логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Содостижение цели Ирина ПОЛИЩУК - «Контракты» №17 Апрель 2004г.

Коучинг (сопровождение руководителя индивидуальным бизнес-тренером) в Украине — понятие экстравагантное. Для многих новый вид тренинга не вполне понятен и, следовательно, невостребован. Чтобы понять, нужно попробовать, — советует директор по развитию бизнеса, тренер-консультант компании Baltic Training Group Константин Стародубцев.


В 2001 году коучинг как направление бизнеса уступил по темпам роста в США только телекоммуникационному сектору. А какой спрос у нас?

— Коучинг как вид тренерских программ в Украине появился довольно давно. Еще в начале нашей работы (а наша компания на рынке уже четыре года) это понятие в Украине уже было известно и такие услуги предлагались. Конечно, не так часто, как сейчас. Мне кажется, теперь мы находимся на стадии, предшествующей пику популярности. Многие компании предлагают коучинг, и есть довольно большое количество запросов на такие услуги от управленцев. Ведь цель любой компании — увеличить прибыль путем активизации всех ее ресурсов, а коучинг именно и создан для достижения этой цели.

Руководитель — обычно харизматичная личность. Потерпит ли он наставничество?

— Как свидетельствует опыт, практически у каждого на определенном этапе жизни возникает потребность в своеобразном катализаторе, который будет «тянуть» к поставленной цели. А коучинг и является одним из видов индивидуальной поддержки людей, ставящих перед собой определенную задачу по профессиональному и личному росту, повышению персональной эффективности. Он помогает добиться поставленной цели и решить различного рода проблемы. Или в бизнесе, или в межличностных отношениях.

В деловом контексте коучинг сравнивают с такими методами развития персонала, как наставничество, тренинг. Каково же отличие между коучингом и тренингом или бизнес-консалтингом?

— Разница довольно существенна. Так, в обычном бизнесовом тренинге задача тренера — научить и показать, как нужно отработать конкретные навыки, чтобы владеть различными бизнес-технологиями, инструментами. Бизнес-консультант определяет с клиентом проблему, цель, а потом дает рекомендации, как добиться этой цели. У коуча несколько другой подход к работе с клиентом. Нет, например, такого: я тебе покажу, как нужно делать, и ты все сделаешь именно так, а я, в свою очередь, тебя поправлю. Задача коуча — обнаружить скрытый потенциал человека, дать возможность ему самому решать проблемы и реализовывать в процессе обучения этот потенциал. Особенно важно, чтобы руководитель при содействии коуча сам создавал перспективу и действовал самостоятельно. В коучинге редко когда что-то предлагается, практически он строится только на вопросах. И если у клиента нет четких ответов на них, коучинг помогает их найти. После общения с коучем определенное решение человек принимает сам.

Бывают ли случаи, когда коучинг противопоказан?

— Вообще, коучинг можно «прописать» всем. Сфера применения коучинга чрезвычайно широка. Ведь коуч делает ставку на ценности, которые так или иначе присущи всем. Внимание сосредоточивается на самом важном для человека, на том, чего он больше всего хочет. Однако есть одно исключение из правила. Например, у нас есть тренинг для менеджеров «Коучинг как стиль менеджмента». Начиная его, я предупреждаю: не участвуйте в тренинге, если вы, во-первых, являетесь сторонником авторитарного метода руководства; во-вторых, не верите в то, что люди могут меняться. Участие в тренинге серьезно меняет представления именно о людях.

Какие компании и из каких сегментов рынка чаще всего пользуются услугами коучей?

— Для коучинга неважно, в какой сфере работает компания. Часто бывает так, что те, кто уже попробовал и получил определенный результат, начинают рекомендовать эту услугу другим. Сейчас все чаще к коучам обращаются и топ-менеджеры, которых интересует индивидуальный коучинг, и менеджеры, стремящиеся использовать коучинг как инструмент управления и развития персонала.

Те, кто руководствуется в своей работе новациями, чем-то интересным, новым, модным, положительно воспринимают коучинг. Хотя многие и не совсем понимают, что это, собственно, такое. Возникают вопросы: чем это отличается от того, что мы уже знаем? Это что-то кардинально новое, уникальное или все-таки что-то знакомое, но в другой упаковке? Действительно, методика коучинга не является революционной. Она используется в той же тренировке, в наставничестве, в психотерапии. Она позаимствована отовсюду. Особенность ее заключается в том, что сам подход ориентируется не на принятие каких-то решений, а на то, чтобы человек сам понял, к чему он стремится. Вероятно, многие и раньше пользовались определенными методами коучинга, применяли его в работе, однако не знали, что это он и есть.

Вы можете привести пример успешного коучинга?

— В моей практике был интересный случай, так сказать, влияния коучинга. Об этом рассказал руководитель одного из предприятий, который посетил мой тренинг года два назад. Он объяснил, как коучинг помогает ему в работе. Теперь он работает, используя методы коучинга, т.е. идя путем вопросов. Обычно поставленная перед работником конкретная задача (например, нужно увеличить продажи) воспринимается приблизительно так: ну вот, опять начальник нереальные задачи ставит. Теперь руководитель использует другой метод постановки задачи. Обращаясь к подчиненному, он говорит: сейчас у тебя уровень продаж такой-то. Как ты думаешь, есть ли ресурсы, чтобы увеличить эти продажи, и если есть, то насколько? Как ты считаешь, это реально? И как ты думаешь: это действительно реально или просто вызов? Или, может, вызова нет? А что было бы вызовом? У тебя лучше получается, когда ты планку повышаешь или когда ставишь реальные цели? Самое интересное то, что за определенный период времени уровень продаж в этой компании значительно вырос.

Есть ли в коучинге определенное деление на направления обучения?

— В целом, есть два направления, яркими представителями которых являются американская и европейская школы. Американская школа не то чтобы стандартизованная, она скорее предлагает большое количество инструментов, которые облегчают работу коуча. Под инструментами я понимаю разнообразные программы, предполагающие определенные вопросы. Иначе говоря, есть бланки с последовательно размещенными вопросами. Они являются поддержкой в работе коуча, поскольку это четкая структура, по которой он будет «вести» клиента. К тому же эти самые бланки облегчают дистанционную работу коуча с клиентом. Так, получив по электронной почте такой бланк, клиент отвечает и передает его коучу. Можно провести занятие и по телефону. В этом случае инструменты структурируемы и все довольно практично. Европейская же школа более независима от стандартов. Она строится на определенных тенденциях и направлениях. Например, есть модель, которая называется G. R. O. W. и представляет собой всего лишь последовательность постановки вопросов. В пределах этой структуры предлагается почти полная свобода коуча. Мы используем методы обеих школ. Точнее, я выбрал золотую середину. Я считаю, что когда есть несколько школ, то есть сильные стороны и в первой, и во второй, поэтому для себя мы выбираем лучшее. Например, инструменты помогают, когда нужно определенное точечное влияние, зная структуру, легче «сопровождать» клиентов.


Практическое занятие

Инструмент, который предлагает читателям «Контрактов» Константин Стародубцев, называется «Колесо жизни». Это прекрасный способ посмотреть на свою жизнь (свой бизнес) в целом и подумать о том, насколько вы удовлетворены ею. Вы получаете возможность сравнить, как то, чего вы достигли в настоящее время, соответствует вашим желаниям и устремлениям. Вы можете использовать любые категории для своего «колеса жизни», но, по опыту коучера, приведенные ниже данные позволяют составить достаточно полную картину вашей нынешней ситуации.

Предположим, что центру колеса соответствует 0, а его внешней границе — 10. Для каждой сферы закрасьте соответствующую часть окружности на том расстоянии от центра, которое отражает степень вашей удовлетворенности данной областью жизни в настоящий момент.

В идеале у вас должны были бы получиться сплошные десятки во всех сегментах. Но реальность не такова. То, что вам нужно отметить, не желаемая ситуация, а графическое изображение вашей реальности, как вы ее представляете и ощущаете в данный момент. Например, «колесо жизни» одного из клиентов Константина Стародубцева было почти полностью закрашено в категориях «карьера», «образование», «финансовое положение» и «материальная сторона жизни». Все остальные сферы получили оценку от двух до четырех. Другие люди воспринимали этого руководителя как очень успешного человека, однако он был несчастлив в своей жизни. Клиент сам понял, что ему нужно делать. «Да, на таком колесе далеко не уедешь», — были его первые слова. Благодаря своему коучу, этот менеджер сконцентрировался на постановке и достижении целей в семейных отношениях, здоровье. Он стал создавать баланс между всеми направлениями своей жизни и начал чувствовать себя намного лучше.

Можна использовать другие категории, например, «планирование и бюджетирование», «поддержка корпоративной культуры и дисциплины», «управление изменениями и развитием», «стратегическое развитие предприятия», «мотивация и вдохновение», «контроль и решение проблем», «организация и формирование кадровой структуры», «отношения с персоналом». Тогда у вас получится «Колесо успеха руководителя». По такому же принципу можно создать «Колесо успешного менеджера по продажам» и т. д.

Откуда коучинг

Американские эксперты считают, что само понятие «коучинг» изобрел американец по имени Томас Леонард. В 1980 годах он занимался финансовым консультированием своих клиентов (частных и корпоративных), оказывал услуги по финансовому сопровождению и планированию. В какой-то момент Леонард заметил, что его наиболее успешные клиенты хотят не просто консалтинга, а более «личных» советов в области профессиональной жизни. Кто-то из них хотел узнать и научиться новым «технологиям реагирования» на события в профессиональных ситуациях, кто-то мучился от того, что всего уже достиг, и не знал при этом, как сформулировать себе цели дальнейшей жизни. Леонард, человек с опытом в сфере консалтинга и психологии, взялся им помочь. А чтобы «формализовать» услугу, принял для себя название «коуч» — тренер. Так родился коучинг. В американской среде слово быстро прижилось. Воспитанным на культе успеха американцам понятно, что личный тренер значительно увеличивает шансы на победу. В 1990 годах коучинг получил широкое распространение, появились различные виды коучинга, сформировалась его идеология. Коучинг стали делить на «личный» и «деловой», в рамках каждого направления образовались «подвиды». Сейчас в США есть даже «коучинг пенсионеров». Со временем многих экспертов перестало удовлетворять простоватое понятие «тренерство». Чтобы обеспечить услуге лучший «промоушн», некоторые авторы стали производить понятие «coaching» от «co-achieving» — «содостижение». Продукт с более «глобальным» звучанием и стоит дороже.

Контракты №17 / 2004


Вы здесь:
вверх