логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Ценовое предупреждение Богдан МАЛИНОВСКИЙ, Виталий МУХИН - «Контракты» №23 Июнь 2004г.

Рост цен на нефтепродукты прогнозированно спровоцировал подорожание товаров и услуг. По мнению экспертов, это означает поражение, во всяком случае временное, в борьбе правительства с инфляцией.


Первыми не выдержали транспортники

Одними из первых повысили цены киевские таксисты — в среднем на 25%: с 1,25 до 1,5 грн/км. Впрочем, в одной из столичных служб такси на условиях анонимности заявили, что и такие цены не покрывают всех нынешних расходов перевозчиков, поэтому тарифы вскоре достигнут 1,7 грн/км.

Маршруточники так внезапно повысить цены не имеют права, ведь их тарифы регулирует местная власть. В то же время в Запорожье перевозчики самовольно повысили цены с 75 коп. до 1 грн, а для льготников — с 50 до 75 коп. Причем, как сообщили представители одной из местных транспортных компаний, даже при таком уровне цен они несут убытки: себестоимость перевозки одного пассажира составляла 72 коп., когда литр солярки стоил 1,5 грн, а сейчас цена дизтоплива достигла 2,2 грн/л. Однако городская власть требует вернуть цены на предыдущий уровень.

В меньших и, соответственно, более бедных городах власть предлагает перевозчикам компромиссные варианты. Пока местные власти вынуждают перевозчиков нести убытки ради политической стабильности: до официального начала предвыборной кампании остался всего месяц. Однако долго такая ситуация сохраняться не сможет — если не подешевеет горючее, то «маршруточники» просто прекратят рейсы, как это было летом 1999 года.

А расценки на грузовые автоперевозки, как сообщил руководитель пресс-службы Ассоциации международных автоперевозчиков Игорь Шипахин, пока не изменились. Однако, по его мнению, это обусловлено только юридической невозможностью пересмотра цен: сейчас перевозки осуществляются по соглашениям, подписанным до резкого скачка цен. А в новых контрактах грузовые автоперевозчики будут закладывать в тарифы стоимость дизтоплива на уровне минимум 2 грн/л.

Льготное горючее не доходит и до аграриев

Подорожание горючего заметно повышает себестоимость сельхозпродукции. По данным научного сотрудника Института политических исследований и экономических консультаций Виктории Галушко, себестоимость тонны зерна выросла на 8-8,5% — и это только непосредственные последствия нефтяного кризиса. В то же время экспортеры сельхозпродукции компенсируют рост транспортных расходов также за счет аграриев. В результате средняя по Украине рентабельность фуражных зерновых урожая-2004, по расчетам Виктории Галушко, будет меньше 10%, а продовольственной пшеницы — в лучшем случае 30%. С ней солидарен председатель аграрного комитета Верховной Рады Иван Томич, оценивающий потери сельхозпроизводителей от подорожания горючего в 2 млрд грн.

Аграрии подтверждают факт резкого роста транспортных расходов и жалуются, что разрекламированная правительством программа обеспечения крестьян горючим по ценам ниже рыночных не работает. «Крестьяне пока получили кукиш с маслом, а не льготное горючее. Все это только пустые разговоры господина Кириленко», — сказал руководитель агрофирмы из Мироновского района Киевской области, который не пожелал назваться. Представители фермерского хозяйства «Монич» из-под Кировограда рассказали, что они даже не добиваются льготного горючего, поскольку решили больше не связываться с государством после того, как оно «кинуло» их с компенсацией процентов по кредиту.

Правительство, правда, опять обещает... Как заявил премьер-министр Виктор Янукович, на переговорах правительства и представителей НПЗ в прошлую среду были достигнуты договоренности о поставках аграриям на жатву 200 тыс. т дизтоплива по цене 1950 грн/т. Весь этот объем должна отгрузить аграриям «Укртатнефть». Кроме того, на прошлой неделе аграрный блок правительства должен подписать соглашение с «Укрнефтью» о поставке аграриям 150 тыс. т дизтоплива по цене 2000 грн/т. Заметим, что в 2003 году правительство и владельцы НПЗ достигли договоренностей о поставках с марта по ноябрь 1,5 млн т дизтоплива стоимостью 1700 грн. Однако по этой цене, как сообщают из неофициальных источников, поставлено всего 10% от плана.

Начали дорожать и продукты питания. Согласно оперативным данным мониторинга Проекта аграрного маркетинга, которые огласил заместитель директора проекта Андрей Ярмак, цены на продовольствие выросли с начала бензинового кризиса в среднем на 5%, преимущественно на рынках. Как прогнозирует господин Ярмак, дальнейшему повышению цен на продукты питания помешает сезонный фактор, благодаря которому через месяц-полтора сельхозпродукция резко подешевеет.

В конце прошедшей недели подняли цены на некоторые товары, в частности сигареты, алкоголь, оптовые базы.

Как сообщил источник в ХК «Киевгорстрой», практически моментально вслед за горючим подорожали стройматериалы, причем довольно существенно — на 10%. По прогнозам представителей холдинга, если бензиновый кризис утихнет, на возвращение цен к предыдущему уровню они не надеются.

Правительство гасит пожар, в котором горит его рейтинг

Кабмин был просто обязан отреагировать, причем молниеносно, поскольку, как заметил прошлой осенью во время хлебного кризиса политолог Виктор Небоженко, быть правительством кризисов — невеселая доля. Однако реакция правительства была довольно банальной — те же административные методы и налоговые десанты на НПЗ. Согласно постановлению от 28 мая, правительство вернуло местной власти право устанавливать предельные цены на горючее на заправках. Другим постановлением в тот же день временно (до 1 сентября) прекращена продажа отечественной нефти через аукционы.

Кроме того, как сообщает Андрей Ярмак, в различных регионах в очередной раз попытались ограничить рентабельность производства некоторых видов продуктов или установить предельные цены на них. Но, как замечает господин Ярмак, на практике это трудно сделать. Поэтому он считает, что действия правительства будут иметь результат, противоположный желаемому: «Если вмешательства не будет — не будет и проблем». Предостерегая против админвлияния, он приводит пример ситуации на зерновом рынке прошлой весной, когда зерновые без видимой причины начали резко дорожать. Подобное наблюдалось и на рынке аммиачной селитры в первом квартале этого года, когда из-за вмешательства правительства удобрения подорожали на 200-300 грн/т.

Реакция правительства, по утверждениям экспертов, была некачественной и запоздалой. Поэтому накопленный в течение года инфляционный потенциал в значительной степени высвободился. На этом фоне странно выглядит заявление Министерства экономики о том, что в мае инфляция не превысила 1%. Очевидно, правительственный показатель инфляции имеет мало общего с реальным состоянием цен в Украине.

Контракты №23 / 2004


Вы здесь:
вверх