логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Все в ЕС. Украина платит Вячеслав ДАРПИНЯНЦ - «Контракты» №17 Апрель 2004г.

Расширение Евросоюза обойдется украинской экономике, как минимум, от $249 млн до $349,2 млн.


1 мая десять государств — Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Венгрия и Чехия — уступят часть своего суверенитета в обмен на членство в Евросоюзе. В краткосрочной перспективе это нанесет ощутимый удар украинской экономике. Во всяком случае, прогнозные расчеты Минэкономики, представленные «Контрактам», предельно пессимистичны.

Таможня возьмет добро

Общий негативный эффект для Украины после посвящения десяти стран в ЕС ориентировочно составит $284,6-384,8 млн. Главным образом — ввиду перехода государств-кандидатов на единый таможенный тариф Евросоюза и увеличения уровня тарифной защиты от украинского экспорта, а также лишения указанных государств права самостоятельно регулировать режим торговли.

Наибольшие потери ожидают Украину от снижения ее доли на внешних рынках сталелитейной продукции. В случае, если экспортная квота в расширившийся ЕС не увеличится с учетом традиционных объемов поставок (538 тыс. т в период с 1.05.2004 по 31.12.2004) до 807 тыс. т в год, то украинские сталевары потеряют от $173,3 млн до 260 млн.

Интеграция в Евросоюз десяти рынков сбыта металлургической и химической продукции (как следствие — распространение на эти рынки антидемпинговых мер) грозит Украине потерями от $36,5 млн до $50 млн. Это при том, что по ряду позиций (сварные трубы, нитрат аммония) удельный вес украинского экспорта превышает 30%.

Европейские стандарты технического, фитосанитарного и ветеринарного контроля потенциально уменьшают украинский экспорт сельскохозяйственной продукции в десять стран на $60 млн. Неотвратимая денонсация соглашений о свободной торговле между Украиной и странами Балтии влечет за собой потери в $14,8 млн (Латвия — $4,9 млн, Литва — $6,8 млн, Эстония — $3,1 млн).

Уже сейчас можно прогнозировать осложнение организации транспортных коммуникаций между Украиной и Польшей, Венгрией, Словакией. Введение визового режима, изменение правил таможенного оформления грузов, требований к техническому состоянию транспортных средств, скорее всего, отбросит украинских перевозчиков за пределы рынка транспортных услуг государств-соседей.

В целом, позитивная динамика украинского экспорта в ЕС (темпы роста за последние два года составили 50%) будет существенно замедлена.

На пути к занятости

Присоединение десяти стран к Шенгенскому соглашению автоматически превращает Украину из транзитной страны в реципиента нелегальных мигрантов. Ужесточение контроля на границах с Польшей, Венгрией и Словакией (с учетом относительной «прозрачности» восточных границ Украины) способно увеличить число нелегальных мигрантов в нашей стране на 17%, что неизбежно приумножит государственные расходы на их задержание и содержание.

Одновременно будет затруднен доступ рабочей силы из Украины в страны Евросоюза. Заметим в этой связи, что влияние трудовой миграции на экономику страны-донора, априори, неоднозначно. С одной стороны, как легальный, так и нелегальный исход украинцев на заработки в Польшу (ежегодный уровень трудовой миграции, по данным МИД, — 300 тыс. чел.), Чехию и Италию (по 200 тыс.), Португалию (150 тыс.), Испанию (100 тыс.) способствует притоку валюты в Украину и росту среднего подушного дохода. С другой — исход означает прямое отвлечение рабочей силы, а значит, и снижение объемов ВВП.

Теоретически, соотношение пользы и вреда от трудовой миграции зависит от ее размаха и «качества» мигрирующих ресурсов. В Украинском союзе промышленников и предпринимателей подсчитали, что, несмотря на высокий уровень безработицы в стране, к 2015 году потребность отечественной промышленности в рабочей силе будет удовлетворена лишь на треть (сейчас в производственной деятельности занято 4,4 млн человек, при отраслевых запросах в 6,2 млн).

Барьеры, возникающие ввиду вступления десяти «перевалочных» стран в ЕС, соответственно, также имеют позитивные и негативные стороны. Хотя вряд ли украинский рынок сможет «переварить» существующий объем нелегальных трудовых мигрантов. Рост безработицы в западных областях Украины (со всеми вытекающими последствиями для граждан) в ближайшей перспективе представляется более вероятным.

Прекрасное далеко

Есть во вступлении десяти стран в ЕС и выгоды для Украины. Практически все — потом и нескоро. В частности, с расширением границ Евросоюза усилится значение Украины для его внешней оборонной политики — ЕС будет напрямую заинтересован в поддержании режима безопасности по всему периметру украинских границ. Адаптация к единой системе таможенных правил повысит экспортную конкурентоспособность Украины. Будут созданы максимально благоприятные условия для интеграции энергетических, транспортных и телекоммуникационных систем страны в общеевропейские.

Однако значение этих и ряда других преимуществ, в буквальном смысле слова, неоценимо. Более осязаемо снижение налоговой нагрузки на отдельные группы товаров украинского экспорта. Считается, что приведение таможенных тарифов к стандартам ЕС увеличит объемы импорта из Украины в Польшу на $28,1 млн, в Словению — на $0,9 млн, в Словакию — на $1,2 млн, в Венгрию — на $2,5 млн, в Чехию — на $0,7 млн. На $2,2 млн вырастут объемы экспорта ввиду кассации антидемпинговых и компенсационных тарифов в десяти странах.

Таким образом сальдированный ориентировочный ущерб украинской экономики (разница между измеримыми потерями и преимуществами) ввиду расширения ЕС составит от $249 млн до 349,2 млн. Причем риски потерять в данном случае, значительно превышают шансы выиграть. В общем, остается небольшая надежда, что абсолютная дешевизна рабочей силы относительная — энергоресурсы, черноземы, выгодное географическое положение, сырьевое и промышленное богатство Украины после расширения ЕС привлечет иностранных инвесторов.

Потерянные компенсаторы

Источники, посетившие две недели назад конференцию «Украина-ЕС» в Брюсселе, утверждают, что минимизировать экономический ущерб от расширения Евросоюза «интеграционному шизофренику» (т. е. — Украине) будет крайне сложно. В том смысле, что о получении помощи на создание систем мониторинга качества продукции (а также — распространении на Украину «социальных» преференций в рамках Генерализированной системы преференций ЕС; привлечении к отраслевым программам Евросоюза; признании полного рыночного статуса экономики страны и т. д.) теперь лучше не вспоминать. Чтобы не расстраиваться.

Хотя комиссар ЕС по вопросам расширения Гюнтер Ферхойген, конечно, пообещал подготовить план действий Украина-ЕС (к лету нынешнего года). И даже не исключил, что Еврокомиссия увеличит финансирование программ поддержки стран-соседей (после 2006 года), заметив, между прочим, что Украине лучше не изменять курсу экономических и демократических реформ, активизировать контакты с деловыми кругами Европы. Однако более откровенно, как стало известно «Контрактам», высказался один из коллег г-на Ферхойгена: «Украина — не спящая красавица, и ЕС не будет ее будить». По меньшей мере, до тех пор, как станут известны результаты президентских выборов.


Причины экономических потерь Украины от расширения ЕС*

Торгово-экономическая сфера
Транспортная сфера
Миграционная сфера

переход государств-кандидатов на единый таможенный тариф ЕС;

ухудшение конкурентных позиций украинских товаров;

расширение влияния европейских соглашений о либерализации торговли с отдельными странами;

переориентация товарных потоков между нынешними и новыми членами ЕС;

расширение сферы применения антидемпинговых мер против Украины

введение визового режима;

изменение правил таможенного оформления грузов;

изменение требований к техническому состоянию транспортных средств в десяти странах;

внедрение новых технологических схем пропуска через государственную границу;

сокращение объемов экспортных грузов из Украины

введение визового режима и усиление пограничного контроля;

усложнение контактов между представителями деловых кругов;

усложнение миграции трудовых ресурсов;

эмиграционные настроения среди пограничных польских и венгерских общин;

рост абсолютных показателей нелегальных мигрантов в Украине

Поляки ждут украинскую контрабанду

Информация о существенных нововведениях с 1 мая на украинско-польской границе, которая всячески интерпретировалась в СМИ, не нашла официального подтверждения. Генеральный консул Республики Польша во Львове Веслав Осуховски заявил, что изменения, которые с 1 мая планирует ввести правительство Польши во всех своих консульских учреждениях, коснутся исключительно внешнего вида польских виз, а порядок их получения не изменится. Визы старого образца будут действовать до истечения их срока. Руководитель визового отдела Генконсульства Польши во Львове Януш Яблонский сообщил, что никаких изменений в правилах товарного обмена между странами пока не предусматривается. А если Польша будет вводить какие-то новшества, то консульство сообщит об этом не менее чем за месяц.

Впрочем, как выяснили «Контракты», некоторые изменения все же произошли. В частности, отныне украинские таможенники будут требовать при пересечении украинско-польской границы заверенные польской таможенной службой копии экспортных деклараций или товаросопровождающих документов на груз, а польская сторона, соответственно, будет обеспечивать перевозчиков аналогичными документами.

В целом эксперты убеждены, что провезти без задержек товар через польско-украинскую границу теперь будет намного сложнее. Основные товары, которые сегодня ввозятся в Польшу из Украины (спирт, сигареты), подорожают в несколько раз и сравняются по цене с «евросоюзовскими» (в Польше уже вдвое выросли цены на продукты питания и втрое — на водку). Ожидая активизации контрабандистов, польские пограничники и таможенники усиливают контроль на своих пунктах пропуска. Известно, что после 1 мая на украинско-польской границе будут работать и немецкие таможенники.

Некоторые эксперты прогнозируют, что на польских таможнях вскоре опять возникнут километровые автомобильные очереди, наподобие тех, которые были три-четыре недели назад. Соответственно, увеличится размер взяток за ускоренное прохождение границы Между прочим, единственное изменение, которое уже можно наблюдать на украинско-польских переходах, — это увеличение в три-четыре раза потока польских граждан в украинском направлении. Простые поляки отправляются на восток за дешевыми продзакупками. Со своей стороны, украинские пограничные службы, наоборот, стараются ускорить процедуру пересечения границы, сохранив при этом надлежащий уровень досмотра транспортных средств

Внешнеторговый оборот Украины, млрд $*

 
2001
2002
2003
Евросоюз 7,2 8,5 11,4
Десятьстран-кандидатов 3,5 4 5,9

*По данным Минэкономики. Традиционно главными партнерами являются Германия, Италия и Англия

Контракты №17 / 2004


Вы здесь:
вверх