логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Аварийный сигнал Mitsubishi Виталина КРАВЧУК, Дмитрий КРАПИВЕНКО - «Контракты» №20 Май 2004г.

В мае 2004-го японский автогигант лишился своего «генералитета»: арестованы семь топ-менеджеров компании, исполнительный директор ушел в отставку.


DaimlerChrysler не помог

Когда в 2000 году менеджмент корпорации DaimlerChrysler присматривал объект для инвестиционной «агрессии» в Японии, выбор пал на две компании — Mitsubishi и Nissan. Вкладывать в последнюю побоялись: насторожил $19-миллиардный долг Nissan. У Mitsubishi были свои преимущества: в 1970-е годы автокомпания вышла из конгломерата, в который входил Bank of Tokyo, сохранив при этом с банком тесные партнерские отношения. Поддержка японских финансистов не помешает — посчитали в DaimlerChrysler и приобрели за $2,4 млрд 37% акций Mitsubishi. «Наместником» DaimlerChrysler в японской автокомпании стал Рольф Экордт — исполнительный директор, который должен был реформировать бизнес Mitsubishi.

Свою деятельность на новой должности Экордт начал в изощренном восточном стиле: на первом же собрании он подарил японским менеджерам по куску Берлинской стены с надписью «Переверни все камни». Но, как оказалось позже, даже такими оригинальными приемами «пришелец» не смог завоевать настоящего признания в среде менеджеров Mitsubishi. Правил Рольф Экордт довольно жестко: до 2003 года он сумел сократить расходы на поставщиков на 15%, нанял «дорогих» дизайнеров, сократил 16% рабочих мест, удвоил затраты на инновации.

Но, как отмечают западные аналитики, реформы Экордта не были очень глубокими: так и не были закрыты «депрессивные» сборочные заводы в Японии и Австралии, не прекратился выпуск убыточных моделей, не был перенесен выпуск модели Pajero в Китай — на рынок с дешевой рабочей силой. В конце концов Экордт так и не узрел «всходов» своей реформаторской политики. Скорее наоборот: чистые убытки Mitsubishi Motors Co. в первом полугодии 2003-2004 финансового года составили $733,2 млн против $60,3 млн чистой прибыли в том же периоде прошлого финансового года. Продажи компании за этот период снизились на 25,4% и составили $11 млрд.

Главной причиной неудач Экордта еженедельник Business Week называет тот факт, что европейский менеджер так и не смог разобраться в тонкостях корпоративных традиций Mitsubishi. Менеджеры среднего звена этой компании привыкли отчитываться перед начальством об успехах, о проблемах же они обычно умалчивали. Тем более от исполнительного директора-иностранца японцы утаивали всю правду. Экордт долгое время не знал о многих производственных дефектах Mitsubishi, как и не знал о последствиях «революционного» кредитования, которые компания использовала в США: американский потребитель мог приобрести авто Mitsubishi, не внося аванса и не выплачивая кредит в первый год эксплуатации. Вследствие такой «щедрости» компания получила $500 млн безнадежных долгов.

Рольф Экордт ретировался с Mitsubishi в начале мая этого года, как только стало известно, что DaimlerChrysler отказалась увеличить свою долю в японской компании и заявила о прекращении финансирования этого предприятия. Более того, как отметил председатель правления DaimlerChrysler Юрген Шремпп, продать акции Mitsubishi его компания не может потому, что «они (акции. — Прим. «Контрактов») ничего не стоят». Шремпп явно преувеличил, если учесть, что по состоянию на 7 мая акции Mitsubishi упали всего на 5,13%.

Фатальные колеса

Не успела Mitsubishi оправиться от «предательства» DaimlerChrysler, как компании выпало новое испытание. 6 мая японская полиция провела аресты в офисе Mitsubishi Fuso (подразделение, занимающееся производством грузовиков и автобусов) — наручники были одеты на семерых нынешних и бывших топ-менеджеров компании. В 2002 году в японском городе Иокогама произошло ДТП, в котором погибла 29-летняя женщина, а ее двое сыновей получили серьезные ранения. Причиной аварии, по версии следствия, стали технические дефекты грузовика Mitsubishi. Уголовную ответственность за эти дефекты теперь должны понести люди, возглавлявшие Mitsubishi в 2002 году и руководители отдела контроля за качеством.

Грузовики Mitsubishi неоднократно подвергались критике за несовершенную конструкцию. Судебные разбирательства касательно неисправности в узлах крепления колес на нескольких моделях Mitsubishi Fuso начались еще два года назад. В марте 2004 года суд признал наличие ошибок в конструкции автомобилей, после чего японское министерство транспорта обязало Mitsubishi Fuso Truck Co. отозвать 112000 грузовиков для устранения дефекта в узлах крепления колес. Первые отзывы Mitsubishi Fuso Truck & Bus проводила в январе 2002 года, когда произошло около 50 аварий из-за того, что у движущихся автомобилей слетали колеса. Тогда было отозвано 75000 автомобилей. Ранее компания утверждала, что аварии были вызваны неправильным обслуживанием или перегрузкой машин. В контексте последних «колесных» скандалов стоит еще раз упомянуть о DaimlerChrysler — немецко-американский концерн контролирует 65% акций Mitsubishi Fuso, но никакой ответственности за неисправности грузовиков западные инвесторы нести не желают, равно как и инвестировать в возрождение Fuso.

Менеджмент Mitsubishi самостоятельно разработал комплекс антикризисных мероприятий. В ближайшее время компания планирует сократить 4,5 тыс. рабочих и довести штат до 40 тыс. сотрудников, с конвейера будут сняты 9 моделей авто с правым рулем. Как стало известно 11 мая, Mitsubishi решила полностью отказаться от производства автомобилей представительского класса в Японии. Например, больше не будет производиться такая популярная модель, как Mitsubishi Diamant. Компания планирует сконцентрировать свои усилия на производстве машин с объемом двигателя 2 л — сейчас в этом сегменте она занимает четвертое место на рынке Японии и старается во что бы то ни было удержать свои позиции.


Путь самурая Ивасаки

Основатель компании Mitsubishi Ятаро Ивасаки родился в 1835 году. По происхождению он был наполовину самураем и служил сегуну Тоса — одному из наиболее влиятельных сегунов того времени. С четырнадцати лет Ивасаки изучает конфуцианство и даже пытается бунтовать против чиновников, за что на несколько лет попадает в тюрьму. После заключения возвращается на службу к своему сегуну, получает покровительство нескольких самураев, которые помогли ему стать чиновником, отвечающим за поставку оружия для армии сегуна.

В 1868 году к власти приходит император Мацухито, который запретил кланам заниматься коммерцией. Сегун Тоса передает Ивасаки в аренду часть своего бизнеса — несколько пароходов. Бизнес стремительно развивался: удачливый самурай занимался перевозками, строительством, судостроением, страхованием, банковской деятельностью. Многопрофильный концерн Mitsubishi был семейным бизнесом Ивасаки до Второй мировой войны.

Хронология

1873 — Ятаро Ивасаки создает транспортную компанию Mitsubishi Shokai, которая со временем начинает производить самолеты и военные суда.

1917 — Mitsubishi выпустила Model A, первый японский автомобиль, собранный на конвейере.

1930-е годы — Mitsubishi стала вторым по величине концерном Японии (после Mitsui).

1931 — был создан первый японский дизельный двигатель с прямым впрыском — модель 450AD.

1934 — в результате слияния авиастроительной и кораблестроительной ветвей концерна Mitsubishi появилась группа Mitsubishi Heavy Industry, ставшая поставщиком японской армии и выпускавшая боевые корабли и самолеты.

1946 — Mitsubishi была разделена на 44 независимые компании, а в 1950 году Mitsubishi Heavy Industries разделили на три региональные компании, участвовавшие в разработке и производстве автомобилей.

1970 — создана автомобилестроительная Mitsubishi Motors Corporation.

1975 — за технологию Silent Shaft («бесшумный вал») для своих двигателей серии Astron 80 Mitsubishi получила приз за научные достижения от автомобильной технологической ассоциации Японии и продала лицензию на эту технологию Porsche и Volvo.

2000 — компании Mitsubishi и DaimlerChrysler подписали соглашение о стратегическом альянсе, что позволило им войти в тройку лидирующих мировых автомобильных гигантов.

«Три бриллианта»

Слово «mitsubishi» в переводе с японского означает «три бриллианта». Оно возникло в ходе разработки эмблемы компании, которой занимался сам отец-основатель Mitsubishi Ятаро Ивасаки. Эмблема же получилась таким образом: Ятаро соединил герб своего клана (три ромба один над другим) и герб своего сегуна Тоса (дубовые листья). Позже в корпоративной культуре Mitsubishi родилось толкование эмблемы: три бриллианта символизируют три принципа работы компании — ответственность перед обществом, честность, а также открытость для международного сотрудничества.

Кстати

Официальным импортером Mitsubishi Motors в Украине является Торговый дом «Нико». По его данным, продажи на территории Украины в 2003 году выросли на 192% и составили 3471 автомобиль. Доля Mitsubishi на автомобильном рынке превысила 5%. Прочны позиции концерна и в России: в первом квартале текущего года было продано 4619 автомобилей Mitsubishi, что на 54% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как сообщается в отчете компании за январь-февраль этого года, на заводах компании в Японии было произведено 127165 автомобилей (-0,7% к 2003 г.), на зарубежных — 113893 автомобиля (-21,1%). За указанный период объем продаж компании на внутреннем рынке снизился на 11,7% и составил 50‑113 автомобилей, экспорт снизился на 13,6% — до 56‑312 автомобилей. По итогам за январь-февраль с. г., доля компании на внутреннем рынке Японии снизилась на 0,5% и составила 5,8%.

Контракты №20 / 2004


Вы здесь:
вверх