логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Линия дефицитного ресурса Андрей ЯЦЕНКО - «Контракты» №23 Июнь 2004г.

У банков-участников кредитной линии ЕБРР закончились средства европейского банка для кредитования заемщиков. Прошло и желание финансировать проекты при условии обязательного согласования их с Нацбанком.


Кредитная линия Европейского банка реконструкции и развития по поддержке малого и среднего бизнеса давно не устраивала многих. К предприятиям предъявляются жесткие, с трудом выполнимые требования. Потенциальных клиентов банков тяготит сложная, дорогостоящая и длительная процедура оформления всех необходимых документов. Прежде всего это касается бизнес-плана и технико-экономического обоснования, прохождение которых, кстати, вовсе не гарантирует положительного результата — получения средств ЕБРР. При этом процесс согласования проектов иногда занимает несколько месяцев: сначала документы подаются в банк, потом — в группу управления проектами, и, наконец, в ЕБРР. Ни одно, даже самое успешное предприятие не может позволить себе заморозить готовый проект, требующий финансирования уже сегодня, а результатов согласования со всеми инстанциями для получения кредитных ресурсов приходится ожидать неделями.

Справедливости ради следует отметить, что поначалу введение такой длинной процедуры было вполне оправданным. Недостаток опыта кредитования, методик анализа и оценки финансового положения заемщиков, низкий уровень ведения бизнеса и отсутствие финансового менеджмента, очевидно, все же требовали участия в программе третьего, «надзорного участника», роль которого была отдана НБУ. Однако постепенно кредитные процедуры и методики оценки финансового состояния клиентов улучшились, сформировались базы заемщиков. Тогда как процедура утверждения проектов по линии ЕБРР через ГУП НБУ осталась неизменной.

И если банкиры и консультанты ЕБРР смогли максимально сократить сроки утверждения проектов кредитными комитетами, то, как утверждают финансисты, ГУП НБУ лишь задерживает кредитование клиентов. По мнению банкиров, ГУП НБУ всего-навсего дублирует кредитный комитет банка-участника программы. Смысл перестраховки не совсем понятен, ведь все риски, связанные с невозвратом средств, все равно ложатся на банк, который в случае невыполнения заемщиком своих обязательств погашает Европейскому банку выданные средства из собственного кармана.

Кроме того, многие клиенты опасаются раскрытия конфиденциальной коммерческой информации при прохождении этапов согласования. По условиям ЕБРР, предприятие должно предоставить в банк полный отчет о своей финансовой деятельности, перспективный план развития на пять лет и т. д. В то же время при передаче этой информации по инстанциям никто не может гарантировать стопроцентного сохранения банковской тайны. Ведь когда пакет документов попадает только в кредитующий банк, он же и несет ответственность за любую утечку информации. Если же число «проверяющих» увеличивается, то ни о какой ответственности за сохранение конфиденциальности речь не идет.

Впрочем, отказаться от участия в кредитной линии отечественные банкиры тоже не могут. Дешевые длинные ресурсы ЕБРР всегда пользуются спросом при их дефиците на внутреннем рынке. Не секрет, что сроки окупаемости многих проектов превышают сроки кредитования отечественными банками. К тому же получение кредита от ЕБРР повышает имидж заемщика: лимит доверия Международного финансового института может с полным правом рассматриваться как признание устойчивого финансового состояния и высокой платежеспособности.

Однако реальная эффективность кредитования предприятий по линии ЕБРР оставалась минимальной. Отечественные предприятия кредитуются в отечественных банках, а объявления о выдаче кредитов по линии ЕБРР МСП-2 звучат все реже. В конце прошлого года отсутствие проектов, претендующих на ресурсы по линии МСП-2, привело к тому, что под угрозой срыва оказался традиционный конкурс на лучший бизнес-проект года.

Впрочем, вскоре ситуация изменится. Кредитная линия в размере $33 млн исчерпана практически во всех банках. Соответственно, новые проекты могут финансироваться лишь из средств, возвращаемых заемщиками. А это весьма незначительные суммы. В связи с этим ЕБРР уже летом может пересмотреть условия программы. Во всяком случае для некоторых банков-участников, из которых как минимум два крупнейших банковских учреждения рассчитывают получить прямой лимит и приступить к финансированию своих клиентов без согласования с ГУП НБУ.


Справка

Соглашение между ЕБРР и НБУ об открытии МСП-2 в размере $88 млн было подписано в мае 1998 года и ратифицировано в феврале 2000-го. В рамках этой кредитной линии $66 млн выделяются для кредитования малого и среднего бизнеса и $22 млн — для реализации программы микрокредитования. В 2001 году в Украину поступил первый транш МСП-2 в размере $33 млн, средства по которому были использованы до конца июня 2003 года. ЕБРР предоставил Украине второй транш в размере $33 млн в рамках МСП-2 в сентябре 2003 года. Банками-агентами по этой линии являются «Форум», «Аваль», «Ажио», «Надра», ВАБанк, Укрсоцбанк, Международный коммерческий банк.

Комментарии

Максим ЖУКОВСКИЙ, начальник отдела проектного кредитования банка «Аваль»:

— Мы заинтересованы в продвижении линий ЕБРР среди наших клиентов. Кредит по линии ЕБРР выдается под низкую процентную ставку и предусматривает годовой льготный период, в течение которого предоставляется отсрочка погашения основной суммы кредита. А это является важным фактором при кредитовании под покупку производственного оборудования, которое должно быть установлено, протестировано и т. п. перед тем, как начнет приносить какую-либо отдачу. Между тем сроки и процедуры согласования, с которыми мы сталкивались еще в прошлом году, работая через ГУП НБУ, лишь отталкивали клиентов. Сейчас же после перехода банка на прямую работу с ЕБРР мы всего за шесть месяцев профинансировали объем, аналогичный уровню 2003 года.

Галина ХОВАЛКО, заместитель начальника управления кредитования кредитно-инвестиционного центра АКБ «Укрсоцбанк»:

— В целом за 2003 год мы профинансировали проекты по линии ЕБРР на общую сумму $5 млн. Но, к сожалению, средства кредитной линии ЕБРР МСП-2 закончились и сейчас возможна выдача новых кредитов по этой линии только в пределах погашенных сумм. Поэтому в настоящее время мы приостановили активную пропаганду кредитов по линии ЕБРР до лучших времен. Согласитесь, клиенту совсем не подходит такая схема работы: написать бизнес-план, пройти согласование финансирования проекта в банке-участнике, потом утвердить проект в Нацбанке и узнать, что денег нет или их не хватает на весь проект, или же они будут предоставлены через полгода. Укрсоцбанк сегодня добивается заключения соглашения с ЕБРР о прямом кредитовании (без участия НБУ). Думаю, такие планы сегодня есть у каждого банка-участника кредитной линии ЕБРР МСП.

Контракты №23 / 2004


Вы здесь:
вверх