логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Пейджер-неваляшка Виталий МУХИН - «Контракты» №23 Июнь 2004г.

Несмотря на бурное развитие рынка мобильной связи, пейджинговая с карты Украины не исчезла. Более того, объем рынка пейджинговой связи после нескольких лет существенного падения наконец-то стабилизировался.


Критический период, который пришелся на 2000-2001 годы, рынок пережил с большими потерями. Сегодня в Украине не наберется и десятка операторов пейджинговой связи, в то время как еще четыре года назад их было более 40. Директор компании «Интерпейдж» Алексей Топал считает, что негативную тенденцию удалось остановить благодаря дополнительным услугам, а также переориентации операторов на новую структуру спроса.

Главными потребителями пейджинговой связи в Украине сейчас являются крупные компании с большим штатом «мобильных» сотрудников. Несмотря на удешевление мобильной связи, многие предприятия не могут обеспечить всех работников мобильными телефонами. Чаще всего такой необходимости и нет. Последние исследования показывают: если менеджмент компании заинтересован получить систему быстрого оповещения подчиненных, то речь идет лишь об односторонней связи. Именно в этом случае украинские фирмы предпочитают стать корпоративными абонентами пейджинговых компаний.

На сегодняшний день лишь 20% владельцев пейджеров в нашей стране являются частными абонентами. Большинство же составляют очень крупные корпорации, с которыми операторы рынка связывают большие надежды. Директор компании «Восточно-Европейские услуги связи» (ТМ «Бипер») Ирина Екимова уверена, что пейджеры еще долго будут оставаться достойной альтернативой мобильного телефона, если предприятие имеет требующий централизованной координации персонал, который разбросан по всей стране. Среди приоритетных клиентов опрошенные «Контрактами» операторы назвали строительные компании, курьерские службы, фирмы, занимающиеся доставкой и перевозкой грузов.

Любопытно, что пейджинговые компании, в отличие от мобильных собратьев, не занимаются активным промо. Операторы считают, что «поступление» новых клиентов так невелико, что тратить большие деньги на их переманивание нерационально. К тому же самих пейджинговых компаний на рынке осталось совсем немного, и каждый из них главные усилия направляет на удержание нынешних корпоративных клиентов от соблазна перейти на мобильные телефоны. Делать это приходится, как правило, предоставлением расширенного перечня дополнительных услуг. Кроме того, пейджинговые компании с удовольствием предоставляют возможность получать сообщения из почтового ящика в интернете. Весьма популярными также являются голосовой почтовый ящик, виртуальный офис. Среди преимуществ своих услуг по сравнению с мобильными телефонами операторы называют высокую надежность связи — уровень ошибок обычно не превышает 0,2%, то есть составляет 1-2 потерянных сообщения на 1000. Ну, а главным аргументом в переговорах с корпоративными клиентами обычно является простота передачи одинаковых сообщений для больших групп. Для того, чтобы известить 50 человек по мобильному телефону, нужно сделать 50 звонков, а с помощью пейджера — послать всего одно сообщение.

Так что вымирания украинскому пейджингу в ближайшее время, похоже, не грозит. В 2004 году даже наметилась тенденция к стабильному увеличению количества абонентов.


Откуда пейджеры

Первая пейджинговая система была построена в одной из лондонских больниц в 1956 году. Количество абонентов в этой сети не могло превышать 57 человек. Термин «pager» (от английского «page» — паж, слуга) появился в 1959-м, когда Motorola представила свое устройство радиооповещения. Название «пейджер» подразумевает прибор, позволяющий кого-либо вызывать (от англ. глагола «to page»). Во многом это название оправдано, хотя время и технический прогресс внесли свои коррективы.

В последующие годы пейджеры использовались как системы оповещения сотрудников в разнообразных организациях, в частности, больницах или аэропортах. Однако малый радиус действия передатчиков значительно сужал сферу применения устройств. Предоставление услуг пейджинга на коммерческой основе берет начало лишь в 1963 году.

Коммерческое внедрение пейджеров было рассчитано поначалу на крупные компании, которые с помощью таких устройств могли всегда «достать» своих служащих и передать им короткие указания. Популярность пейджеров достигла пика к 1996 году, когда число их абонентов составило 100 млн человек.

Внедрение пейджеров происходило в несколько этапов. Первый — использование пейджера как сигнального устройства: что-то где-то случилось, позвонил — узнал подробности. Второй этап — адресная передача абоненту сообщений, несущих конкретную информацию. Третий — информационный или подписной пейджинг, когда, помимо адресных сообщений, абонент систематически или разово получает информацию по интересующей его тематике. Например, курсы валют и прогноз погоды — регулярно, а прочее — по запросам: сегодня вас интересуют автомагазины, завтра — нотариальные конторы, послезавтра — стоматологические клиники.

Со временем менялись и типы приборов. Сигнальные или тоновые пейджеры могли только пищать (правда, по-разному), но не более того. Владельцу приходилось догадываться, кому и зачем он нужен. Такие пейджеры были удобны разве что для служащих: дескать, вас требует шеф, немедленно «на ковролин»!

Пейджеры следующего поколения — цифровые — выгодно отличаются от своих «родителей». Здесь, помимо пиликанья музыко-подобного сигнала, передавался, например, телефонный номер того, кому понадобился владелец пейджера. Следующим поколением за текстовыми стали графические пейджеры. Появлением на свет они обязаны новому протоколу передачи данных в эфирном пространстве — Flex. Вершиной пейджинговой связи можно считать твейджер — так называемые двусторонние пейджеры, которые могут не только принимать сообщения, но и передавать их. Но на сегодня они не получили широкого распространения в мире.

Контракты №23 / 2004


Вы здесь:
вверх