логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Скорее жив, чем мертв Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №23 Июнь 2004г.

«Подвешенное» состояние, в котором сегодня пребывает упрощенная система налогообложения, вынуждает предпринимателей полагаться на волю чиновников.


На свой страх и риск

Прошло уже почти полгода с момента вступления в силу нового пенсионного законодательства и закона о налогообложении доходов физлиц. Теперь предприниматели, выбравшие единый или фиксированный налог, вынуждены дополнительно платить социальные взносы, несмотря на то, что эти платежи включены в состав единого и фиксированного налогов («Контракты», № 3, 2004). На сегодня также действует норма, в соответствии с которой «упрощенцы» уплачивают 50% суммы единого налога за каждого наемного работника и 57% этой суммы перечисляется в социальные фонды. Однако с 1 января по новому пенсионному законодательству нужно дополнительно отчислять в соцфонды 37,5% от фонда оплаты труда. Проволочка правительства и законотворцев с принятием профильного закона, который определил бы четкие правила ведения бизнеса по упрощенной системе налогообложения, в том читсле и относительно уплаты соцвзносов, ставит перед предпринимателями все больше дилемм. Четких законодательных норм относительно того, как именно выплачивать соцвзносы, пока нет. Вот и приходится им либо платить двойные суммы, либо рисковать натолкнуться на санкции.

По данным исследования, проведенного Институтом конкурентного общества, сегодня более 40% «упрощенцев» не платят взносы в Пенсионный фонд за наемных работников, аргументируя это тем, что, как мы отмечали, эти платежи включены в единый налог. В этом случае наемники теряют пенсионное обеспечение за период работы у «упрощенца».

Более 20% предпринимателей предпочитают выплачивать в полном объеме взносы на общеобязательное пенсионное страхование и единый или фиксированный налог за каждого работника. Таким образом происходит двойное налогообложение. Они надеются, что после принятия специального закона переплаченные ими отчисления будут зачислены к другим платежам.

35-40% считают нужным платить в Пенсионный фонд разницу между начисленными взносами (на общих основаниях) и уплаченными в составе единого или фиксированного налога. Эта система позволяет избежать двойного налогообложения и сохраняет права работников на получение пенсий. Однако она хоть и логична, но действующим законодательством не предусмотрена. Следовательно, в таком случае предприниматель полностью зависит от контролирующих органов. Как рассказала координатор Института конкурентного общества Ксения Ляпина, применение того или иного способа уплаты пенсионных взносов зависит прежде всего от информированности предпринимателей о своих правах.

Следствием такой неопределенности является тенденция сокращения количества наемных работников. По причине дополнительных фискальных нагрузок «упрощенцы» вынуждены искать пути оптимизации бизнеса. Как показало исследование, сегодня часть «упрощенцев» предпочитают регистрировать наемных работников как предпринимателей, изменяя трудовые отношения на хозяйственные. Однако здесь есть определенная трудность, поскольку не каждый работник согласится самостоятельно отчитываться в налоговой или Пенсионном фонде, платить соответствующие взносы и находиться под риском санкций.

Второй способ оптимизации — сохранение количества работников при формальном сокращении рабочего времени, за которое начисляется легальная заработная плата. Проще говоря, в этом случае пенсионное законодательство стимулирует «конвертные» зарплаты. По данным исследования, это около 35% всех «упрощенцев».

Также 10% малых предпринимателей сказали, что они вынуждены просто сокращать количество работников. Более того, некоторые предприниматели считают, что нынешняя ситуация вынуждает полностью отказаться от официального найма работников, а вместо этого сотрудничать с ними по устным договоренностям и, конечно, с нелегальной зарплатой.

Попытка №...

И чиновники, и предприниматели соглашаются с тем, что эти проблемы должны быть урегулированы специальным законом, другое дело — каким именно будет этот закон. Еще 9 сентября 1998 года Верховная Рада приняла в первом чтении президентский законопроект «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (реестр № 0964), который остается проектом и до сегодняшнего дня. Госкомпредпринимательства с учетом последних изменений в пенсионном и налоговом законодательстве уже в который раз доработал и подготовил ко второму чтению этот проект. Комитет предлагает установить такой предельный объем годовой выручки от реализации, при которой можно быть «упрощенцем»: для физлиц — 500 тыс. грн (так же, как и сейчас), юрлиц — 3 млн грн (нынче 1 млн грн). Разрешить работать юрлицам по единому налогу без уплаты НДС предполагается только в случае, если объем их выручки от реализации не превышает 300 тыс. грн в год. Кроме того, документом предлагается сократить количество наемников у физлиц до трех (на сегодня — до десяти).

Более того, с 2007 года предполагается вообще запретить «упрощенцам»-физлицам нанимать работников. Это, безусловно, приведет к нелегальной занятости наемников. Законопроектом также планируется вывести из состава единого налога отчисления в соцфонды, но в то же время предусмотрена компенсация — уменьшение ставки единого налога для юрлиц с 10% выручки от реализации или 6% + НДС до 5% или 3% + НДС. Такое уменьшение логично ввиду того, что сегодня социальные платежи в составе единого налога составляют 57%. Также предлагается расширить перечень видов деятельности, при которой нельзя переходить на упрощенную систему. В список, в частности, попали регистрация ценных бумаг, аренда недвижимости, земли. В соответствии с законопроектом «упрощенцами» также не могут быть представительства, филиалы, отделения и другие отделенные подразделения, юрлица, не являющиеся налогоплательщиками единого налога, физлица, объем выторга которых от посреднической деятельности превышает 25% оборота.

Впрочем, несколько в ином свете видит решение проблемы Минфин, который разработал и уже представил в ВР от имени Кабмина законопроект «Об установлении ставок единого налога и порядке перераспределения сумм единого и фиксированного налогов». Этим документом предлагается только утвердить ставки единого налога на уровне, определенном законопроектом № 0964, и отменить норму, которой предусмотрено отчисление 10% от фиксированного налога в Пенсионный фонд (пенсионные взносы торговцы будут выплачивать отдельно и единожды). Отметим, что в случае вступления в силу этого закона общие правила функционирования упрощенной системы и далее будут регламентироваться указом Президента № 727. Вероятно, в ближайшее время (два-три месяца) парламент рассмотрит «минфиновский» проект. Даже принятие этого «половинчатого» закона решит некоторые проблемы. Так что, подождем...


Комментарий чиновника

Ирина МУРАЛЕВА, начальник отдела специальных режимов налогообложения Госкомпредпринимательства:

— По причине того, что социальные платежи, составляющие 57% единого налога, выводятся из состава этого налога, мы не можем сегодня повысить его ставку, как это предлагалось законопроектом о бюджете на 2004 год. В то же время мы не можем также уменьшить ставку единого налога для физлиц-«упрощенцев». Ведь если учесть показатели инфляции, то установленная в 1998 году ставка единого налога в 20-200 грн на сегодня фактически уменьшилась почти вдвое.

За

Аргументы в пользу упрощенной системы

По данным Госкомпредпринимательства, на сегодня по упрощенной системе налогообложения работают более 2,5 млн физических и юридических лиц. Так, на 01.01.2004 в сводный бюджет от налогоплательщиков единого налога поступило более 2 млрд грн, что на 570 млн грн, или на 37,9% больше, чем за прошлый год. С 1999 по 2004 год поступления в бюджет выросли в 17 раз. Кроме того, в прошлом году на эту систему переведено 3430 убыточных предприятий, которые при общей системе не платили налог на прибыль. После перевода их на упрощенную систему налогообложения они уплатили в бюджет и государственные целевые фонды 16,3 млн грн единого налога.

Против

Аргументы не в пользу нынешней упрощенной системы

По данным ГНАУ, большинство субъектов малого предпринимательства-физлиц отчитываются об объемах валового дохода ниже 300 тыс. грн в год. Занятость в малом бизнесе в последнее время почти не растет и составляет в среднем 1,5 работника на одного субьекта малого предпринимательства. Как отмечают в Совете частных предпринимателей, около 80% «упрощенцев» занимаются торговлей и услугами. Среди предпринимателей, начавших розничную торговлю на рынках 5-6 лет назад, только 20-25% смогли накопить небольшой первичный капитал до $15-20 тыс. Другие 80% предпринимателей-физлиц практически не увеличивают объемы своих оборотных активов, а иногда даже теряют оборотные средства.

Контракты №23 / 2004


Вы здесь:
вверх