логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Миссия Нацбанка невыполнима Денис ЛЕБЕДЕВ - «Контракты» №13 Март 2004г.

Монетарные послания Президента парламенту вряд ли станут для НБУ путеводной звездой.


Очередное послание Президента Верховной Раде «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2003 году», у финансовых аналитиков вызвало состояние легкого шока. В принципе мало кто предполагал, что монетарная политика Нацбанка будет представлена в послании в радужных тонах. Однако вместо ожидаемой легкой критики и последующей постановкой традиционных задач в стиле «повысить, улучшить, расширить», Нацбанку было предложено кардинальным образом пересмотреть принципы формирования и проведения денежно-кредитной политики. Взамен нынешней политики была предложена новая модель монетарного управления. Точнее, модель уже применявшаяся в конце прошлого столетия и закончившаяся кризисом 98-го года.

Ключевым моментом монетарной части послания аналитики называют пассаж о «несовершенстве структуры эмиссионного процесса, который фактически не реализует две базовые функции эмиссионной деятельности — обеспечение рефинансирования коммерческих банков и реализацию функции обслуживания государственного долга». В качестве аргументации такой оценки деятельности Нацбанка в послании отмечается, что если в странах со стабильной рыночной экономикой 70-80% эмиссионных ресурсов центральных банков идет на обслуживание бюджетного дефицита, то в Украине ситуация обратная. Так, в 2001-2003 годах вложения НБУ в госбумаги сократились на 2,237 млрд грн. В то же время львиная доля эмиссии была направлена на выкуп валюты на межбанке, а рефинансирование осуществлялось главным образом через механизм кредитной линии «овернайт».

Изложенное фактически означает прямой призыв к Нацбанку начать финансирование дефицита бюджета. К чему приводит такая политика, стало известно в 1998-м году. Поэтому наверняка НБУ не станет исполнять то, что кто-то из незадачливых спичрайтеров Президента решил вставить в текст ежегодного послания. К тому же НБУ это запрещено законодательством. Так, Закон «О Национальном банке Украины» запрещает НБУ финансировать дефицит бюджета. Нацбанк может приобретать госбумаги только на вторичном рынке у банковских учреждений. Такие операции совершаются исключительно с целью регулирования денежно-кредитного рынка, а никак не для финансирования дефицита бюджета.

К слову, уменьшение портфеля ценных бумаг произошло не за счет продажи Нацбанком госбумаг из своего портфеля, а после погашения правительством ПОВГЗ 2000 года.

Утверждение о том, что в развитых странах на обслуживание бюджетного дефицита используется 70-80% эмиссионных ресурсов, мягко говоря, не соответствует действительности. Не только в экономически развитых странах, но даже в Беларуси на эмиссионное финансирование дефицита бюджета наложено строгое табу. Все госбумаги в портфелях центральных банков приобретены на вторичном рынке для регулирования объема денежной массы в обращении.

Согласно Конституции Украины, основным документом, определяющим тактику и стратегию проведения денежно-кредитной политики, является «Основные направления денежно-кредитной политики», а вовсе не послание Президента. В этом документе нет даже намека на возможность возврата к эмиссионному финансированию дефицита бюджета. Ничего подобного не предусмотрено и в проекте аналогичного документа на 2005 год, который был утвержден Советом НБУ 19 марта, буквально на следующий день после опубликования президентского послания.

Следует отметить, что монетарная часть послания главы государства содержит массу противоречий. Наравне с требованием увеличить долю рефинансирования предлагается нарастить международные валютные резервы. Увеличить резервы можно двумя способами — продать очередную порцию бумаг на внешних рынках, либо активнее выкупать валюту на межбанке. В первом случае произойдет увеличение госдолга. Между тем, в послании записано, что «стратегическим заданием является реализация политики, направленной на дальнейшее снижение соотношения государственного долга к ВВП и сокращение затрат на его обслуживание». Во втором случае активные интервенции на валютном рынке при одновременном увеличении доли рефинансирования не позволит, как определено в послании «удержать инфляцию в пределах 6-7%, обменный курс в пределах 5,38-5,42 UAH/USD». К‑слову, приоритетность цели по поддержанию ценовой стабильности в стране Леонид Кучма подтвердил не только в послании, но и при личной встрече с председателем НБУ Сергеем Тигипко, состоявшейся 22 марта.

Контракты №13 / 2004


Вы здесь:
вверх