логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Приличная роскошь Сергей ЛУКЬЯНЧУК - «Контракты» №15 Апрель 2004г.

Одна из главных примет отечественного рынка автомобилей люкс-класса состоит в том, что покупатели «ненародных машин» не склонны к экономии и выбирают самые дорогие и максимально «нафаршированные» модели.


По данным информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг», рыночный сегмент автомобилей люкс-класса составил в прошлом году лишь 0,59% от общего объема украинского авторынка. Меньше только у «малышей» из А-класса (0,08%). Но примечательно другое: финансовая емкость данного сегмента составляет 5,01%. А это уже немало. К примеру, больше, чем у минивенов (2,63%), спорткаров (0,62%) и лишь на 3,1% меньше, чем у В-класса — одного из самых быстрорастущих сегментов прошлого года. Если же оценивать соотношение между количеством проданных автомобилей и объемом вырученных денег, то люкс-класс ставит по этому показателю абсолютный рекорд среди всех без исключения классов.

Правила высшей лиги

Западный рынок автомобилей люкс-класса имеет свою специфику, которая отличает его от массовых сегментов. Он мало зависит от общих тенденций на авторынке: независимо от роста или падения остальных сегментов, продажи люкс-класса остаются стабильными. Вторая характерная примета — консерватизм как на уровне брендов вообще, так и дизайна определенной модели. На любые изменения западные потребители реагируют сдержанно, и попытки автопроизводителей «внести свежую струю» (как в случае с новаторским дизайном BMW 7) или «предстать в новом качестве» (например, VW Phaeton) поначалу встречают прохладно. Иногда это приводит к тому, что компании принимают решение уйти с этого рынка (к примеру, Mazdа, которая решила сосредоточиться на сегменте малых и средних автомобилей, в начале прошлого года сообщила о снятии с производства своей единственной модели люкс-класса Milennia). Однако желание автопроизводителей иметь в своем модельном ряду флагман люкс-класса все же преобладает. И не только потому, что благодаря высокой марже работать с такими моделями выгодно даже при сравнительно небольшом объеме продаж. Наличие наиболее совершенной в техническом и дизайнерском плане «топ-модели» позитивно влияет на общий имидж компании и привлекает внимание потребителей к бренду вообще.

В Украине, где общие показатели авторынка растут рекордными темпами, ситуация в люкс-сегменте имеет свои отличия. Все опрошенные «Контрактами» специалисты отмечают более высокие по сравнению с Западом темпы роста продаж этих автомобилей. Как считает Александр Тимофеев, генеральный директор компании «АВТ Бавария», спрос на модели представительского и люкс-класса в Украине выше, чем у соседних стран: «Рынок автомобилей представительского класса растет достаточно быстро. В 2003 году «АВТ Бавария» продала в два раза больше автомобилей, чем в 2002-м. Думаю, в этом году сбыт дорогих машин будет продолжать увеличиваться».

«На протяжении 2000-2002 гг. объем рынка в Украине, как в сегменте люкс-седанов, так и люкс-внедорожников, был стабилен, — говорит Вячеслав Смигунов, начальник отдела продаж автомобилей представительского класса компании «Интеркар Украина». — Однако в 2003 году произошел значительный рост этих сегментов. Так, если в 2000-2002 гг. новых представительских седанов продавалось приблизительно по 500 шт. в год, то в 2003 г. в Украине было зарегистрировано уже 830 новых автомобилей. Планируем, что в 2004 году объем сегмента будет на уровне 2003 года (т. е. 800-850 автомобилей). Вместе с тем, доля сегмента люксовых внедорожников и люксовых седанов постоянно снижается из года в год по отношению к общему объему рынка. Это объясняется незначительными колебаниями в объеме потребительской аудитории — состоятельных и очень состоятельных людей, процент которой невелик».

По оценкам аналитиков, несмотря на наблюдающиеся сейчас повышенные темпы роста, отечественный рынок люкс-класса уже практически сформирован. Можно предполагать, что при сохранении положительных экономических тенденций насыщение и стабилизация наступят примерно через два года.

На вершине

В Украине тремя ведущими брендами, занимающими более 80% от общего объема рынка люкс-класса, остаются Mercedes (S-класс), BMW (7 серия) и AUDI (А8). Но примечательно, что «расположение сил» внутри этой группы в последнее время заметно изменилось — главным образом это касается двух лидеров — Mercedes и BMW. Если ранее Mercedes был безоговорочным фаворитом и имел более, чем двукратное преимущество, то сейчас BMW начинает сокращать отрыв. Так, по данным «Автоконсалтинга», в 2003 году в Украине было продано 459 моделей Mercedes S-класса и 197 — BMW 7 серии. А за два месяца текущего года это соотношение изменилось — 37 Mercedes S-класса и 23 «семерки» BMW. На основе этих данных аналитики «Автоконсалтинга» прогнозируют, что эти два бренда в нынешнем году могут сравняться по популярности.

Означает ли это, что спрос покупателей склоняется в пользу BMW? Скорее всего, у наблюдаемого явления имеются более рациональные объяснения. В течение последних полутора лет BMW представила несколько ярких новинок в представительском и люкс-сегментах, а покупатели автомобилей топ-класса очень чувствительны к появлению новых моделей. Кроме того, в Украине значительно меньше консерватизма в восприятии новаторского подхода к дизайну «седьмой» серии BMW, чем в Западной Европе. Отечественные покупатели оценивали эстетику «семерки» объективно, а не через призму ее соответствия имиджу предыдущих серий.

Таким образом, именно «фактор новизны» можно считать наиболее вероятной причиной повышенного спроса на автомобили BMW. Сможет ли он перерасти в новое качество — покажет время. Примечательно, что во многих действиях на рынке и компания «Автокапитал», представляющая в Украине Mercedes, и «АВТ Бавария» идут буквально «нога в ногу». Так, «Автокапитал» открыл огромный автосалон Mercedes на Столичном шоссе, соответствующий всем западным требованиям. «АВТ Бавария» обзавелась роскошным помещением в самом центре Киева — в здании престижного торгового центра «Мандарин-плаза». «АВТ Бавария» на автосалоне SIA’2003 провела допремьерный показ BMW 5, «Автокапитал» представил в Киеве новинку хай-люкс класса Maybach (и, кстати, намекнул, что как только начнутся продажи суперспорткара Mercedes SLR в Западной Европе, его появления в Киеве долго ожидать не придется).

У AUDI — свои амбициозные планы. В компании «ВИПОС», представляющей эту марку на украинском рынке, «Контрактам» сообщили, что продажи флагманской модели А8 в 2002 году составили 78 единицы, а в 2003-м — 90. В нынешнем году компания планирует сохранить и увеличить динамику спроса на А8. Главные козыри «восьмерки» — один из самых мощных двигателей для легковых автомобилей (12-цилиндровый мощностью 450 л. с.), алюминиевый кузов, наличие модификаций с удлиненной колесной базой и системой полного привода quattro. AUDI А8 позиционируется как автомобиль для интеллигентных, обеспеченных людей, которые хотят быть «не как все».

Третья сила

Когда концерн Volkswagen представил на рынке своего «первенца» в сегменте люкс-класса — VW Phaeton, многие западные и отечественные аналитики не поскупились на скептические прогнозы относительно шансов на успех «народного автомобиля» в таком исключительно «ненародном» сегменте. И хотя подобные утверждения не лишены были оснований, в Украине им нашлось очень весомое опровержение. На конкурсе «Автомобиль года в Украине-2003» VW Phaeton был назван лучшим автомобилем люкс-класса. Рассказывает Вячеслав Смигунов: «Хотя для потребителей при выборе люкс-автомобиля едва ли не решающее значение имеет престижность марки и устоявшийся имидж, новый, но по-настоящему качественный продукт также имеет неплохие шансы стать популярным. Для марки VW упрочение позиций в люкс-сегменте является приоритетной задачей, поэтому, используя имеющийся потенциал рынка, мы надеемся вывести VW Phaeton в лидирующую группу в течение 2004-2005 гг. Технологию завоевания рынка мы уже отработали на люксовом внедорожнике VW Touareg, который постепенно и уверенно набирает популярность. Мы будем считать 2004 год успешным, если доля VW Phaeton составит более 8% объема сегмента».

Очень серьезные шансы осуществить перераспределение сил на рынке в свою пользу имеет бренд Lexus (флагманская модель — Lexus LS430), спрос на который растет очень высокими темпами. На его стороне — традиционное японское качество и высокий уровень инновационности в сочетании с «валютным фактором» — от роста курса евро-азиатские производители не зависят. Примечательно, что Lexus ES300, принадлежащий к сегменту «начального люкс-класса» (entry luxury), получил звание украинского автомобиля года в большом классе. Однако существуют факторы, «тормозящие» Lexus — это, прежде всего, отсутствие централизованной структуры продаж. Модели Lexus в Украине представляет большое количество компаний, среди которых много «серых дилеров». Вообще «серые продажи» — одна из наиболее острых проблем «цивилизованного» люкс-сегмента. По различным оценкам, они достигают от 40 до 80% по отдельным маркам.

Чем дороже, тем лучше

Одной из наиболее интересных тенденций, которая прогнозируется на рынке люкс-автомобилей, является спрос на особо роскошные и дорогие модели, к примеру, «хай-люкс» класса. Очень характерный пример — дорогущие Maybach. Как рассказали «Контрактам» в компании «Автокапитал», в течение нескольких месяцев со дня презентации Maybach в Украине было продано 12 автомобилей этой марки. Треть из них — длиннобазные Maybach 62, остальные — «короткие» 57 (если так вообще можно сказать о машине длиной 5-7 метров и стоимостью около $500 тыс.). С появлением в Украине других представителей этого класса — Rolls-Royce и Bentley — сегмент особо роскошных автомобилей может пережить настоящий взрыв спроса.

Особенностью Украины является особая любовь к топ-комплектациям. Покупатели автомобилей люкс-класса не склонны к экономии и выбирают самые дорогие и максимально «нафаршированные» версии. «Спрос на максимальные комплектации особо высок именно среди самых дорогих автомобилей, — рассказала «Контрактам» Лилия Альтшулер, менеджер компании «Виннер Импортс». — Хотя базовая комплектация на модель Volvo S80 достаточно богатая, мы никогда не заказываем их на сток в такой комплектации. Если человек приобретает дорогой автомобиль, он хочет чувствовать себя максимально удовлетворенным. Для этого существует большой список разнообразных опций и аксессуаров». Примечательно, что S80 является наиболее продаваемой моделью в Украине среди всего модельного ряда Volvo: в 2003 году ее продажи составили 33% от всех продаж Volvo, а в 2004-м (на данное время) — 28%.

Не меньшее значение имеет мода: автодилеры рассказывают, что даже такое незначительное изменение комплектации, как появление в качестве опции новой модели DVD-плейера, уже может повлиять на выбор клиента: он хочет купить машину, оборудованную именно этой новинкой. Ничего не поделаешь: ведь если «обычный» автомобиль — не роскошь, а средство передвижения, то автомобиль люкс-класса — в первую очередь не транспортное средство, а символ богатства и высокого статуса своего владельца.

Контракты №15 / 2004


Вы здесь:
вверх