логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Без прогнозов Виталий ДАВИЙ, Людмила ДМИТРЕНКО - «Контракты» №23 Июнь 2004г.

Делать однозначные прогнозы относительно стоимости топлива никто не рискует


Кабмин как всегда решителен

После нескольких раундов переговоров с нефтепереработчиками правительство приступило к «непопулярным мерам», что, видимо, означает отсутствие желаемого результата в ходе диалога с отраслевиками. Сначала Антимонопольный комитет Украины заявил о намерении оштрафовать около 40 операторов столичного рынка нефтепродуктов на сумму от 300 тыс. грн до 40 млн грн (за якобы сговор между собой об установлении одинаково высоких цен на горючее). Потом начались проверки налоговиками НПЗ, а вскоре Кабмин выдал сразу три разноплановых постановления, направленных на урегулирование ситуации на нефтерынке. Одно из них — о временной отмене аукционов по продаже украинской нефти — можно считать достаточно продуманным шагом, тогда как два остальных создают предпосылки для жесткого административного регулирования рынка. В случае начала их действия по назначению ситуация в отрасли может стать неконтролируемой.

Речь идет о лицензировании и квотировании импорта и экспорта нефтепродуктов (постановление № 713), а также о предоставлении права местным органам исполнительной власти устанавливать граничный уровень оптовых и розничных цен (постановление № 712). Первое нефтяники восприняли как фактический запрет экспорта. Правда, к этому они в целом были готовы, в отличие от того, что в список подлежащих лицензированию видов деятельности попадет экспорт мазута, который НПЗ вынуждены экспортировать в любом случае из-за низкого потребления в стране. Подобная норма осенью прошлого года поставила отрасль на грань остановки по причине затоваривания продуктом. И если «мазутный» вопрос рано или поздно решится, то запрет экспорта бензина и дизтоплива может заставить НПЗ серьезно пересмотреть уровень загрузки нефтью. В последние два года это направление стало одним из основных источников доходов украинских нефтяников, так как намного превосходило по рентабельности работу на внутреннем рынке, удивляющим низким уровнем цен. Если экспорт будет закрыт — 15-20% снижение переработки уже в июле можно считать решенным вопросом.

Что же касается регулирования цен, то результат его действия точно предсказать сложно. Как показывают последние события, в Кабмине попросту нет специалистов, которые могли бы грамотно разложить «по полочкам» экономику нефтепереработки с целью составления объективной картины. Именно в этом главным образом и содержится причина легких выводов правительства относительно тех отраслей, где наблюдается рост цен, — спекуляция. Данные суждения весьма опасны, так как грозят непредсказуемыми последствиями. Пока ясно одно: если при установлении граничных цен будут руководствоваться не расчетами, а неким желаемым уровнем, то торговля нефтепродуктами попросту приостановится.

Провальный май, непонятный июнь

По итогам мая, в результате профилактического ремонта двух НПЗ (Лисичанского и Херсонского) было переработано около 1,2 млн т нефти, или на 30% меньше чем в апреле. Однако сегодня уже не столь интересен май, сколько текущий месяц. Дело в том, что пока абсолютно неясно, какой объем переработки будет в этом месяце. Вопрос подвешивают, во-первых, политика Кабмина, а, во-вторых, новые осложнения в сфере поставок нефти. Рост цен на июньскую нефть уже составляет 10-15% ($220-230/т), но это не снимает другой, не менее важный вопрос, — дефицита поставок. По предварительным данным, в июне заводы планируют переработать 1,7 млн т сырья, что не дотягивает до номинального уровня 1,9-2,0 млн в месяц. Кроме того, предварительные прогнозы, как правило, корректируются в конце месяца в меньшую сторону.

Свое дело сделает и отмена до 1 сентября аукционов по продаже украинкой нефти. Эти ресурсы переданы в распоряжение «Укрнефти» для последующей переработки и реализации нефтепродуктов через розничную сеть по ценам ниже рыночных. Соответствующее постановление предписывает министерствам разработать наиболее эффективное распределение украинской нефти, однако, похоже, добытчик уже сам это сделал, планируя загрузить близкий ему «Нефтехимик Прикарпатья».


Динамика цен

В мае снижение переработки, дороговизна сырья, а также сезонный рост спроса на топливо спровоцировали рекордный скачок цен на светлые нефтепродукты во всех сегментах рынка:

А-76/80 2 560 грн/т (+491 грн, 23,7%)

А-92 3 191 грн/т (+812 грн, 34,1%)

А-95 3 516 грн/т (+1 016 грн, 40,6%)

ДТ 2 499 грн/т (+502 грн, 25,1%).

Вместе с тем, внимание полностью переключилось с крупнооптового рынка на розницу, так как производители, день ото дня повышая цены на свою продукцию, реальных отгрузок практически не предлагали, что повлияло на сокращение числа торгующих более чем в три раза. В частности, если низкооктановые марки бензинов и дизельное топливо НПЗ отгружали в небольших объемах, то о вагонных партиях «высокооктана» трейдеры практически забыли.

Рост розничных цен в мае не уступил оптовым:

А-76/80 2,09 грн/л (+0,37 грн, 21,5%);

А-92 2,71 грн/л (+0,69 грн, 34,2%);

А-95 3,30 грн/л (+1,09 грн, 49,3%);

ДТ 2,21 грн/л (+0,39 грн, 21,4%).

Топливо на автозаправочных станциях подорожало во всех без исключения областях Украины. Однако под давлением государственных рычагов регулирования в отдельных регионах розничные цены на нефтепродукты начали постепенно снижаться. Так, первое снижение в начале июня было отмечено в Киевской области (1-6 коп./л), Донецкой (7-22 коп./л), Ровенской (2-6 коп./л), а также Харьковской, Херсонской и Хмельницкой областях

(1-5 коп./л). Относительно дальнейшего развития событий на рынке нефтепродуктов однозначных прогнозов не может дать никто из экспертов и представителей правительства.

В целом, по мнению участников рынка, ситуацию будет определять уровень переработки НПЗ в июне, а также ход мыслей Кабмина.

Контракты №23 / 2004


Вы здесь:
вверх