логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Металлург» подвел «Черноморца» Галина КАТКЕВИЧ - «Контракты» №17 Апрель 2004г.

Минтранс обязал подведомственные предприятия прекратить договорные взаимоотношения с поставщиками металлопроката, если цена продукции превышает уровень 2003 года более чем на 10%.


Порты под ценовым обстрелом

Министр транспорта Георгий Кирпа обязал госкомпанию «Укрморпорт» и другие предприятия морехозяйственного комплекса принять конкретные меры по предупреждению «отмывания оборотных средств». Толчком для распоряжения стало повышение цен на металлопродукцию. Предприятия обязаны провести анализ уже существующих договоров и доложить Минтрансу о результатах. Если учесть, что на начало года подавляющее большинство контрактов с поставщиками уже заключено, а рост цен начался еще в предыдущем году, речь идет о ревизии контрактной деятельности морской подотрасли в целом.

Портам предстоит пересмотреть программы поддержания перегрузочной техники и восстановления кранового хозяйства, Укрморпорту — программы строительства буксирного флота. Наиболее уязвимыми оказались металлоемкие производства, прежде всего, судоремонт. По оценкам специалистов, средний уровень потребления металла на украинском судоремонтном заводе составляет 0,2-0,5 тыс. т в месяц, включая такие подорожавшие в последнее время виды металлопродукции, как листовая и профильная сталь, прокат. Пока предприятия держатся за счет товарных запасов, но их нормативы весьма исчерпываемы. По отзывам морских специалистов, остальные составляющие материального обеспечения, например, горюче-смазочные, пока находятся в «допустимом» ценовом диапазоне, хотя следуют общей тенденции роста по всей товарной цепочке.

Проблему усугубляет инициированная Минтрансом программа изменения формы собственности и структуры управления отраслевых судоремонтных заводов (их шесть в подчинении транспортного ведомства). Схемы перехода разнообразны — от передачи в аренду до слияния с иными профильными предприятиями, но с обязательным условием сохранения контроля со стороны государства. Какое место в этих схемах будет занимать вмешательство Минтранса в договорную деятельность судоремонтных заводов(СРЗ), в частности, арендованных (например, Азовский СРЗ, пребывающий в аренде у ЗАО «Украинская промышленно-транспортная компания» с прошлого года), — вопрос открытый.

Корабелам не позавидуешь

Обращает на себя внимание различный подход Минтранса к «родной» железнодорожной и «неродной» морской подотраслям. Как известно, моряки традиционно критикуют железнодорожников за жесткий командно-административный стиль управления, ратуя за право портов развиваться в «рыночном» русле. Однако урегулирование цен на металл дает картину прямо противоположную: «Укрзалізниця» согласовывает интересы сторон путем взаимовыгодных уступок и переговоров, тогда как морская отрасль работает в условиях военных конфискаций.

Возможно, причиной является пресловутое «отмывание», которое усматривает Минтранс в договорах судоремонтников с поставщиками металла. Действительно, СРЗ пользуются услугами трейдеров, «накручивающих», по оценкам морских специалистов, порядка 20% в свою пользу. Причина обращения предприятий к соглашениям с трейдерами (как правило, постоянными) — характер судоремонтного производства, требующий оперативности поставок на условиях отсроченного платежа. К примеру, цена украинского металлопроката «из первых рук» в марте текущего года составляла порядка 2,5-2,7 тыс. грн за тонну (без доставки), но при условии 100% предоплаты и сроков поставки порядка 30-35 дней с момента получения оплаты. Трейдеры же берут 3‑тыс. грн за тонну, не требуя предоплаты и обеспечивая гибкий график поставки.

При желании Минтранс мог бы найти способ повлиять на металлургов и заставить их пересмотреть условия поставок предприятиям Укрморречфлота: например, пойти по пути контроля контрактов, имея успешный опыт внедрения подобных решений в сфере взаимодействия портов с частными стивидорными компаниями, осуществляющими перевалку грузов. Но вместо этого министерство решило предъявить ультиматум портам.

Самостоятельно диктовать условия металлургам при помощи тарифов на перевозки, как это делают железнодорожники, портовики не могут — в Украине практически не осталось грузового флота. Отраслевые проблемы смогут решить на региональном уровне разве что Азовский и Керченский СРЗ, а также порты Азовской акватории, которые в последнее время установили тесные партнерские отношения с металлургическими предприятиями Мариуполя.

Распоряжение Минтранса ставит ценовую планку для металлургов на уровне 2,2 тыс. грн за тонну, что значительно ниже сегодняшнего уровня внутренних цен. По оценкам отечественных судоремонтников, внутренние цены украинского металла могут превышать их зарубежный аналог на 40% и более (сейчас разница цен уже приблизилась к этому показателю). Такова, в частности, ситуация по украинскому металлу в соседней Румынии — стране, которая является серьезнейшим конкурентом Украины на рынке судоремонта и судостроения благодаря монопольному владению дунайскими дельтовыми судоходными каналами.

Стоит отметить, что клиенты-судовладельцы, как правило, выбирают судоремонтную базу исходя из т. н. «среднего уровня цены на замену 1 кг металла». Исход тендеров в настоящих условиях предрешен: лихорадит не только украинский судоремонт, но и судостроение, включая его наиболее перспективные предприятия — ОАО «Damen Shipyards Oсеаn» (Николаев). Ценовая доля металла в судостроительном заказе составляет порядка 15-25%. «Резкий рост цен в этом году стал для нас чрезвычайно серьезной проблемой. Цены на металл растут от 60 до 90 долларов за тонну в месяц», — говорит Херманн Кваст, председатель наблюдательного совета ОАО «Damen Shipyards Oсеаn». Для «Океана» это действительно серьезная проблема, если учесть, что в контракты, над которыми сейчас работает завод, был заложен рост цен на металл порядка $10. Если металлурги не пересмотрят ценовую политику, то украинские судостроительные и судоремонтные предприятия утратят конкурентоспособность на внешних рынках: богатые заграничные заказчики уйдут из наших верфей в Россию или Румынию. Причем румыны, как и прежде, будут работать на дешевом металле.

Контракты №17 / 2004


Вы здесь:
вверх