логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
No pasaran! Дмитрий КЛЕПАЧЕВСКИЙ - «Контракты» №17 Апрель 2004г.

Комитет ВР по финансам и банковской деятельности не поддержал президентский законопроект об НДС-счетах и принял решение не выносить этот вопрос на сессионное рассмотрение до 1 июля.


Три законопроекта

Напомним, что Президент, отменив свой Указ об НДС-счетах, в экстренном порядке инициировал регистрацию в парламенте законопроекта о спецсчетах. Произошло это утром 13 апреля. К тому моменту в Верховной Раде уже лежали два депутатских проекта на эту же тему.

20 апреля Комитет ВР по финансам и банковской деятельности провел первое обсуждение документов с участием сотрудников Минфина и представителей общественных организаций. Обсуждение было жарким и скандала удалось избежать только благодаря тому, что председатель комитета Сергей Буряк подвел «компромиссную черту»: «Пока страна находится в состоянии политического раздрая, я предлагаю не принимать по данному вопросу никакого решения до 1 июля». Члены комитета поддержали инициативу председателя...

Впрочем, расслабляться не стоит. Тем более, что два из трех законопроектов полны новых сюрпризов для субъектов хозяйственной деятельности.

Проект Президента. Предлагается ввести НДС-счета, смягчив эту норму введением кассового метода учета налоговых платежей, поэтапным снижением ставки НДС, упрощенной процедурой бюджетного возмещения. Однако ни один из этих аргументов не звучит убедительно. Кассовый метод по НДС приведет лишь к путанице налогового учета, поскольку налог на прибыль будет по-прежнему начисляться по методу «первого события»... Ставка в 17% с 1 января 2005 года также незначительно облегчит налоговое бремя. Что же касается бюджетного возмещения, то в условиях спецсчетов оно вообще может потерять всякий смысл, поскольку возмещаться НДС будет на те же спецсчета, с которых можно будет перечислить деньги либо на другие спецсчета, либо в бюджет.

«Хитом» президентского проекта стала норма о солидарной ответственности налогоплательщиков на всех этапах перемещения товаров. Это значит, что если в цепочке контрагентов предприятия «затеряется» один нарушитель, то предприятие (а также все прочие его контрагенты) лишится права на налоговый кредит. Процедура такой «солидарной ответственности» не прописана, поэтому можно предположить, что если операции с нарушителем будут выявлены спустя год, то санкции могут достичь астрономических размеров — накажут за весь период...

Словом, законопроект совершенно непригоден для практического применения.

Проект Виталия Хомутынника и Сергея Буряка. Документ отчасти дублирует нормы ныне недействующего правительственного постановления, которым изначально планировалось ввести спецсчета. В отличие от президентской инициативы, депутаты предусмотрели в некоторых случаях процедуру перевода средств с НДС-счетов на текущие счета, но лишь со специального разрешения налоговой инспекции. Если сегодня, при бюджетном возмещении НДС, предприниматели сталкиваются с единичными проявлениями коррупции налоговиков, то в этом случае коррупционные возможности тех же налоговиков достигнут катастрофического масштаба.

Данный проект, в отличие от президентского, не предусматривает «солидарной ответственности» налогоплательщиков и предлагает снизить ставку НДС до 17% сразу, а с 1 января — до 15%.

Проект Сергея Терехина, Дмитрия Святаша, Сергея Матвиенкова, Виталия Шибко. В нем предлагается усилить ответственность за незаконное возмещение НДС, а также более детально описывается и упрощается сама процедура возврата налога. Налоговики смогут препятствовать бюджетному возмещению (если, по их мнению, налогоплательщик — нарушитель) только до решения суда по данному делу. Таким образом законопроект ограничивает полномочия налоговых органов.

По словам депутатов, эти нормы — своего рода профилактика НДС-счетов. Хотя, если мыслить формально, прямых препятствий спецсчетам не вводится.

Перспективы

У основного противника НДС-счетов — Сергея Терехина — нет твердой уверенности в том, что спецсчета в любом случае не пройдут через парламент. «Я не знаю, что может пройти через этот парламент», — с раздражением сказал он. Впрочем, он убежден, что депутаты фракции «Наша Украина» за спецсчета голосовать не будут. С критикой новой процедуры взимания НДС выступил и ее лидер Виктор Ющенко.

Кроме того, среди депутатов, подписи которых стоят под «терехинским» законопроектом, не только «нашеукраинцы» — Святаш, Матвиенков и Шибко. А это значит, что против спецсчетов будут голосовать все сколько-нибудь экономически грамотные парламентарии и завуалированные под депутатский мандат бизнесмены.


Сколько денег будет заморожено на НДС-счетах

• По подсчетам Минфина — 400 млн грн

• По подсчетам экспертов Комитета общественного

контроля (Александра Кужель) — 2 млрд грн

• По подсчетам Сергея Терехина — 4 млрд грн

P. S. Общий оборот средств на НДС-счетах должен составить 45 млрд грн

Мнение эксперта

Ксения ЛЯПИНА, координатор проектов Института конкурентного общества:

— Законопроект Президента, помимо введения НДС-счетов, предусматривает «солидарную ответственность» контрагентов за нарушение порядка уплаты НДС. Это — не просто шаг назад, это дикость, «прыжок на пальму». Проект Хомутынника-Буряка большей частью попросту дублирует нормы уже недействующего постановления КМУ. Наиболее приемлемым является законопроект Терехина, Святаша, Матвиенкова и Шибко, где речь идет о введении цивилизованной процедуры бюджетного возмещения НДС.

Вадим КОПЫЛОВ, замминистра финансов:

— Проект Президента позволит повысить эффективность НДС, упорядочит процедуру его администрирования, предупредит нарушения. В тот период, когда действовали и Указ Президента об НДС-счетах, и постановление Кабинета Министров, мы встречались с налогоплательщиками, большинство которых поддержали НДС-счета, поскольку они создадут равные условия предпринимателям.

Сергей ТЕРЕХИН, народный депутат, зампредседателя Комитета ВР по финансам и банковской деятельности:

— Идея НДС-счетов закончилась ничем. Чтобы похоронить ее окончательно, нужно обсуждение данных инициатив сделать публичным, а не так, как это было, когда вышли указы и постановление правительства.

Антонина ПАЛАМАРЧУК, представитель Ассоциации украинских банков:

— Порядок взимания НДС через специальные счета возлагает на банки, контролирующие функции, что противоречит налоговому законодательству, гражданскому законодательству и Закону «О банках и банковской деятельности». За перемещением средств на счетах и уплатой налогов должны следить не банки, а налоговые органы.

Контракты №17 / 2004


Вы здесь:
вверх