логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Металлотрейдеры теряют независимость Богдан МАЛИНОВСКИЙ - «Контракты» №23 Июнь 2004г.

Продажа металлопроката в Украине переходит под контроль крупных игроков.


Рынок «проредила» ценовая конкуренция

Количество предприятий, которые работают в такой когда-то популярной сфере, как торговля металлопрокатом, стремительно уменьшается. Еще несколько лет назад металлом торговали много фирм и фирмочек, которые то появлялись, то внезапно исчезали в зависимости от наличия «выхода» на конкретных руководителей металлургических заводов или от проведения с меткомбинатами бартерных операций. Теперь в этом бизнесе остались несколько десятков средних и крупных компаний.

Решающим фактором перераспределения рынка металлопроката стала ценовая конкуренция. «Если когда-то наценка трейдеров составляла в среднем 50%, то теперь иногда она снижается до 7-8%», — говорит директор MDgroup Владимир Побережнюк. Лучше всего противодействовало уменьшению прибыльности металлоторгового бизнеса наращивание оборота.

Поэтому отечественные трейдеры форсируют объемы продаж, развивая сеть региональных филиалов и дочерних предприятий. В частности, «УГМК» в течение последних двух лет увеличила сеть «супермаркетов металла» с одного до десяти. О планах расширения региональной сети также заявили «Леман Украина», MDgroup и «СавВАТС».

Из-за того, что прибыль металлотрейдерам нынче обеспечивает не столько наценка, сколько оборот, торговля металлопрокатом сосредоточилась в руках компаний, ежемесячные объемы продаж которых измеряются тысячами и десятками тысяч тонн.

Сервисные металлоцентры — плод неценовой конкуренции

Концентрации рынка металлопроката содействует и переход конкуренции между торговцами в неценовое русло. А именно эти процессы сегодня являются определяющими в сфере торговли металлом. Как отмечает Владимир Побережнюк, наценка металлоторговцев ниже

7-8% не опустится — такой уровень характерен для рынков России или ЕС и минимален для того, чтобы трейдер смог окупить свои расходы. Поэтому перспективными направлениями повышения конкурентоспособности становятся набор сервисных услуг, широта ассортимента, большие объемы имеющихся в наличии запасов. В связи с этим на базе предприятий, торгующих металлопрокатом, и их региональных филиалов активно создаются сервисные металлоцентры (СМЦ).

Один из первых отечественных СМЦ на основе своей металлобазы создала фирма «СавВАТС». Он напоминает супермаркет в увеличенном масштабе. С обеих сторон широких проездов специальные стойки, между которыми сложен металлопрокат определенного вида и сортамента — сначала арматура одного типоразмера, второго, третьего, потом уголок и т. д. Все образцы имеющейся в наличии продукции собраны на одном стенде около входа. Между ними, как между рядами полок в супермаркете, ездят автомобили, на которые козловым краном загружается заказанное количество продукции. На выходе (или на выезде) — традиционная касса, где покупатель может оформить платежные документы или рассчитаться наличными.

«В нашем понимании СМЦ — это предприятие, выполняющее как минимум продольно-поперечную порезку листового проката, — считает заместитель генерального директора компании «СавВАТС» Василий Савченко. — Там, где этой и более сложных операций нет, — это обычная металлобаза с расширенным набором услуг». Поэтому сразу за стеллажами стоит машина, которая разматывает огромные катушки с проволокой, очищает ее от ржавчины, выпрямляет и режет на куски заданной длины. Ножницами двух видов клиенту могут порезать другие долгомерные изделия — арматуру, уголок и даже балку или швеллер небольшого размера. Другой агрегат режет тонколистовой прокат на узкие продольные полосы (штрипсы), которые потом сматывают, обжимают и, совсем как в супермаркете, наклеивают бирку со штрих-кодом и массой мотка с точностью до 0,1 кг. Аналогично при помощи плазмы режут толстолистовой прокат.

На сегодня сети подобных сервисных металлоцентров имеет не только «СавВАТС», но и «Леман Украина», «УГМК», «Металл Холдинг» (вместе с рядом родственных структур, в частности MDgroup, «Альянс», «Запорожсталь-Металл Холдинг»), «Юникон», «Энергосталь». Несколько сильных компаний появилось в регионах, например, «Харьковметалл-2».

Покупателей в СМЦ привлекает не только сервис, но и ассортимент. «Каждый СМЦ старается держать на складе весь ассортимент, а это 5-8 тыc. позиций продукции всех отечественных меткомбинатов», — говорит Сергей Лойченко, директор СП «Металл Холдинг». Поэтому клиентами сетей СМЦ становятся не только мелкие строительные организации, закупающие прокат автомобильными нормами, но и крупные потребители металла.

Дмитрий Николаенко, директор сервисного металлоцентра «Леман» (киевское представительство компании «Леман Украина»): «Завод поставляет металл только вагонными нормами. Это удобно только для крупных потребителей, которые могут планировать свой бизнес заранее. Дело в том, что заказы на следующий месяц заводы принимают до 10 или 15 числа текущего месяца. В соответствии с этим сроком он должен быть оплачен.

Сервисный металлоцентр аккумулирует определенное количество металла на своем складе (например, сейчас у нас 20 тыс. т проката одновременно) и отпускает «сегодня на сегодня» — по первому звонку потребителя».

Рынок оккупируют трейдеры, связанные с заводами

А поскольку создание современного СМЦ требует немалых инвестиций (около 10 млн грн), то с переориентацией покупателей на СМЦ рынок металлопроката сосредоточивается в руках средних и крупных фирм, почти все из которых имеют целую сеть металлоцентров. Всего количество таких торговцев металлопрокатом не превышает полусотни. И далее их количество, убеждены операторы рынка, будет сокращаться.

«Более сильные трейдеры будут поглощать более слабых, при этом торговцы, связанные с владельцами меткомбинатов, объективно сильнее, а независимые трейдеры — слабее», — считает Сергей Лойченко.

Сила торговцев, связанных с владельцами меткомбинатов, заключается в финансовых возможностях и выигрышной позиции в ценовой конкуренции. Понятно, что ни один торговец не предложит клиенту лучших цен, чем фирма, связанная с владельцем меткомбината. «Чем больше финансовая мощь торговца, тем больше у него возможностей привлечь клиента отсрочкой оплаты, организовать логистику, нанять лучших специалистов, сформировать аналитические службы», — продолжает Василий Савченко. Поэтому недаром быстрее всего сейчас развивают свою региональную сеть «Леман Украина», которую связывают с System Capital Management, «УГМК», входящая в структуру ИСД, и «Запорожсталь-Металл Холдинг».

Как прогнозирует Василий Савченко, через полтора года торговцы, связанные с меткомбинатами, сформируют сеть филиалов во всех регионах, потребляющих относительно большие объемы металлопроката, и сосредоточат в своих руках большую часть украинского рынка. Аналогичные прогнозы делает и Сергей Лойченко, указывая на то, что в Западной Европе независимые металлотрейдеры почти вымерли как класс, не выдержав конкуренции с дочерними структурами таких концернов, как Thyssen/Krupp или Arcelor.

Подобная концентрация рынка металлопроката, как убеждает Сергей Лойченко, пойдет только на пользу покупателю, ведь конкуренция между трейдерами и дальше обостряется. А, следовательно, торговцы металлопрокатом будут предлагать покупателям все лучшие цены, условия оплаты, ассортимент и сервис. Эксперт отбрасывает возможность ухудшения условий для покупателей даже в случае сосредоточения торговли металлопрокатом в руках нескольких компаний, связанных с меткомбинатами, ведь структуры, владеющие металлургическими заводами, также ожесточенно конкурируют между собой.

Контракты №23 / 2004


Вы здесь:
вверх