логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бензин обречен дорожать Виталий ДАВИЙ, Людмила ДМИТРЕНКО UPEKO,
специально для «Контрактов» - «Контракты» №17 Апрель 2004г.

Нынешние цены на нефтепродукты в Украине не устраивают российских экспортеров нефти.


Запуск «Транснефтью» четвертой очереди Балтийской трубопроводной системы, оставшийся практически незаметным в марте, дал о себе знать уже в апреле — крупные объемы российского сырья перенаправлены в балтийский порт Приморск, создав на внутреннем рынке заметный дефицит. Российским нефтяникам, в связи с ростом цен на нефть на мировых рынках, сейчас более выгодно экспортировать нефть на Запад. В начале апреля у российских нефтяных компаний также появился еще один альтернативный путь экспорта нефти — речной, позволяющий ежемесячно отгружать в дальнее зарубежье до 2 млн тонн. Как отмечает вице-президент «Нефтяной компании «Альянс-Украина» Ясин Абдулаев, «украинский рынок уверенно превращается в придаточное звено российского экспортного механизма».

Как и ожидалось, увеличение экспортных возможностей российских нефтяников привело к тому, что при закупке нефти на апрель украинские НПЗ столкнулись с большими проблемами: ее стоимость выросла в среднем на $10-15 — до $190/т, к тому же возникли сложности при формировании необходимых для заводов объемов.

Хорошей иллюстрацией перераспределения сырьевых потоков стал утверждаемый Минтопэнерго РФ график поставок российской нефти в Украину на ІІ квартал, сократившийся по сравнению с графиком I квартала на целых 2 млн т. Согласно этому документу многие российские компании, в связи с рыночным оживлением и высокими мировыми ценами на нефть и нефтепродукты предпочли поставлять сырье наряду с дальним зарубежьем также и российским заводам, отказавшись при этом от украинского направления.

Симптомы сырьевого дефицита не заставили себя долго ждать: ресурсная сводка украинских НПЗ, сформированная за первые две недели апреля, оказалась на 500 тыс. т нефти скуднее, чем на аналогичную дату марта. В результате, одни заводы были вынуждены значительно сократить переработку, а другие считают актуальность сырьевых проблем второстепенными из-за предстоящих профилактических ремонтов. В частности, с 26 апреля на профилактический ремонт останавливается Лисичанский НПЗ, а с 25 апреля — Херсонский НПЗ.

Причем многие участники рынка склоняются к мнению, что апрельский дефицит нефти может прицельно ударить и по формированию майских ресурсов. «Впервые за последние несколько лет мы не можем определиться с производственным планом на следующий месяц. И в такой ситуации сегодня находятся практически все заводы», — прокомментировал ситуацию представитель одного из украинских НПЗ. Что касается прогнозированной майской стоимости российской нефти, то, по словам участников рынка, большинство нефтяных компаний сегодня анонсируют минимальные цены на следующий месяц на уровне, близком к мировым ценам — $185/т, так что ожидать удешевления нефтепродуктов, судя по всему, не придется.

Среди факторов, которые могут привести к удорожанию нефти в перспективе, можно отнести также возможное введение на законодательном уровне НДС-счетов, которые исключают использование заводами льготных схем получения сырья (без уплаты НДС). Кроме того, российское правительство заявило об очередном, существенном, повышении экспортных пошлин на нефть со второго полугодия.

Как следствие, рост цен на нефтепродукты, прогнозируемый крупнейшими производителями, не заставил себя ждать — начиная с 1 апреля стоимость светлых нефтепродуктов в крупном опте росла с каждым днем. Причем ни один из участников рынка не сомневается в дальнейшем удорожании топлива.

Кроме «нефтяных» факторов добавился сезонный рост спроса на топливо и остановка на ремонт крупных игроков рынка, как, например, ЛиНОСа. Также следует добавить о неудовлетворенности большинства отечественных НПЗ уровнем рентабельности производства. Так, по мнению украинских производителей, розничная цена на бензин марки А-95 должна составлять $0,5-0,6 за литр, при нынешнем уровне $0,4 за литр. В результате, средние оптовые цены с начала апреля возросли. За последние две недели цены нефтепродуктов на АЗС в большинстве регионов Украины, в первую очередь в Киеве и области, выросли на 5-10 коп на литре по всем видам топлива.

Несомненно, на дальнейший рост цен на топливо повлияет остановка Лисичанского и Херсонского НПЗ, в результате чего создастся дополнительный дефицит топлива на рынке. Еще один немаловажный фактор — экспорт нефтепродуктов украинскими заводами, который на данный момент является более выгодным по сравнению с работой на внутренний рынок.

Участники рынка прогнозируют значительное удорожание топлива до середины мая — разброс прогнозного подорожания составляет от 5 до 10%.


Стоимость топлива в Украине, грн/т

Марка топлива
Уровень цен на 20.04.2004
Рост с началаапреля
А-76/80 2 026 +119
А-92 2 304 +163
А-95 2 432 +163
ДТ 1 932 +155
Контракты №17 / 2004


Вы здесь:
вверх