логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Сезон кабриолетов Сергей ЛУКЬЯНЧУК - «Контракты» №20 Май 2004г.

В течение последних пяти лет европейский рынок так называемых leisure cars (автомобилей для досуга) вырос больше чем втрое. Прежде всего благодаря повышенному спросу на автомобили с откидным верхом.


Мода на «топлесс»

В структуре европейского авторынка купе, кабриолеты и купе-кабриолеты занимают около 4% общего объема. И хотя в количественном отношении объемы продаж сравнительно небольшие, всего в странах Старого Света в этом рыночном сегменте наблюдается ощутимый подъем. В первую очередь, это касается автомобилей с открытым верхом: нынче спрос на кабриолеты и купе-кабриолеты (автомобили с металлической складной крышей, которые в «открытой» конфигурации имеют кузов-кабриолет, а в «закрытой» — купе) растет более быстрыми темпами, чем на закрытые купе. Не менее интересна тенденция постепенного сокращения рынка «классических» спорткаров на фоне роста рынка кабриолетов. Похоже, именно последние взяли на себя роль «автомобилей для удовольствия» в представлении большинства потребителей.

«По имеющейся у нас статистике, только за январь—март этого года в Германии прирост автомобилей с открытым верхом составлял 21,3%», — рассказывает Александр Рябухин, заместитель директора компании «Интеркар» (генеральный импортер Volkswagen в Украине).

В Украине пока такой динамики не наблюдается. Александр Рябухин объясняет: «За период 2002-2003 гг. годовые регистрации держатся на уровне 90 единиц (в статистике не учтены некоторые модели, имеющие одноименные как закрытую, так и открытую модификации). По данным ИАГ «Автоконсалтинг», в первом квартале этого года в Украине зарегистрирован 21 автомобиль с открытым верхом, что позволяет сделать прогноз о сохранении количества регистраций на прошлогоднем уровне. Однако уже сейчас можно говорить о перспективности этого сегмента в нашей стране. Прежде всего это связано с ростом достатка потребителей. Другие важные факторы: насыщение состоятельных покупателей автомобилями представительского класса и внедорожниками (которые сначала были самыми модными), уменьшение криминального напряжения и, в целом, приближение потребительских предпочтений и стиля жизни к общеевропейскому».

Не менее важную роль играют модели с открытым верхом и для автопроизводителей. Во-первых, благодаря яркому дизайну они стимулируют внимание к бренду в целом. Показателен в этом смысле пример Peugeot: в годовом отчете компании отмечено, что 3% рост объемов продаж Peugeot 307 в прошлом году произошел благодаря «поддержке» со стороны версии купе-кабриолет Peugeot 307 СС. Во-вторых, кабриолеты по большей части более высокотехнологичные, чем их «закрытые» аналоги, и благодаря этому нагляднее демонстрируют инженерные и конструкторские преимущества компаний-производителей. И, наконец, выпуск кабриолетов согласованно вписывается в стратегию максимального заполнения модельного ряда, которой сейчас придерживаются большинство автоконкурентов.

Вполне закономерно, что большинство автопроизводителей недавно пополнили или планируют пополнить в ближайшее время свои модельные линейки автомобилями с открытым верхом. Причем, это касается не только люкс-сегмента, где у кабриолетов и родстеров традиционно сильные позиции. Усиливается тенденция к созданию открытых версий на базе моделей В и С классов.

Под жесткой крышей

Наибольшим «толчком» к росту рынка автомобилей с открытым верхом послужило появление купе-кабриолетов. Модели с жесткой складной крышей сочетают потребительские качества сразу двух классов — купе и кабриолетов. Кроме того, они лишены «сезонности», свойственной родстерам и кабриолетам с мягкой крышей (несмотря на то, что современные модели оборудованы «продвинутыми» системами подогрева салона, которые обеспечивают комфортную температуру и в открытом, и в закрытом положении крыши, все-таки это авто не для зимы). Металлическая крыша практичнее и долговечнее, к тому же она обеспечивает более высокую жесткость кузова. Таким образом купе-кабриолет воспринимается потребителями не только как «сезонная игрушка», а как автомобиль, на котором можно ездить ежедневно.

На сегодня объем европейского рынка купе-кабриолетов составляет около 100 тыс. в год. Наибольшая заслуга в этом принадлежит Peugeot 206 CC, с выходом которого в 2000 году, собственно, и начался европейский бум купе-кабриолетов. Автопроизводители сделали надлежащие выводы из успеха Peugeot 206 CC и начали активно выводить на рынок свои модели компактных купе-кабриолетов. Самый показательный пример развития этой тенденции — двухместный Opel Tigra Twintop, получивший в этом году звание «Кабриолет года» в Европе. На подходе — кабриолет-версия Nissan Micra С+С (выйдет в 2005 году).

Новые рыночные горизонты открылись с выпуском автомобилей с кузовом «купе-кабриолет» на платформе гольф-класса. «Пионером» в этом сегменте стал представленный в прошлом году Peugeot 307 CC — авто с жесткой складной крышей, которая автоматически поднимается и опускается в течение 25 секунд даже на скорости до 10 км/ч. Земляки-конкуренты из Renault буквально «по горячему следу» представили аналогичный по классу автомобиль с кузовом купе-кабриолет — Renault Megane 2 СС. Его главная изюминка — прозрачная стеклянная крыша, созданная в известной дизайнерской компании Karmann. Оба автомобиля имеют два «полноценных» сиденья в заднем ряду.

Конкуренция между купе-кабриолетами гольф-класса далее будет только обостряться: уже анонсирован выпуск двух хитов европейского авторынка — VW Golf V и новая Opel Astra — с этим вариантом кузова.

Элитные, экзотические, «народные»

Обобщенный портрет покупателя кабриолета — возраст 35-45 лет, «белый воротничок» или бизнесмен с уровнем состоятельности выше среднего. Три четверти владельцев кабриолетов не имеют детей, и большинство из них имеет еще один автомобиль на каждый день.

Традиционно кабриолеты особенно привлекают женщин. Прежде всего это касается купе-кабриолетов малого класса, подчеркнуто яркий дизайн которых ориентирован именно на женскую аудиторию. Однако тенденция наблюдается даже в тех рыночных сегментах, где покупателей-мужчин больше (это, в частности, родстеры, кабриолеты и купе-кабриолеты люкс-класса). Так, по оценкам маркетологов BMW, ориентировочное соотношение мужчины/женщины среди покупателей купе 6-й серии составляет 85/15, а для созданного на его базе кабриолета — уже 75/25. В более массовых сегментах «женский фактор» ощутимее: например, 36% владельцев Peugeot 307 СС — женщины, тогда как для остальных моделей этот процент составляет в среднем 20%.

Рынок автомобилей с открытым верхом разделяется на несколько подгрупп. На вершине — кабриолеты и родстеры люкс-класса. В нем представлены такие «гранды», как Mercedes SLK, Jaguar XK8 Convertible, Porsche 911 Carrera 4 Cabrio и презентованный в Женеве Chrysler Crossfire в версии кабриолет. Самая свежая новинка в этой подгруппе — кабриолет BMW 6, украинская презентация которого состоялась в начале мая. Авто с роскошным салоном и мощным восьмицилиндровым 4,4-литровым двигателем, обеспечивающее разгон до «сотни» за шесть секунд, будет стоить в Украине от EUR93 202. Кстати, линейка кабриолетов и родстеров BMW, представленных в Украине, включает также кабриолет 3-й серии (от EUR27 тыс.), заряженный М3 (EUR61 тыс.) и родстер Z4 (от EUR31 тыс.).

Не обошло «кабриолетное нашествие» и спорт-седаны. В прошлом году был представлен Saab 9-3 Cabrio, а весной 2004 года был дан официальный старт «топлесс-модификации» заряженного Audi S4. В целом, Audi имеет достаточно представительскую линейку автомобилей с открытой крышей: в Украине продаются Audi А4 Сabrio (от EUR39 500) и Audi TT Roadster (от EUR34 200).

Отдельная ниша — «имиджевые» кабриолеты. Как правило, они имеют мягкую крышу и отмечаются стильным, экстравагантным дизайном. Планку качества в сегменте установил эффектный «трансформер» Citroen C3 Pluriel, прошлогодний владелец звания «Кабриолет года» и один из самых ярких экспонатов на киевском SIA’2003. Очень стильным дизайном отличается малыш Ford Street Ka, впервые представленный в Украине в прошлом году. Volkswagen New Beetle Cabriolet, владельцами которого уже стали более 50 тыс. человек по обе стороны Атлантики, накануне нового летнего сезона получил новые двигатели — 1,9-литровый турбодизель мощностью 100 л. с. и 1,8-литровый бензиновый 150-сильный двигатель. А показанный в Женеве Mini Cabrio чуть не опередил Opel в соревновании за звание лучшего кабриолета года.

Европейский сезон кабриолетов — в разгаре. На Женевском автосалоне в этом году производители засветили целый «букет» ярких новинок. Самый роскошный из них — Rolls-Royce 100EX, выход которого приурочен к столетию компании, в серию, скорее всего, не пойдет. Зато концепт VW Concept С, также показанный в Женеве, отображает серьезные планы концерна по вхождению в новые для себя люкс-сегменты авторынка.

Контракты №20 / 2004


Вы здесь:
вверх