логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Цена менеджера Сергей СИМОНЕНКО - «Контракты» №17 Апрель 2004г.

Менеджер имеет свою цену, на которую, как и на товар, влияет целый ряд факторов. Сейчас эти факторы «играют» на повышение.


В цене дефицитный специалист

На сегодня основная составляющая стоимости менеджера среднего звена в Украине — это востребованность его специальности. Если два-три года назад в «моде» были специалисты в области юриспруденции, банковского дела, то сегодня повышенный спрос на специалистов-маркетологов, PR-специалистов, HR-специалистов (управление кадрами и человеческим ресурсом), менеджеров-управленцев и антикризисных менеджеров, технические специальности. При этом компании испытывают недостаток в таких специалистах. Как следствие — рост вознаграждения за их труд за год составил от 50 до 150%. Например, рядовой PR-специалист подорожал с $200-250 в 2001-2002 году до сегодняшних — $350-500. Маркетолог уровня начальника отдела или заместителя директора сегодня «идет» по $700-1000. Правда, практически не изменилась «стартовая зарплата» — $200-300.

Увеличение спроса на менеджеров среднего и высшего звена, как, впрочем, и персонал, происходит в отраслях, которые в данный момент развиваются более динамично. Именно по этому в 2004 году, как прогнозируют кадровики, вырастут зарплаты специалистов в производственных компаниях, особенно специализирующихся в сегменте FMCG, рознице, финансовом секторе и недвижимости. Нехватка производственных кадров особенно чувствуется в промышленности, где сейчас образовался дефицит технических специалистов. Это связано с тем, что реальный сектор развивается быстрыми темпами и требует все больше квалифицированных специалистов. А их на рынке немного, так как из-за стагнации промышленного производства, которая наблюдалась практически все 1990-е годы, технические работники советских времен или переквалифицировались, или ушли на пенсию. А молодежь предпочла модные профессии: экономиста, юриста, финансиста и т. д. Как результат, спрос на «производственников» значительно превышает предложение, и это позволяет рассчитывать на очень хорошие условия оплаты их труда.

«Расплата» за опыт

Однако не стоит спешить менять существующую специальность на модную: по мнению кадровиков, бонусы за стаж работы по «устаревшим» специальностям пока с лихвой перекрывают разницу в зарплатах при переходе на «модную». Плюс экономятся деньги и потеря времени на обучение при перепрофилировании. Опять же, мода может измениться. Большинство опрошенных «Контрактами» работодателей признались, что «торгуясь» с претендентом на вакантную должность, готовы «добавить» к предложенному ему размеру зарплаты только при условии, если он работал по востребованной специальности не менее трех лет. Бонус за стаж может составить около 20-30%. Ирина Синчалова, генеральный директор ООО «Международная бизнес-информация, сервис, консультации — ВИЧЕ»: «Резюме соискателей, в которых последовательно (с промежутками деятельности не более одного года) отображается такой опыт, как «юрист — HR-менеджер — исполнительный директор» не проходят даже первичный отбор при поиске специалистов. При изучении такого профессионального опыта создается впечатление, что специалист все еще находится в поисках профессии, что у него низкая самомотивация работать на результат. Как правило, это впечатление подтверждается и на практике. Возросший спрос на специалистов в области маркетинга, HR, PR, кризис-менеджеров не свидетельствует о том, что соискателю достаточно получить краткосрочную переквалификацию (тренинги, курсы и т. д.) и таким образом резко повысить свою стоимость на рынке труда. Дефицит перечисленных специальностей обозначает то, что компаниям нужны профессионалы — специалисты, получившие как базовое профильное образование, так и имеющие реальный практический профессиональный опыт. Именно при таком сочетании заработная плата начинается с цифры $1000-1500».

Впрочем, кадровики обращают внимание на интересную тенденцию: в некоторых фирмах при приеме на работу уже не спрашивают об опыте работы, или, по крайней мере, не акцентируют на этом особое внимание. Специалисты по подбору кадров и аналитики Министерства труда объясняют изменение приоритетов в кадровой политике работодателя тем, что работников самого трудоспособного возраста — от 25 до 40 лет — становится все меньше. В течение 2004-2006 годов будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения прироста населения в трудоспособном возрасте. Поэтому настойчиво требовать опыта работы компании уже не могут. Подобная тенденция делает стаж еще более весомым аргументом в «выбивании» с работодателя прибавки к зарплате.

Как отмечают в рекрутинговых и HR-агентствах, практика также показывает, что стоимость специалиста возрастает на 20-30% при условии владения им двумя сопредельными специальностями: маркетолог с навыками PR и рекламы, PR-специалист с навыками маркетинга и HR. Иногда это условие в паре с непрерывным и недавним опытом работы в «нужном» сегменте рынка выступает непременным условием при замещении вакансий среднего уровня и выше среднего (начальники отделов, заместитель директора).

Бонус за язык

Впрочем, при отсутствии «моды» на родную специальность, стажа у менеджеров есть в запасе ряд других возможностей повысить свою стоимость. Специалисты утверждают, что внесезонным преимуществом является знание одного или нескольких иностранных языков: это и бонусы на собеседовании, и работа в более престижных компаниях, а в некоторых случаях — и прибавка к жалованию. «Я повысил в должности перспективного менеджера среднего звена и, соответственно, увеличил его базовый оклад почти на $2000 после того, как тот овладел в совершенстве английским. На новой должности ему предстоит вести важные деловые переговоры, заключать контракты с зарубежными партнерами чуть ли не каждый день», — рассказывает президент крупной торговой компании в Киеве.

Но, как правило, при «зачете» языка важен не только уровень владения им, но и престижность заведения, где проводилось обучение. Сами работодатели «предпочитают» иностранные учебные заведения и их филиалы в Украине, а также серьезные (читай известные) языковые компании. Ирина Ганжа, директор школы The Capital School Of English: «К нам приходят много сотрудников фирм. Они получают $150-200 в месяц, но хотят получать $400-500, поскольку просчитали, что их карьерный рост невозможен без знания как минимум одного иностранного языка».

Естественно, знание не всех языков дает равное преимущество. Как правило, владение английским или, как в последнее время, немецким, или французским языками, входит в стандартный набор требований к претенденту на вакантную должность. В то же время отдельные компании, бизнес которых построен на отношениях с неанглоязычными партнерами, готовы увеличить зарплату специалисту, свободно владеющему португальским, испанским, итальянским... Как отмечают кадровики, в некоторых компаниях особенно ценится двуязычие специалиста.

За последние два года изменилось отношение к IT-навыкам менеджеров: для менеджеров высшего уровня — это вопрос не принципиальный, а для среднего и низшего звена владение современным пакетом программ и Internet — обычные требование. Поэтому рассчитывать на серьезную прибавку к зарплате после курсов компьютерной грамотности не стоит. Более того, даже курсы продвинутого веб-программирования или конструирования баз данных не принесут реальных дивидендов — в крупных компаниях для этого есть свои специалисты, а маленькая фирма просто не оценит вашей «универсальности».

Универсалы или специалисты?

В одних компаниях наличие дополнительных навыков и дипломов — это плюс, в других, как минимум, ноль. Но в тех и других пока приветствуется «иконостас» дипломов курсов и тренингов по основной специальности. Наиболее продвинутые отечественные компании, следуя принесенной иностранцами моде, в плановом порядке отправляют своих менеджеров на курсы и тренинги повышения квалификации. Максим Юдин, генеральный директор компании «Комора-С»: «Для меня как директора предприятия более ценным и важным будет являться специалист с глубокими знаниями и навыками в узкопрофессиональном сегменте. Именно это выгодно отличает его как профессионала и может представлять реальную ценность для нашей компании. При этом немаловажен общий кругозор знаний в других, смежных областях, что демонстрирует в человеке всестороннюю развитость. Такие специалисты — настоящая ценность для любой компании».

Как и в случае с «языком», реальные бонусы за «повышенную квалификацию» работодатель начисляет, как правило, за участие в иностранных тренингах и курсах, либо в отечественных, но известных компаниях. По мнению HR-специалистов, прохождение дополнительного обучения по специальности не даст моментального прироста в зарплате (особенно если обучение проводилось за счет компании-работодателя), но будет зачтено при карьерном продвижении сотрудника и замещении более высокой вакансии.

Интересно, что некогда популярные курсы обучения на Кипре или в Италии, когда рядовой в общем-то семинар проводился на модном курорте, теперь могут только навредить. По словам руководителя HR-службы одной крупной компании, наличие таких дипломов засчитывается претенденту в минус при оценке резюме: видимо, человек любит отдыхать за корпоративный счет.

Еще несколько лет назад считалось, что степень МВА — ключ к успешной карьере и без нее дорога в престижные компании, соответственно, с большой зарплатой, закрыта. Однако, как показывают различные исследования, среди работодателей и без МВА весьма котируются такие вузы, как Киевский государственный университет, КПИ и др. Главное — иметь качественное базовое образование. В случае необходимости компании переучивают или доучивают своих специалистов. Однако, как отмечают работники HR-агентств и HR-служб компаний, наличие у специалиста ученой степени практически не влияет на уровень зарплаты и не дает бонусов на собеседовании. Анастасия Глазко, HR-менеджер компании САВСЕРВИС-ЦЕНТР: «Безусловно, существует средняя рыночная «стоимость» специалиста, и она изменяется под влиянием моды или дефицита на рынке труда. Но какова конечная цифра вознаграждения — зависит от «ценности багажа» менеджера. Это и образование, и опыт работы, и реальные достижения, подкрепленные «цифрами», и дополнительные знания и навыки, ценные для отдельно взятой компании. Профессионалы из моды не выходят».


Рекомендации

  • Английский все еще обязателен.

  • Желательно владеть еще одним иностранным языком.

  • Гнаться за модной специальностью и резко менять профиль работы — не всегда разумно, зачастую эффективнее «нарастить мускулы» за счет родной специальности.

  • Навыки и знания в сопредельных дисциплинах могут быть как плюсом, так и минусом, в зависимости от модели компании.

  • IT-навыки — уже не преимущество, а базовое условие.

Контракты №17 / 2004


Вы здесь:
вверх