логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
На проверку становись! - «Контракты» №20 Май 2004г.

Новый порядок проведения налоговых проверок жестко разграничил полномочия подразделений ГНАУ.


Олег Бойко

О новом порядке проведения проверок подразделениями налоговых органов (утвержден приказом ГНАУ № 187 от 01.04.2004) и о том, как минимизировать риски в условиях проверки, рассказывает Олег Бойко, президент Центра общественно-правовых исследований.

Каждый сверчок знай свой шесток

Новые механизмы взаимодействия между подразделениями налоговых органов во время проверок предприятий, предусмотренные свежеиспеченным Порядком, призваны оптимизировать работу налоговиков. Авторы стремились, по возможности, так упорядочить действия проверяющих, чтобы не возникало несогласованности и досадных «ляпов» в работе, приносящих вред как предприятиям, которые проверяются, так и имиджу налоговых органов.

Однако суть нового приказа ГНАУ — не столько в благом деле оптимизации усилий, сколько в конкретном «разруливании» полномочий между подразделениями. Нормативный «люфт» в документах, регулирующих деятельность подразделений ГНА, давал им возможность широко толковать свои полномочия. Выражаясь образно, приказ ГНАУ от 1 апреля ставит всех на свои места. А самое главное — существенно, пусть и на формальном уровне, сужает «вольницу» налоговой милиции, а также широкие возможности глав местных органов власти в деле санкционирования или инициирования налоговых проверок.

Так, например, налоговая милиция, судя по тексту приказа, больше не сможет «наваливаться» на предприятие с проверкой по сигналу об утаивании доходов, то есть без достаточных причин. Таковые действия ей разрешаются исключительно в «содружестве» с налоговой инспекцией и на предприятиях, которые по графику подлежат проверке.

Несколько эмоционально и даже нервозно как для нормативного акта выглядит последняя фраза преамбулы о недопущении участия работников налоговых органов в мероприятиях, находящихся вне сферы приложения усилий этих работников.

Поводы для оптимизма

Тенденции преамбулы сохраняются и в самом Порядке, в котором деятельность различных подразделений как бы сводится к единому знаменателю. В частности, в Порядке с дотошностью упражнений для первоклашек сказано, что отделы физических лиц занимаются только физическими лицами и т. д.

А вот принципы планирования проверок выглядят весьма оптимистично для предпринимателей: если не нарушал — не попадешь в поле зрения ГНА и не «влипнешь» в план проведения проверок. То же самое касается не только отдельных предприятий, но и целых отраслей, поэтому сей момент следует взять на заметку — пригодится.

Но не все так гладко. Первые же слова о полномочиях налоговой милиции и подразделений по борьбе с отмыванием доходов демонстрируют классический правовой «туман», поскольку данным подразделениям разрешены проверки и отбор объектов по результатам «оперативно-экономических» мероприятий. Оперативно-экономические мероприятия — термин, который предоставляет умопомрачительный простор для толкований и, возможно, для злоупотреблений. Хотя внеплановые проверки возможны только по инициативе правоохранительных органов, налоговая милиция также, может проверять предприятие, если в ходе анализа в досье плательщика выявлены неточности, свидетельствующие об укрывательстве доходов. Кроме того, проверяться будут любые кассовые операции подозрительного плательщика. Иными словами, сфера действия налоговой милиции расширена, хотя ее участие и «разбавляется» другими органами.

Далее новый Порядок составлен в духе опять же тесного сотрудничества подразделений. При возникновении споров в процессе проверки еще до подписания акта спорные вопросы будут выноситься на рассмотрение постоянных комиссий, куда входят специалисты различных подразделений. Институт постоянных комиссий — копия третейского суда — обозначает хорошо сбалансированную систему сдерживаний и противовесов, которую выстраивает глава ГНАУ.

Конкретно же для предприятий Порядок содержит несколько предложений, как минимизировать риски. Итак:

1) пристально следить за работой отрасли, составляющей которой является ваше предприятие. Если вдруг отрасль звучит в новостях как очаг налоговых злоупотреблений — готовьтесь к проверке;

2) желательно привести в порядок документацию, даже если имеет место двойная бухгалтерия, то есть нужно быть всегда готовым к проверкам;

3) если название предприятия фигурирует в каком-либо деле, рассматриваемом в суде, также «будьте готовы»;

4) отдельно для «алкоголиков». Порядок содержит завуалированный совет производителям или реализаторам этой специфической продукции либо «светить» свою деятельность и играть по правилам (в полной мере платить акцизный сбор), либо уходить в подполье и быть готовым «почить в бозе» в любой момент;

5) если присутствует спорный момент, особенно в протоколе отчета о проверке, — обязательно заявляйте об этом в спецкомиссию — специальные комиссии являются некоторой гарантией объективных результатов проверки;

6) следующий уровень оспаривания — Хозяйственный суд;

7) в то же время стоит помнить, что даже оправдательный вердикт суда по криминальному процессу не спасает налогоплательщика от дальнейших действий налоговой милиции;

8) наконец, существенно ужесточается порядок проверки физических лиц, в том числе руководителей предприятий. Поэтому главный совет — старайтесь регулярно знакомиться с новыми актами ГНАУ и не нарушайте их.


План проверок

Как и раньше, план проверок будет определять департамент налогового аудита и валютного контроля ГНАУ. При составлении планов основное внимание будет уделяться тем отраслям экономики, в которых выявлены негативные тенденции по уплате налогов. По основным субъектам «неблагополучных» отраслей будут формироваться так называемые финансово-промышленные группы для включения в годовой график проверок (хотя остается неясным сам термин «финансово-промышленные группы»). Все остальные предприятия данной группы, по всей видимости, будут проверяться по цепочкам, путем проведения встречных проверок. Кроме того, свои предложения о внесении тех или иных предприятий в планы будут вносить подразделения налоговой службы по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и подразделения налоговой милиции на основании итогов так называемых оперативно-экономических мероприятий.

Проверки физлиц

Отныне проверяться будут также учредители и руководители тех предприятий, которые включены в план проверок, что само по себе является принципиально новой нормой. Причем максимальное внимание налоговики намерены уделить лицам, являющимся учредителями или руководителями сразу нескольких предприятий.

Уведомление и удостоверение о проверке

Согласно Порядку, налоговики должны направить налогоплательщику письменное уведомление о ее проведении заказным письмом с отметкой о вручении или же предоставить данное уведомление под расписку должностным лицам за 10 дней до проведения плановой документальной проверки. Также установлена форма удостоверения на проверку, которое отныне является документом, подтверждающим полномочия конкретного должностного лица государственной налоговой службы проверять данный, указанный в удостоверении, субъект предпринимательской деятельности. Такое удостоверение должно быть «на руках» у каждого проверяющего. Кстати, в удостоверении должна стоять подпись начальника (или замначальника) налогового органа, осуществляющего данную проверку.

Контракты №20 / 2004


Вы здесь:
вверх