логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Транснациональные амбиции «Оболони» Ярослава НАУМОВА - «Контракты» №23 Июнь 2004г.

Крупнейшая отечественная пивоваренная компания может начать производство в самой «пивной» стране мира.


В конце мая президент АО «Оболонь» Александр Слободян на пресс-конференции, посвященной запуску новой линии по разливу пива, самой мощной на сегодня в Украине (110 тыс. бут/час), заявил о планах корпорации «Оболонь» стать транснациональной. Статус крупнейшего экспортера (в прошлом году компания отправила за рубеж 12,5 млн дал пива) и динамичное развитие экспорта (в 2003 году он вырос почти на 40%), по словам Александра Слободяна, обуславливают перспективы налаживания производства по ту сторону западной границы. На АО «Оболонь» пришли к выводу, что так удобнее и дешевле продвигать пиво на рынок ЕС, чем экспортировать его из Украины. Более подробно о своих экспансионистских планах «Оболонь» не рассказывает.

Интересно, что о планах «евроэкспансии» «Оболонь» первой среди пивных компаний с украинским капиталом объявила в то время, когда европейские гиганты теснят ее на внутреннем рынке: вот уже год, как киевская компания уступила лидерство Sun Interbrew.

Однако, если воспринимать грядущее расширение производства «Оболонью» как реальность, а не PR-ход, то выбор Германии с наиболее емким на всем континенте рынком (150 л на душу населения в год) видится наиболее логичным (с ним может соперничать разве что Чехия — 120 л). Однако размещение собственного завода в центре Европы и преодоление тем самым таможенных и нетарифных ЕСовских преград еще не означает достижения успеха на чрезвычайно конкурентном и сложном в плане продвижения западном рынке. Следовательно, нелегкий процесс усовершенствования рекламно-маркетинговых усилий предстоит вести на двух фронтах: западном и восточном, что требует внушительных денежных инвестиций и сохранения паритета между двумя векторами развития бизнеса.

Относительно сортовых перспектив, трудно предположить, чтобы «Оболонь» выводила на внешний рынок какой-либо нишевый продукт, как это делает Nemiroff. Наиболее популярным на европейском рынке является традиционное светлое пиво. Да и в экспорте «Оболони» превалируют «Оболонь Світле» и «Оболонь Преміум». Следуя сложившейся европейской практике, предполагаемый «оболонский» завод на немецких землях, вероятнее всего, наладит производство одного-двух наиболее ходовых сортов пива.

Думается, предполагаемый «западный путь» развития «Оболони» не стоит связывать с затянувшейся тяжбой с «Сарматом». Конечно, злые языки из околовластных изданий уже намекают на возможный «слив активов» под угрозой недружественной скупки. Однако «бегство» в Европу выглядит излишне затратным, тем более, что суды попеременно поддерживают ту, или другую сторону, и об утрате трудовым коллективом «Оболони» контроля над предприятием речь на сегодня не идет.

С другой стороны, уже сам по себе транснациональный статус, приобретаемый корпорацией в случае расширения производственной сферы на другие страны, способен повысить авторитет «Оболони» в Украине на государственном уровне. Таким образом, помимо приватизационного свидетельства №‑1, лавры первого предприятия отрасли, заполучившего западную «дочку», уже сами по себе могут превратиться в своеобразный «щит» от чиновничьего произвола и последствий политических столкновений.

Контракты №23 / 2004


Вы здесь:
вверх