логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Тест на кредитоспособность Наталья ЗАДЕРЕЙ - «Контракты» №17 Апрель 2004г.

Международные рейтинговые агентства констатируют увеличение спроса на их услуги со стороны украинских компаний.


Пока только девять компаний, включая банки, получили оценки международных рейтинговых агентств. В нынешнем году эта цифра возрастет как минимум вдвое, несмотря на то, что получение международных кредитных рейтингов — удовольствие дорогое и не способное принести быстрые дивиденды. Основной повод взяться за ликвидацию «асимметричности информации» (недостаточная информированность инвесторов о состоянии дел в компании) — получить доступ к дешевому международному рынку капитала. Кроме того, с получением рейтингов связывают и надежды на повышение имиджа банков на внутреннем рынке. Так, активнее рейтинговаться призывает банки председатель НБУ Сергей Тигипко, отметивший, что именно рейтинги от уважаемых агентств, а не составляемые СМИ ранжирования должны стать серьезной информационной поддержкой для населения. Впрочем, существенная отдача от рейтингов проявится только при условии «эффекта сети»: чем больше заемщиков получат международные рейтинги, тем большей будет выгода от их наличия.

Математика для кредиторов

Стоит признать, что несмотря на всеобщее осознание престижности и значимости международных кредитных рейтингов, суть и назначение рейтингов в Украине, похоже, остаются недоступными многим. Как показывает практика, даже финансисты, частенько оперирующие терминами вроде «спекулятивный рейтинг», не всегда понимают, что «В1» от Moody’s — это «В+» от Fitch, а от инвестиционного рейтинга Украину отделяют три ступеньки. Немало разнотолков вызывает и свойственный украинским банкам рейтинг финансовой устойчивости «Е+». Между тем такой рейтинг, означающий «минимальный уровень внутренней финансовой мощности», еще не повод хранить деньги под подушкой — такой же оценкой, зачастую, располагают и вполне именитые западноевропейские банки.

Рейтинг необходим для того, чтобы минимизировать затраты на сбор информации о заемщике и, соответственно, снизить премию за риск кредиторов. Впрочем, на качественной оценке рисков сфера применения рейтингов не заканчивается. Рейтинговые агентства на протяжении не одного десятилетия собирают статистику о том, какой процент эмитентов того или иного рейтинга объявили дефолт за определенный промежуток времени. С учетом того, что рейтинги стандартные, такая статистика дает некоторую оценку вероятности дефолта по каждой категории рейтингов. Таким образом моделировать свои портфели инвесторы могут, владея информацией об уровне риска в количественном выражении. На основе этих данных рассчитываются и базовые уровни процентных ставок для обязательств каждого рейтинга. В этом контексте многие задаются вопросом: почему при характерном для класса «В» уровне ставок в 8-11%, Украина размещает свои еврооблигации под 6,875%, в то время как обладающие таким же рейтингом Южмаш и УкрСиббанк — под 8 и 10,5% соответственно? Впрочем, причина подобной разницы в ставках скорее субъективная, чем объективная. «Для Украины упомянутой статистики еще нет, поэтому зарубежные инвесторы не знают, соответствует ли украинскому рейтингу «В» стандартный уровень дефолта. Таким образом получается, что Украина для Запада — рынок достаточно непонятный, для которого объективное ценообразование затруднено. Поэтому рейтинг пока лишь индикативно определяет цену заимствования, и в каждом конкретном случае инвесторы вынуждены внимательно изучать эмитента. Кроме того, участвуя в роад-шоу еврооблигаций, убедились, что Украину знают достаточно мало и каждый новый выпуск Украину, так или иначе, раскручивает», — объясняет Владимир Носов, начальник аналитического управления УкрСиббанка, помощник председателя правления по стратегическому менеджменту. По мнению банкира, адекватная оценка украинских заемщиков появится, когда рынок станет более массовым.

Пропуск в мир заемщиков

По большому счету, рейтинг может сыграть на руку его обладателю, если речь идет о сделках с консервативными зарубежными контрагентами. В первую очередь, без международного кредитного рейтинга невозможен выход на рынок еврооблигаций. Наличие рейтинга может стать позитивным фактором и для получения синдицированных кредитов. Однако, с учетом того, что в синдицированном кредитовании участвует широкий, но ограниченный круг профессиональных игроков, существенной роли рейтинг не сыграет. Как показывает опыт, украинские банки достаточно успешно привлекают синдицированные кредиты и без наличия рейтингов. Поэтому, как отмечает Владимир Носов, именно решение о выпуске еврооблигаций стало поводом для получения международного рейтинга УкрСиббанком. В то же время получение рейтинга при выпуске еврооблигаций — условие необходимое, но недостаточное. По словам Носова, при размещении еврооблигаций инвесторы рассматривают как рейтинговый анализ (порядка 10 страниц), так и инвестиционный меморандум, в котором около 200 страниц информации.

Тем не менее для тех, кто не торопится выпускать еврооблигации, резон в получении рейтинга также присутствует — рейтинг немаловажен при получении лимитов по межбанковским кредитам и форекс-операциям у банков-нерезидентов. «Рейтинг помогает нам получать линии по подтверждению документарных аккредитивов и гарантий, а также привлекать дешевое долгосрочное финансирование под гарантию или страховку кредитных агентств от зарубежных банков. Когда к нам приезжают иностранцы, они, в первую очередь, интересуются тем, какая у нас аудиторская компания и есть ли международный рейтинг», — утверждает начальник управления по работе с финансовыми институтами банка «Надра» Татьяна Гирявенко. По словам Носова, получив рейтинг, банк рассчитывает на увеличение нерезидентами межбанковских лимитов, однако с учетом того, что рейтинг «В» достаточно низкий, ожидать, что кредиторы согласятся выдавать большие суммы, едва ли стоит — существенный прорыв возможен лишь при достижении инвестиционного уровня.

Стоит отметить, что вышеуказанные перспективы применимы не только к банкам. «Например, украинская торговая компания активно сотрудничает с международной компанией и является ее клиентом. При этом в международной компании существуют определенные процедуры риск-менеджмента — она не отпускает товар без предоплаты, за исключением ситуации, если у контрагента есть международный рейтинг. Таким образом, если окажется, что уровень рейтинга украинской компании будет достаточным для заключения сделки, то «кредитные оценки» мгновенно превращаются в реальную выгоду», — объясняет Носов.

На пути к рейтингу

Процедура получения кредитного рейтинга достаточно проста. Для начала заинтересованная в рейтинге компания должна выбрать агентство. Впрочем, альтернатив здесь немного — Fitch, в основном известное в Европе и больше специализирующееся на оценке банков, нежели корпораций, а также Moody’s и Standard&Poor’s, известные как в Европе, так и в США. Нежелающие мириться с неизбежным «страновым потолком» на уровне «В1» могут обратиться в одно из локальных рейтинговых агентств. Впрочем, обратная сторона возможности получить высокую оценку — отсутствие доверия к таким агентствам на Западе. Политика присвоения кредитных рейтингов тройкой лидеров, несмотря на одинаковые подходы к процессу рейтингования, зависит еще от субъективных факторов. «Наиболее консервативным агентством, на наш взгляд, является S&P, наименее — Moody’s», — комментирует Носов.

Если решение о получении рейтинга уже принято, то соискателю рейтинга стоит сконцентрировать свои усилия, если получить рейтинг, превышающий страновой потолок практически невозможно, то взять «низшую» из возможных высот вполне реально. Поэтому немало усилий придется уделить сбору и подготовке полной информации о компании. На основании предоставленного агентством перечня вопросов готовится так называемая рейтинговая презентация, содержащая подробные сведения о компании, ее истории, доле рынка и т. д. Подготовить данный момент на высшем уровне не так-то просто — презентация компании объемом порядка ста страниц должна быть на хорошем английском языке. «У нас это требовало усилий и внимания высшего руководства, благодаря чему мы вложились во все сроки», — отмечает представитель УкрСиббанка. Впрочем, на этом этапе не ударить в грязь лицом помогут рейтинговые консультанты — независимые компании, имеющие опыт общения с агентствами. Причем, сэкономить на комиссионных дебютант может, обратившись к прошедшим рейтинговую процедуру украинским сотоварищам. Для рейтинговых агентств факт наличия квалифицированного консультанта является не гарантией, но намеком на то, что соискатель рейтинга понимает, что делает.

Рейтинговая презентация заранее предоставляется аналитикам вместе с аудированной финансовой отчетностью. Несмотря на то, что, к примеру, Standard&Poor’s заявляет о готовности рассматривать любую отчетность, аналитиков, по словам Владимира Носова, интересует, прежде всего, аудированная информация. Поэтому наличие отчетности хотя бы за последние три года построенной по международным стандартам является важным условием.

Следующее испытание, ожидающее клиента рейтингового агентства, — встреча с аналитиками. «Поединок» аналитиков с руководством компании займет весь день и будет проходить как в форме презентации, так и в режиме вопрос-ответ. Собственникам придется рассказать о своем бизнесе и о планах по развитию данной компании. Причем, для того, чтобы составить представление об уровне менеджмента, аналитики станут задавать самые что ни есть каверзные вопросы, на которые руководство компании должно дать исчерпывающие ответы.

После встречи с аналитиками соискатели рейтинга могут вздохнуть спокойно — все, что от них зависело уже сделано. После дополнительных консультаций и уточнений рейтинговые аналитики берут определенное время для того, чтобы переработать полученную информацию. Далее подготовленный проект анализа компании предоставляется для уточнения, однако о рейтинге, вытекающем из этого анализа, в компании могут только догадываться. Судьбу этого самого рейтинга решит рейтинговый комитет. Причем выносить «приговор» будут сообща аналитики по данной компании, аналитик по аналогичным компаниям в других странах, аналитик, отвечающий за рейтинг страны, и руководство агентства.


Процент дефолтов среди европейских эмитентов облигаций на протяжении года*

Рейтинг
2000
2001
2002
2003
ААА 0 0 0 0
Аа 0 0 0 0
А 0 0,3% 0 0
Ваа 0 0 1,7% 0
Ва 0 2,9% 11,4% 0
В 1,6 10,5% 9,8% 0
Саа-С 10,5% 32,6% 52,6% 42,9%

*По оценкам Moody’s

Этапы присвоения международного кредитного рейтинга

Обращение за рейтингом

— выбор рейтингового агентства (Standard&Poor’s, Moody’s, Fitch)

— назначение команды аналитиков

Рейтинговая презентация

— получение опросника рейтингового агентства; работа с рейтинговым консультантом

— подготовка рейтинговой презентации (подробное описание компании, отрасли, стратегии компании на рынке)

— предоставление рейтинговой презентации и подтвержденной аудитом финансовой отчетности аналитиками агентства

Встреча с аналитиками

— презентация компании руководством

— ответы руководства компании на вопросы аналитиков

Рейтинговый комитет

— предоставление проекта анализа компании ее руководству для комментариев и уточнений

— рассмотрение утвержденного проекта анализа компании на рейтинговом комитете агентства

Присвоение рейтинга

— предоставление компании проекта пресс-релиза с присвоенным рейтингом

— публикация рейтинга в случае согласия компании

Мониторинг и поддержание рейтинга

— предоставление информации, встречи с аналитиками

(По материалам УкрСиббанка)

Контракты №17 / 2004


Вы здесь:
вверх