, мировое судостроение происходит циклически. Каждые 15-20 лет возникает потребность масштабного обновления флота: суда выходят из строя, технически устаревают, меняются требования к их эксплуатации. Сейчас именно такой период. Верфи большинства судостроительных заводов загружены на несколько лет вперед. Рентабельность судостроения на уровне 100% считается приемлемой, но не максимальной. Корабелы рассказывают, что эксклюзивные работы могут давать до 300% прибыли.

Одновременно некоторые предприниматели, например «Адмирал», пытаются развивать еще одно перспективное направление судостроительного бизнеса — реанимацию списанных судов. Нынче вырос спрос на так называемые хаус-боты — дебаркадеры под проживание и офисы. В Петербурге и Москве уже зафиксирован значительный рост спроса не только на плавучие рестораны с гостиницами, но и на наводные офисы и резиденции. Судостроители прогнозируют в ближайшее время рост интереса к наводному расположению и в Украине. По прогнозам «адмираловцев», самыми востребованными в скором будущем будут дебаркадеры преимущественно ресторанной специализации. Каждый корабль, перевоплощенный в ресторан, — это эксклюзивный проект по желанию заказчика. В каждом случае создается специфический интерьер в пределах морской или речной стилистики. Специалисты «Адмирала» все делают собственноручно — от установления навигационных приборов до мебели. Один из последних таких проектов — это реставрация самоходной баржи «Азербайджан», которая была «рождена» еще в гитлеровской Германии.

Появляются и совсем новые ниши в судостроении: для состоятельных — корабли премиум-класса отделки, для массового пользователя — ниша моторных лодок с современными двигателями. Ежегодно парк плавсредств для активного отдыха в Украине возрастает приблизительно в четыре-пять раз.

Поскольку в Украине уже прошла первая волна спроса на корабли различного класса, многие из владельцев судов готовы их сменить на лучшее, более современное предложение. Года два назад родился «вторичный рынок» плавсредств, поэтому прогнозируют рост спроса на экспертную оценку стоимости кораблей для купли-продажи, брокерские услуги по поиску судна и юридическому сопровождению таких операций.

Одна из привлекательных черт корабельного бизнеса — его закрытость для случайных новичков. Несмотря на привлекательность рынка, судостроителем стать непросто. Для этого необходима глубокая профессиональная подготовка, которую невозможно приобрести за несколько лет, а также команда узкопрофильных специалистов, в частности, корабельно-лодочных экспертов или маркетологов этого же направления, которую создать нелегко. Те, кто когда-то прославился на верфях Херсона и Николаева, вышли на заслуженный отдых или уже давно работают за границей.

Частному судостроителю, как свидетельствует практика, не нужно слишком тратиться на рекламу и маркетинговые исследования. Традиционная реклама в этой отрасли не срабатывает. «Покупатели сами находят нас, — делится секретами бизнеса Юрий Бондаренко, — фирм наподобие нашей в СНГ единицы».

Отдельная статья доходов

Интересно, что бизнес-концепция «Адмирала» построена таким образом, чтобы каждое плавсредство как можно дольше оставалось источником прибыли. Так, к каждому проданному судну (более 40) фирма регулярно поставляет запчасти. Эксплуатация судов — также отдельная статья доходов «Адмирала». Поэтому, кроме выполнения внешних заказов, «адмираловцы» планомерно увеличивают и собственный корабельный парк. Сегодня компания имеет десять кораблей на ходу.

Себестоимость эксплуатации парохода размером 8х50 м составляет 60 у. е./ч. Вместимость — около 100 человек. Учитывая оборот бара/ресторана, три часа экскурсионного режима эксплуатации приносят чистыми по меньшей мере $500. «Растет количество клиентов, которые желают все заказывать в одном месте — и пароход с командой, и фуршет с официантами, и тамаду с фейерверком. Если заказ слишком большой, мы приглашаем субподрядчиков из проверенных компаний», — рассказывает Юрий Бондаренко.


Сколько стоит ресторан на воде
Необходимые компоненты Стоимость, $ тыс.
Дебаркадер, б/у 8х25 15-20
Новый дебаркадер 30
Ресторан «под ключ» среднего класса
150

Подведение городских коммуникаций
40-50
Контракты №13 / 2004


Вы здесь:
вверх