логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Концерт для пластика и металла Сергей ЛУКЬЯНЧУК - «Контракты» №20 Май 2004г.

Из всех искусств для автотюнинга важнейшим является кино. После выхода фильма «Форсаж», пропагандирующего скоростные гонки по городским улицам на «заряженных» автомобилях, спрос на тюнинговые аксессуары и услуги вырос лавинообразно. Тысячи автовладельцев загорелись идеей совершенствования своей машины. А это очень увлекательное занятие: ведь тюнинговать в автомобиле можно практически все.


Поле битвы — автомобиль

Как известно, тюнинг в переводе с английского — «настройка». Соответственно, под тюнингом автомобиля подразумевают его любую доработку или усовершенствование по сравнению с серийной версией. Изменение цвета кузова и обивки салона, замена чехлов или аудиосистемы, настройка двигателя и ходовой, установка дисков большего диаметра и низкопрофильной резины — все это тюнинг.

Если же говорить об услугах специализированных тюнинговых компаний, то они включают несколько основных направлений. Во-первых, это изменение экстерьера автомобиля (внешний тюнинг) — установка спойлеров, антикрыла и т. д. Второе направление состоит в изменении (не обязательно улучшении) определенных технических характеристик двигателя или ходовой по сравнению с заводскими — технический тюнинг. И наконец, тюнинг интерьера: все, что связано с изменениями в салоне. Существуют также специфичные направления тюнинга. Например, тюнинг подкапотного пространства, который входит в программу большинства соревнований по автотюнингу. Двигатель, к примеру, можно покрасить, отполировать или разрисовать аэрографией, превратив подкапотное пространство внешне вполне обыкновенного автомобиля в подобие Третьяковской галереи. Для этого существует свой набор аксессуаров: хромированные колпачки, армированные шланги, покрашенные высоковольтные провода, патрубки и т. д. Также в отдельное направление выделилась инсталляция автомобильных аудиосистем, требующая особой квалификации и знаний.

С развитием каждого из этих направлений начала формироваться специализация отечественных тюнинговых компаний. Есть фирмы, занимающиеся тюнингом внедорожников, чип-тюнингом двигателей, автозвуком, специализирующиеся на внешнем тюнинге или тюнинге салона. И хотя клиент сейчас вряд ли сможет получить «полный тюнинговый фарш» в одной компании, специализация имеет свой смысл: работы стали более сложными, а занимаясь всем без исключения, невозможно быть профи в чем-то одном.

Внутри и снаружи

Автотюнинг на постсоветском пространстве изначально был сосредоточен на внешнем виде автомашины. Причин этому как минимум две. Во-первых, технический тюнинг финансово затратный для клиента и требует особой квалификации специалистов. А во-вторых, из продукции отечественного автопрома даже при большом желании и наличии средств было сложно «вылепить» нечто более продвинутое в техническом плане.

Сейчас ситуация меняется. «Существенно увеличилась заинтересованность клиентов в доводке технических характеристик автомобиля, — рассказывает Сергей Шавро, ведущий менеджер компании «Арт-тюнинг». — Однако если оценивать количество людей, которые обращаются по тому или иному вопросу, то безусловно, интересующихся «внешним» тюнингом гораздо больше, чем техническим». Главная причина — финансовая: к примеру, крыло стоит гораздо дешевле спортивной подвески.

В то же время распространению технического тюнинга способствует увеличение парка иномарок, имеющих неплохую базу для дальнейших усовершенствований. «Крутить» BMW или Subaru, обладающую отличной технической базой, намного перспективнее и результативнее, чем пытаться выжать что-нибудь из ВАЗовской классики.

Вообще тюнинг автомобилей производства стран СНГ (прежде всего российских ВАЗов) — вопрос отдельный. С одной стороны, спрос на такие услуги очень велик: и парк автомобилей большой, и улучшать есть что. С другой — многие серьезные тюнинговые фирмы неохотно берутся за «обустройство» отечественных автомобилей. Дело опять-таки в деньгах: значительных финансовых вложений в такой проект никто делать не будет, да и отдача будет несоизмерима с затратами. Как правило, в большинстве случаев тюнинг ограничивается установкой недорогих аксессуаров. Однако есть отдельные фанатики, в хорошем смысле этого слова, которые тратят десятки тысяч долларов на кардинальную переделку своих «восьмерок» и «девяток», после чего те вполне могут дать фору и BMW с Mercedes.

Таким образом оптимальным объектом для тюнинга сейчас можно считать иномарку выше среднего уровня и возрастом 3-5 лет. Тюнинг новых иномарок ограничен тем набором предпродажных услуг, который предлагают в автосалонах, «третьи» компании им фактически не занимаются. Почему — объясняет Сергей Шавро: «Существует серьезная проблема с гарантийным обслуживанием автомобилей, прошедших тюнинг. Совсем недавний случай: человек покупает у нас фары, мы их устанавливаем. Замена фонарей подразумевает снятие родной фары и установку другой с рассоединением и подсоединением разъема. Никакого вмешательства в электросистему нет. Затем автовладелец приезжает на очередное ТО, где ему сообщают: извините, мы ТО проводить не будем, потому что машина с гарантии снята. Вы установили дополнительное оборудование без нашего ведома. Все аргументы о том, что оборудование сертифицировано и соответствует мировым стандартам и что установка фары не имеет никакого отношения к гарантии на ходовую или двигатель, остаются без внимания».

В западной практике, наоборот, около половины машин, которые проходят тюнинг, являются новыми.

Примечательно, что в Украине полномасштабная реализация тюнингового проекта от начала до конца — скорее исключение, чем правило. Причем даже те автовладельцы, у которых достаточно средств на все сразу, предпочитают делать все постепенно, объясняя это потребностью постоянно находиться в процессе. Желание «растянуть удовольствие» вполне понятно, однако специалисты считают более целесообразным получить полностью завершенный проект. Если, конечно, средства позволяют.

Темная сторона тюнинга

К сожалению, существует ряд субъективных и объективных факторов, препятствующих распространению «серьезного» тюнинга в нашей стране. Пример из жизни: клиент заказал полный тюнинг автомобиля — обвес, спортивную подвеску, выхлопную систему, «прищурки» на фары, зеркала, оптику — все что можно. Машина — купе BMW с двигателем 2,8 и механической трансмиссией, для тюнинга лучше не придумаешь. Автовладелец получил все, что заказывал, поездил несколько дней, потом приехал назад и попросил вернуть все обратно, даже не требуя возврата денег. После установки спортивной подвески уменьшился клиренс, однако по нашим дорогам ездить стало невозможно — низко и очень жестко.

Еще одна проблема — низкое качество топлива и смазочных материалов. Тюнинг двигателя неизбежно влечет за собой изменение нагрузки на определенные узлы, и для его успешного выполнения необходимо специальное оборудование и опытные специалисты. Но даже если все прошло успешно, стоит заправить машину бензином пусть даже нужной марки, но слегка худшего качества — и двигатель может просто не завестись.

Есть в тюнинге вещи, которых однозначно делать не стоит. Прежде всего — устанавливать внешние или внутренние элементы, которые абсолютно не гармонируют с общим видом автомобиля. Например, абсолютно неэстетично смотрятся огромные крылья. Увы, часто даже после объяснений специалистов, что трехметровое крыло — это уродство, которое портит весь дизайн, клиент отвечает: я понимаю, но мне так нравится, и я так хочу.

Не следует также забывать, что кроме декора, навесные элементы несут и функциональную нагрузку. Подрезать разработанный для BMW обвес и поставить на «Таврию», конечно, можно, но только в этом случае ездить на ней по дороге будет весьма проблематично. Тюнинговые аксессуары под конкретную модель разрабатывают профессионалы, руководствуясь при этом не своими прихотями, а оптимальным сочетанием их изделия с общим дизайном и техническими требованиями автомобиля. Поэтому безграничное «буйство вкуса» в тюнинге далеко не всегда уместно.

Цена удовольствия

По существу, тюнинг — это хобби, и оценивать его надо не с прагматичных позиций, а прежде всего как способ получить удовольствие от «украшения» своего автомобиля. Причем удовольствие это недешевое.

Определить среднюю стоимость тюнингового решения непросто, поскольку и количество производителей, и ассортимент аксессуаров, и разброс цен на них очень велики. Так, пластиковый обвес автомобиля по периметру (с установкой и покраской) будет стоить порядка 1000 евро. Сюда входят передний и задний спойлеры, антикрыло, накладки на пороги, возможно, дополнительные декоративные элементы (например, «прищурки» на фары — накладки, сужающие фару и придающие ей более агрессивный вид). С заменой бамперов стоимость такого решения увеличится до 1,5 тыс. евро. Цены могут колебаться очень серьезно: к примеру, обвес на Daewoo Lanos от авторитетного австрийского производителя стоит приблизительно 600-650 евро, а сравнимый по качеству и дизайну, но от менее известной греческой фирмы — около 150. Однако нужно учесть, что авторитет бренда имеет для заказчика зачастую не меньшее значение, чем внешний вид самого аксессуара.

В качестве внешнего декора также используются декоративные лючки бензобака, фальш-воздухозаборники, хромированные насадки на глушитель и т. д.

Аксессуары для тюнинга интерьера тоже очень разнообразны. Взять хотя бы спортивные рули. Они меньше по диаметру, что гораздо удобнее при управлении, и имеют эргономичную форму — утолщения, выемки под пальцы и т. д. Самый недорогой — полиуретановый — стоит в компании «Арт-тюнинг» около 350 грн, самый дорогой руль от известного производителя МОМО (деревянный, обтянутый кожей) — полторы тысячи. Ручки КПП обойдутся от 140 до 620 грн.

При желании можно установить в машину спортивные сиденья с развитой боковой поддержкой. Более доступные аксессуары — алюминиевые коврики в салон, накладки на педали и на ручник, отделка торпедо под алюминий, цветные циферблаты на панель приборов (существуют варианты из 12 цветов) и т. д.

Сохраняется мода на прямоточные глушители, устраняющие преграды на пути выхлопных газов и позволяющие получить 3-5%-й прирост в мощности и крутящем моменте двигателя — небольшой, но вполне ощутимый. Особенно по крутящему моменту: если изменение мощности можно почувствовать, только разогнав автомобиль до предела (что в реальных дорожных условиях встречается нечасто), то увеличение крутящего момента непосредственно отражается на ускорении. Выполненный из нержавеющей стали прямоточный глушитель Remus обойдется в сумму порядка 1500 грн, аналогичный по надежности и характеристикам польский — 700-800 грн.

Роль, подобную прямоточным глушителям, только по отношению к впускному тракту двигателя, выполняют воздушные фильтры нулевого сопротивления. Они изготовлены не на бумажной, а на хлопчатобумажной основе, которая пропитана специальным маслом, задерживающим грязь. Пропускное сечение такого фильтра больше, чем у обычных (за счет этого снижается сопротивление потоку воздуха), а частицы грязи отфильтровываются на масло.

При желании можно установить на автомобиль металлокерамические диски сцепления (они более надежны и долговечны, имеют лучшие фрикционные свойства) или облегченный алюминиевый маховик, который весит в два раза меньше, чем «родной» чугунный. Однако для «обычной» машины их приобретают достаточно редко — разве что поклонники скоростных заездов.

Еще один тюнинговый элемент, пришедший из мира автоспорта, — балка жесткости. Любой кузов при определенных нагрузках (например, прохождение поворота на большой скорости) подвергается скручиванию, которое влечет за собой смещение стоек в продольной проекции и приводит к ухудшению управляемости. Силовая балка увеличивает жесткость кузова при подобных нагрузках, хотя реально они встречаются разве что в автоспорте. Так что это — скорее элемент декора. Как и регулируемая прогрессивная подвеска, которая уменьшает клиренс как минимум на 35 мм. В то же время она обеспечивает достаточный уровень комфортности: на незначительных неровностях работает особый участок пружины — так называемая «зона комфорта», а остальная часть сохраняет заданный клиренс и включается только при сильных толчках. Специалисты рекомендуют ставить такую подвеску перед установкой внешнего обвеса — он сам по себе понижает клиренс, и на машине с «кисельной» подвеской существует риск отбить навесные элементы на дорожных неровностях.

Что касается светотехники, то здесь последним «писком» являются задние фонари в так называемом «лексус-стиле» и «ангельские глаза» — габариты передних фар в виде светящихся колец.

Это далеко не полный перечень тюнинговых средств: «за бортом» остались такие интересные вопросы, как чип-тюнинг (настройка электроники двигателя), установка автомобильной акустики и многое другое. «Контракты» вернутся к этим темам в следующих выпусках рубрики «Алло, гараж».

«Контракты» благодарят компанию «Арт-тюнинг» за помощь в подготовке статьи.

Контракты №20 / 2004


Вы здесь:
вверх