логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«На границе тучи ходят хмуро» Оксана ПАШКЕВИЧ - «Контракты» №17 Апрель 2004г.

С вступлением Речи Посполитой в ЕС польская сторона может усложнить процедуру пересечения украинско-польской границы. С украинской стороны контроль за грузами упрощен и в то же время усложнен.


Сергей Притула
Новые таможенные и пограничные правила осмотра грузов «Контрактам» разъяснил начальник отдела организации пограничного контроля администрации Государственной пограничной службы Украины полковник Сергей Притула.

Почему было решено изменить процедуру контроля за грузами, пересекающими границу? Она упрощена или, наоборот, усложнена?

— Она усовершенствована, т.е. упрощена и одновременно усложнена. Перед тем как заняться грузами, мы еще весной прошлого года на таможенных пунктах пропуска начали проводить эксперимент по введению новых технологий пограничного и таможенного контроля легкового автотранспорта, автобусов и микроавтобусов, которые не перевозят «внешнеэкономических» грузов. Собственно, изменения заключались в том, что к гражданам, которые пересекают границу, применялся принцип одной остановки — пограничник и таможенник проводят осмотр машины одновременно, а не по очереди, как это было раньше. Это ускорило процедуру пересечения границы, дало свои позитивные результаты, и с ноября 2003 года такие изменения введены на постоянной основе. Теперь подобные коррективы мы внесли и в процедуру осмотра грузовых автомобилей.

Какие именно?

— Не секрет, что процедура пересечения грузами государственной границы длительная и требует немало времени. Хотя, как показывает наша практика, только 10% из тех, кто перевозит грузы через границу, нарушают законодательство. Другие работают честно и открыто, и мы не заинтересованы в создании преград для таких перевозчиков. В то же время в мире растет угроза терроризма, поэтому мы вынуждены усиливать контроль за грузами. Кроме того, Украина с 1 мая, после вступления Польши в Евросоюз, будет иметь общую границу с ЕС и вынуждена усилить контроль на этом участке. Поэтому Государственная пограничная служба совместно с Гостаможслужбой, опираясь на позитивные результаты изменения процедуры осмотра легковых автомобилей и микроавтобусов, разработала приказ «Об утверждении порядка общего осмотра автомобильных транспортных средств, использующихся для перевозки «внешнеэкономических» грузов».

В документе предусмотрено применение к транспортному средству принципа одной остановки, как и в случае с гражданами. Мы взяли на себя регистрацию автомобиля, а таможенники регистрируют товар (раньше и они, и мы регистрировали то и другое). Кроме того, что ускорена сама процедура, мы также пытаемся минимизировать случаи коррупции со стороны работников наших ведомств. Конечно, очереди на границе всегда были и будут благоприятной средой для коррупционных действий со стороны различных служб, и не секрет, что кое-где они создаются искусственно ради возможности получить взятку. Вряд ли этот приказ поможет полностью избавиться от очередей на границе, но по крайней мере максимально сократить их мы сможем. Также не нужно забывать, что когда работают вместе два человека из различных ведомств, вопросы решаются более прозрачно и остается меньше возможностей для коррупции.

Есть ли принципиальные нововведения в самой процедуре обзора автомобиля?

— Да. Этим документом определены четыре возможных вида осмотра автомобиля и его груза. Первый — визуальный осмотр. Таможенник с пограничником проверяют пломбу на автомобиле, шнуровку, сверяются с документами, а в случае необходимости — взвешивают машину. На этом осмотр завершается. Второй вид осмотра: распломбировали машину, посмотрели, посчитали груз, не разгружая автомобиль, закрыли. Третий вариант: разгрузили машину, посчитали и взвесили груз. В случае, когда есть основания считать, что перевозится запрещенный груз, машина отгоняется на полный осмотр. Т.е. тщательно осматриваются и грузы, и сама машина. Кроме того, осмотр товаров отныне осуществляется на основании анализа и оценки рисков.

Что это значит?

— Это значит, что учитывается маршрут направления машины, характер и происхождение груза, может ли автомобиль использоваться для перевозки средств террора, контрабанды, нелегальной миграции или наркотиков. И уже выходя из этого, определяется вид осмотра груза.

Еще один нюанс заключается в том, что все другие контрольные службы, такие, как экологическая, ветеринарная, фитосанитарная, охрана культурных ценностей, действуют по вызову. Их специалисты находятся в операционном зале и вызываются в случае, если товар подпадает под какой-то другой вид контроля, кроме таможенного.

Когда вступит в силу приказ?

— Он уже действует около месяца. Однако, чтобы обеспечить его понимание всеми службами, мы еще планируем провести ряд учебных собраний руководителей таможенных и пограничных органов. Но на этом изменения не завершатся. Работа по совершенствованию процедур таможенного и пограничного осмотров проводится постоянно. Сейчас мы начали применять технические средства, позволяющие осуществлять контроль бесконтактным методом. Например, в Ильичевске недавно были установлены рентгеновские сканеры. Из-за отсутствия средств в ближайшее время мы не сможем их установить во всех пунктах пропуска, но в крупнейших установим.


Когда верстался номер

«Контрактам» стало известно, что пропускной пункт таможни «Ягодин» (Волынская обл.) прекратил пропуск грузовых автомобилей до ноября месяца. Это связано с реконструкцией семикилометрового участка дороги Киев-Ковель-Ягодин. Реконструкция предусматривает расширение ее с двух до четырех полос. По данным администрации пропускного пункта «Ягодин», транзитные и другие грузы пе ренаправляются к другим пропускным пунктам, в частности на «Раву-Русскую», «Шегини» и «Краковец». Перевозчики уже заявили, что это приведет к увеличению времени перевозки, дополнительным финансовым расходам и возникновению очередей на границе. По словам начальника управления инвестиционной деятельности Государственной службы дорог «Укравтодор» Валерия Гамалия, как правило, такие работы ведутся без прекращения движения автотранспорта, но в этой ситуации дорога перед пропускным пунктом используется автомобилистами как стоянка перед таможней, а это мешает прокладке дороги.

Контракты №17 / 2004


Вы здесь:
вверх