логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бесконтрактница Вячеслав ДАРПИНЯНЦ - «Контракты» №17 Апрель 2004г.

Участие Украины в антииракской коалиции не принесло отечественным компаниям доли в восстановлении иракской экономики.


На минувшей неделе замминистра экономики и по вопросам евроинтеграции Дмитрий Белокуров возмутился, что власти США игнорируют запрос Украины касательно восстановительного подряда на иракский аэропорт Эль-Кут. Это при том, что Кабмин ждет и «не сомневается в целесообразности пребывания украинского военного контингента в Ираке».

Замминистра торговли США Вильям Лэш тональность сгладил: мол, иракская экономика нуждается в инвестициях, а подрядчики определялись и будут определяться на прозрачной тендерной основе. Иными словами, официальному Киеву дипломатично объяснили: хотите вложиться в демократическое иракское будущее — «please». Но Вашингтон, выделивший в 2004-ом на восстановление Ирака $18,6 млрд, в данном случае оказывается «не при делах». А вообще — большое «thank you».

Обмен любезностями выглядел откровенно, особенно с учетом того, что украинские компании уже «проморгали» распределение основных прямых подрядов. Не только генеральные проекты (вроде Iraq Infrastructure II на сумму $1,8 млрд), что, в принципе, понятно. Но и относительно скромные распределяемые на стыке местных властей Ирака и U. S. Army Corps of Engineers подряды.

«Нерасторопность и скупость», — так коротко и ясно определил первый зампред правления ОАО «Нафтогазбуд-Украина» Евгений Храбров причины «прокола» украинских компаний. По словам топ-менеджера, «за консалтинг и вхождение в Ирак нужно было рассчитываться, а украинцы, в отличии поляков, не платили консультантам, способным легко провести проект через нужные кабинеты». Стоимость лоббистских услуг американских компаний по иракским «темам», как стало известно «Контрактам», составляла от $200 в час.

Теперь Украине остается сетовать на «политические факторы» и «двойные стандарты демократии». А господин Лэш и его коллеги будут стоять на своем — «в США за тендерные злоупотребления предусмотрена уголовная ответственность».

Впрочем, не в «сливках» соль. На кону субподряды по проектам восстановления иракской экономики. В 2004-ом, в рамках выделенных США средств, планируется осуществить около 2,3 тыс. минипроектов. Основные программные направления — «энергоснабжение» ($5 млрд), «водоснабжение» ($4 млрд), «безопасность и законодательство» ($1,6 млрд), «нефтегазовая инфраструктура» ($800 млн), «здравоохранение и образование» ($650 млн), «транспорт и коммуникации» ($550 млн).

Храбров утверждает, что сейчас украинские компании, наверстывая упущенное, активно «пробивают» субподряды «через Иорданию, ОАЭ и Польшу». По данным Белокурова, процесс идет со скрипом: ни одно из 130 предприятий, заявившихся на субподряд в американские, польские и турецкие компании, не получило подтверждение оферты. Как заметил один из представителей массачусетской компании Perini (выигравшей большой подряд Electrical Power Distribution & Transmission South на сумму $500 млн) — конкурсные требования, выдвигаемые субподрядчикам контрактерами, достаточно высоки.

В сложившихся обстоятельствах обострение ситуации в Ираке Украине только на руку. CH2M Hill/Parson JV (калифорнийская компания, управляющая налаживанием водоснабжения в Ираке) уже заявила о готовности распределить 12% от суммы прямого подряда между компаниями из стран-партнеров США по коалиции. Отмечена, в частности, высокая конкурентоспособность украинских производителей труб. А заместитель председателя правления НАК «Нефтегаз Украины» Александр Киселев сообщил о намерении создать украинско-американский координационный центр. Утверждается, что центр, во-первых, поможет потенциальным субподрядчикам разобраться во всех организационных и тендерных тонкостях. Во-вторых, объединению компаний будет легче выйти на субподряд.


Они восстановят Ирак*

Программы, проекты
Ассигнования, млн $
Подрядчик, государство
Иракская инфрастуктура II до 1800,0 Bechtel National, Inc., США
Нефтяная инфраструктура (Север) до 415,0 Parsons Iraqi Joint Venture, СШАWorley Group, Австралия
Нефтяная инфраструктура (Юг) до 412,0 Kellogg, Brown & Root, США
Восстановление военной базы в Эн-Нуумании около 65,5 Earth Tech, Inc., США
Восстановление военной базы и военкомата в Тайи более 31,1 Parsons Infrastructure & Technology
Group, Inc., США
Восстановление морской базы в Умм-Касре около 16,3 Weston Solutions, Inc., США
Энергогенерация до 500 Fluor AMEC, LLC, США
Fluor, США
AMEC, Британия
Энергогенерация порядка 98,7 Fluor Intercontinental, США
Энергогенерация около 33,1 Washington International/Black & Veatch, США
Энергогенерация более 12,7 CH2MHill/Dragados/Soluziona Englewood, США
Энергоснабжение и дистрибуция до 500 Washington International, Inc., США
Энергоснабжение свыше 56,3 Fluor Intercontinental, США
Энергоснабжение более 51,4 Kellogg, Brown & Root, США
Центр управления программами порядка 21,6 AECOM, США
Водные ресурсы до 600 Washington International/Black & Veatch Joint Venture, США
Управление программами строительства, образования и медицины свыше 10,7 Louis Berger Group, Inc., США
URS Group, Inc., США
Управление программами нефтяного сектора порядка 8,4 Foster Wheeler, Британия

*Данные Coalition Provisional Authority (неофициальный перевод)

Хотим, но...

Преимущества

  • дешевая рабочая сила;

  • нестабильность ситуации в Ираке;

  • опыт работ в государствах Ближнего Востока;

  • географическая близость к Ираку;

  • участие Украины в коалиции.

...и слабые стороны украинских компаний

  • языковые барьеры, коммуникационные сложности;

  • неспособность грамотно оформить тендерную заявку;

  • затраты на предквалификацию и сертификацию;

  • экономия на услугах лоббистов;

  • локальность предложений.

Контракты №17 / 2004


Вы здесь:
вверх