логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Мир, труд, рост Виталій ДАВІЙ - «Контракты» №20 Май 2004г.

Майский рост цен нефтепродуктов может составить 20-25%


Появившиеся в конце марта симптомы удорожания нефти к концу апреля приобрели форму сырьевого кризиса. Это произошло на фоне стремительного роста мировых цен.

В итоге украинские НПЗ, чье меню на 90% состоит из российской нефти, при закупке майских объемов столкнулись с большими проблемами: стоимость сырья буквально за несколько дней прыгнула на $10-15, достигнув рекордной для Украины отметки $200 за тонну. «По ценам нас сравняли с европейским рынком», — прокомментировал ситуацию представитель одного из заводов.

Согласно производственным планам НПЗ, в мае будет переработано порядка 1,3 млн т нефти. Этот показатель может стать минимальным за последние полтора года. В конце апреля на ремонт остановились Лисичанский и Херсонский НПЗ, контролирующие около 40% украинской нефтепереработки.

Как и прогнозировали участники рынка, тенденция к росту цен на нефтепродукты, начавшаяся в апреле, дала о себе знать с первых рабочих дней мая.

По сравнению с 1 апреля, средние оптовые цены на топливо возросли ощутимо:

Эти тенденции были всецело продолжены в мае. За первую декаду рост цен на оптовые партии дизтоплива составил от 3,3 до 4,5%. Если главными факторами роста цен в апреле были дороговизна и дефицит нефти, то в мае главенствующая роль будет принадлежать дефициту продукта. Значительным образом на ситуацию повлияла упомянутая остановка на плановый ремонт двух НПЗ.

Кроме того, одной из главных особенностей рынка в текущем году стала возросшая динамика размещения продукции нефтепереработчиками и как следствие — работа с «колес» на внутреннем рынке. Так, в отличие от прошлого года, больших запасов на складах никто не создает. Все свободные объемы светлых нефтепродуктов экспортируются в силу крайне благоприятной конъюнктуры.

Такие объективные изменения в бизнесе нефтекомпаний предопределили большую напряженность с топливом в стране. Так, в начале марта в более чем половине областей рынок автомобильных поставок полностью исчез, а в других регионах оптовые цены сравнялись с розничными. В свою очередь розничные цены в начале мая не отставали от динамики рынка вагонных партий, в результате чего рост за первую майскую декаду составил:

Региональные трейдеры сообщают, что нынешних запасов топлива им должно хватить до конца второй декады мая, после чего рост цен будет единственным механизмом снижения продаж. Между тем, уже сегодня ряд крупных компаний временно приостановили отпуск талонов. По мнению участников рынка, до конца месяца ситуация не изменится, наиболее же сложный период придется на конец мая — начало июня, когда дефицит достигнет апогея.

По прогнозам владельцев АЗС, майский рост цен может составить 20-25%, если ситуация с поставками не изменится. Сегодня трейдеры активно изучают ситуацию на предмет поставок импортного топлива, что скорее частично решит вопрос наполнения рынка, но не цен.

Сегодня на рынке фактически ни у кого не возникает сомнений по поводу дальнейшего роста цен на нефтепродукты, который будет обусловлен, прежде всего, дефицитом топлива в стране. Вместе с тем обращает на себя внимание отсутствие реакции на происходящее со стороны правительства. Трейдеры опасаются, что такое положение дел обернется новым кризисом, подобным осеннему 2003 года, когда напряженность в отрасли была создана не в последнюю очередь благодаря резким и непродуманным движениям в процессе ручного регулирования рынка.


Марка
Цена, грн/т
Рост,%
А-76/80 2 157 11,6
А-92 2 481 13,7
А-95 2 623 13,5
ДТ 2 112 15,9

Марка
Цена, грн/л
Рост,%
А-76/80 1,76 6,8
А-92 2,06 7,3
А-95 2,27 7,5
ДТ 1,86 9,7

Контракты №20 / 2004


Вы здесь:
вверх