логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Украина покинет ЕЭП
...если Россия откажется от зоны свободной торговли Сергей СЫРОВАТКА - «Контракты» №19 Май 2004г.

По оптимистическому сценарию, зона свободной торговли между Украиной и Россией станет реальностью к середине 2005 года. Такой прогноз в интервью «Контрактам» сделал заместитель министра экономики Андрей Березный. На сегодняшний день именно он в правительстве координирует подготовку проектов соглашений в рамках Единого экономического пространства.


Андрей Березный
Андрей Викторович, что следует сделать для того, чтобы ЕЭП приобрело тот смысл, который вкладывает в новое объединение Украина?

— Говоря о последующих шагах на ближайшую и отдаленную перспективу, я хочу сразу отметить, что ратифицированное 20 апреля соглашение носит рамочный характер. Рамочный до такой степени, что опасения политических сил относительно перехода Украины в какой-то новый формат отношений со всем остальным миром, безосновательны. Мы как специалисты все-таки выходим из того, что соглашение декларирует намерения по обеспечению более глубокой интеграции четырех стран. Для того чтобы эти намерения реализовались, нужно пройти большой путь. В практической плоскости это означает, что в течение 2004 года мы приступаем к системной работе по целому комплексу соглашений. По оценке наших экспертов, данных документов может быть около ста. Рамочным договором определено, что все эти соглашения должны проходить процедуру подписания на самом высоком уровне и последующую ратификацию. Поэтому первым шагом будет, собственно, работа экспертов по подготовке базовых проектов. На это уйдет весь 2004 год. Рамочным соглашением определено, что первым базовым этапом является создание полноценной зоны свободной торговли без изъятий, ограничений и применения специальных защитных процедур типа антидемпинговых. Для Украины это первоочередной вопрос. Если забегать вперед, то 2004-2006 годы уйдут на решение вопросов создания полноценной зоны свободной торговли в ЕЭП, 2004-2007-й — на разработку и подготовку к подписанию большого комплекса договоров в смежных отраслях и 2007-2011-й — это соглашения, которые будут характеризовать более высокую степень интеграции. Я имею в виду таможенный союз, единый таможенный тариф, единую политику в отношении третьих стран. Это оптимистический сценарий.

Президент Леонид Кучма заявил, что без зоны свободной торговли с Россией ЕЭП для Украины не имеет смысла. Что вы как непосредственный участник переговоров можете сказать о готовности Москвы сделать именно этот шаг первым в процессе интеграции?

— Мы видим достаточно высокий уровень осознания Москвой того, что интеграция должна дать большой экономический эффект для всех сторон. Этап создания зоны свободной торговли является первым и ключевым, по результатам которого будут приниматься решения о возможности более глубокой интеграции, по крайней мере, Украиной. Впрочем, я думаю, Россия все-таки попытается заблокировать работу именно по этому первому этапу, как это многократно ей удавалось в течение последних десяти лет.

Откликнется ли Украина на инициативу России относительно согласования темпов и условий вступления членов ЕЭП в ВТО?

— Украина рассматривала эту идею и готова обсуждать вопрос настолько, насколько это выписано в рамочном соглашении — в формате регулярных ежеквартальных консультаций, оказания поддержки партнерам по ЕЭП в случае вступления Украины первой в ВТО. Но не более.

То есть Украина не будет предварительно согласовывать с ЕЭП свои позиции по тарифам и квотам в процессе вступления в ВТО?

— Нет, это может ухудшить позиции всех сторон в переговорах.

Согласится ли Украина на создание наднациональных органов в рамках ЕЭП?

— Мы подписали рамочное соглашение, которым определена возможность создания таких органов. Уже определен в общих чертах порядок их создания, но они будут определяться на основании отдельных соглашений, которые должны быть ратифицированы. Как эти органы будут создаваться, вопрос процедуры принятия решений и их выполнения, это предмет отдельного разговора, причем не первоочередного порядка. Конечно, мы не будем отстраняться от этого процесса, наоборот, сделаем все, чтобы какие-то процедуры не были дискриминационными по отношению к Украине. Но механизм введения в действие этих документов находится на более отдаленных этапах интеграции.

Насколько твердой является позиция Украины в дискуссиях относительно введения единой валюты для ЕЭП и распределении голосов в организации пропорционально ВВП?

— Что касается единой валюты, то из комплекса мер по созданию ЕЭП данное положение исключено в связи с позицией Украины. Поэтому мы не видим возможности проведения этой работы. Может быть, если будут исключительно позитивными экономические результаты ЕЭП и связанные с ними политические результаты, можем перейти к этому позже. Что касается процедуры принятия решений, в рамочном соглашении уже предусмотрена двухуровневая структура. Высший уровень — это совет глав государств, где «одна страна — один голос» и решение принимается консенсусом. Низший уровень принятия решений по текущим вопросам — с учетом экономического потенциала стран-участниц. Это значит, что при голосовании будут действительно учитывать экономические показатели. На последнем обсуждении с нашими коллегами из Российской Федерации речь шла о варианте распределения голосов между четырьмя странами по формуле «40-30-20-10». То есть речь шла ни в коем случае не о прямом пропорциональном распределении. В рамочном документе речь идет лишь об учете экономического потенциала. А учет — это уже дело нашей переговорной позиции. И мы, естественно, будем отстаивать нашу позицию таким образом, чтобы ни в коем случае не был ущемлен экономический суверенитет Украины.

Будет ли иметь для Украины смысл новый договор о зоне свободной торговли с Россией в рамках ЕЭП, если останутся ограничения на торговлю нефтью, газом, металлом, зерном и сахаром?

— Нет. Мы считаем, что в таком формате договор не будет иметь экономического наполнения, и работа о дальнейших шагах будет приостановлена, если не остановлена вовсе.

Существует ли вероятность подписания договора без изъятий?

— Да, существует достаточно большая вероятность, исходя из договоренностей, достигнутых на сегодняшний день.

Вы сказали, что для подписания в рамках ЕЭП готовится около ста договоров. Какие из них, наиболее важные для украинской экономики, можно выделить?

— Это договора, которые обеспечат формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений. Мы ведем переговоры о документах, которые предусматривают отмену экспортных пошлин во взаимной торговле, отмену импортных пошлин, отмену количественных ограничений во взаимной торговле, обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов природных монополий и единого уровня тарифов на них. Кроме того, готовится документ, предусматривающий переход к единому принципу взимания косвенных налогов, включая унификацию порядка и сроков возврата НДС.

Намерена ли Украина лоббировать свободу перемещения рабочей силы в рамках ЕЭП? Этого ждут сотни тысяч украинцев, работающих в России.

— Вопрос перемещения рабочей силы является одним из разделов рамочного соглашения. И в этом разделе мы уже договорились о разработке порядка семи международных документов, которые будут регулировать признание квалификации специалистов и защиты прав специалистов при нахождении за пределами таможенной территории одной из стран-участниц. Но хочу отметить: эта задача не входит в разряд первоочередных. Сейчас все усилия направляются на формирование зоны свободной торговли.

Расшифруйте, пожалуйста, формулу об индивидуальных темпах интеграции членов ЕЭП. Насколько реальны в таком случае перспективы организации?

— По большому счету, страны-участницы ЕЭП уже образуют двойки-тройки в различных организациях. Есть государственный союз Беларуси и Российской Федерации, есть ЕврАзЭС, три государства существуют в режиме таможенного союза. Кроме того, у нас есть система зон свободной торговли в СНГ, плохо функционирующих, но юридически существующих. Так что формула об индивидуальной степени интеграции нас совершенно не пугает, это абсолютно нормальный подход. Он принят с учетом интересов Украины, которые сводятся к простой формуле: сначала зона свободной торговли, потом все остальное. И если мы фиксируем для себя какие-то элементы и не идем дальше, это остается нашим правом. Это не будет означать отторжение Украины от процессов региональной экономической интеграции.

Готова ли Украина рассматривать возможность расширения ЕЭП за счет новых членов?

— В рамочном соглашении очень лаконично и грамотно данный аспект описан. ЕЭП может расширяться только по решению всех четырех стран. Поэтому если будет согласованная позиция четырех стран, то вполне возможно решение о расширении.

Контракты №19 / 2004


Вы здесь:
вверх