логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Только для «продвинутых» - «Контракты» №15 Апрель 2004г.

Система сбалансированных показателей дает компании ключ к управлению нематериальными активами, а стало быть, к успеху, — уверены сторонники этой технологии. О преимуществах системы рассказывают директор по консалтингу российской компании «Инталев» Борис Карабанов и генеральный директор киевской компании «Технологии управления» Борис Старинский.


Борис Карабанов

Борис Карабанов

Управление нематериальными активами популярно на Западе. Приживется ли это у нас?

—Приживется. Люди — везде есть люди. Главное — научиться их мотивировать, учитывая при этом менталитет того или иного народа. Приведу пример. У нас в Белгородской области одна компания занималась торговлей продуктами питания. Нужно было расширять сырьевую базу, и менеджмент решил, что компании необходимы сельскохозяйственные активы.

Приходят ее представители к крестьянам и говорят: «Хотите заработать?» А те им: «Нет». Как начать работу в таких условиях? Материальные активы есть: деньги, тракторы, топливо, но мотивация к труду у сельских жителей напрочь отсутствует. Тогда компания заказывает специальное исследование — разработку анкеты на полторы тысячи вопросов. Опросили около тысячи людей и наконец нашли инструменты, которыми можно мотивировать белгородских крестьян.

Планировать на долгие годы в наших странах пока не очень-то и принято: а вдруг ближайшие выборы все изменят, будет передел собственности?..

—Приведу пример. Компания BMW начала свою деятельность еще при кайзере и специализировалась на моторах для самолетов. После поражения в Первой мировой войне Германия не имела возможности развивать авиацию, и BMW стала делать двигатели для гражданских кораблей. Пришли к власти нацисты — компания стала производить двигатели для подводных лодок. После Второй мировой они стали заниматься автомобилестроением. То есть компания сумела создать нематериальные активы, которые позволили ей выжить при любых условиях... Люди, на сегодняшний день отвергающие планирование, просто не понимают, что именно нужно планировать. Они привыкли планировать на квартал: продать, скажем, какое-то количество товара. Но продажи на 70 лет вперед не запланируешь, однако можно построить бизнес так, чтобы компании было всегда что продать.

Велик ли в России спрос на услуги в области управления нематериальными активами вообще и по внедрению ССП в частности?

—Спрос растет постоянно. Особенно востребованы эти услуги среди компаний, занятых в ІТ-индустрии, телекоммуникациях, в банковской сфере, где необходимость управления нематериальными активами наиболее актуальна. Технологии управления нематериальными активами внедряются там, где менеджмент мыслит по-современному. Мы, например, сейчас работаем с одной ГРЭС в Центральной России. Предприятие находится в госсобственности. По реформе «РАО ЕЭС», как генерирующее предприятие, станция будет выведена в рыночные условия. Сейчас ее мощности загружены наполовину — руководство предприятия всерьез задумывается о том, как ГРЭС будет работать в новых условиях, потому и привлекли наших консультантов. Их пример заинтересовал многих коллег по отрасли. И чем дальше, тем услуги в области внедрения технологий управления нематериальными активами будут все больше актуальны. Сейчас наши страны готовятся к вступлению в ВТО и многим предприятиям, чтобы сохранить свои позиции на рынке, придется пересмотреть принципы ведения бизнеса.

Справка

Российская компания «Инталев» создана в 1996 г. Специализируется на управленческом консалтинге, автоматизации систем управления предприятия, разработке типовых продуктов. Входит в перечень 50 крупнейших консалтинговых компаний России. Специалисты компании разработали собственную управленческую технологию РОСТ (результат, обучение, скорость, технология).


Борис Старинский

Борис Старинский

В чем, по-вашему, главные преимущества Системы сбалансированных показателей?

—У компании может быть хорошая стратегия, но если у нее нет инструментов ее реализации, то компания навряд ли будет иметь успех на рынке. Система сбалансированных показателей как раз и является таким инструментом. Невозможно управлять результатом непосредственно, можно управлять деятельностью, процессами, людьми. Допустим, компания поставила себе грандиозные цели и разработала стратегию ее достижения. ССП позволяет пошагово, до самого нижнего уровня, до сотрудников расписать механизм достижения этих целей и управлять реализацией стратегии.

Насколько знаком украинский бизнес с этими технологиями?

—Он сейчас как раз знакомится с этими технологиями. Украинские менеджеры получают информацию о ССП в основном из интернета. Некоторые компании уже начали внедрять систему, но о каких-либо достижениях говорить пока рано. Первые результаты можно увидеть хотя бы через год после ее внедрения. Даже в России, где эти технологии развиваются немного динамичнее, большинство проектов пока перебывает на средней стадии реализации.

В каких отраслях наблюдается наибольший спрос на ССП?

—Система универсальна для любой отрасли. Но кое-где наблюдается определенная мода на ССП. В России одной из первых Систему сбалансированных показателей начала внедрять компания «Северсталь» — там менеджмент, как и на Западе, тратит немалые средства на обучение персонала и современные технологии управления. Соответственно, и наши «стали» — Запорожсталь, Азовасталь — тоже проявляют интерес к этой технологии. В целом же ССП интересуется «продвинутый» менеджмент, который стремится к лидерству и заинтересован в повышении эффективности работы компании, в получении долгосрочных, стратегических преимуществ.

Справка

Холдинг «Технологии Управления» ведет свою историю с 1991 года. Компания специализируется на бюджетном, процессном управлении и управлении проектами. Проводит семинары-тренинги по внедрению ССП. 6 апреля этого года «Технологии Управления» создала СП с «Инталев» — «Инталев Украина», которое будет продвигать услуги и продукты российской компании на украинский рынок.

Контракты №15 / 2004


Вы здесь:
вверх