логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Грамота инженера Филькина Иван ОЛЬШАНСКИЙ
аудитор - «Контракты» №25 Июнь 2004г.

Постановление КМУ № 680 открыло возможность удостоверения (засвидетельствования) электронной подписи во времени.


Одной проблемой меньше

Электронный документооборот в Украине уже довольно давно стал неотъемлемой частью делопроизводства, даже отчетность в налоговые органы зачастую подается в электронном виде. В этом году «заработали» законы об электронном документообороте и электронной цифровой подписи (ЭЦП), после чего электронный документ стал почти полноценным аналогом бумажного варианта («Контракты», № 7). «Почти» потому, что остается множество мелких проблем, как то: недостаток центров сертификации ключей, невозможность приравнять пин-код банковской карточки к ЭЦП без соответствующего сертификата и т. д. До недавнего времени отсутствовала возможность засвидетельствования ЭЦП во времени. То есть хотя документ и имел определенный правовой статус, в случае судебного спора или иного конфликта было практически невозможно доказать, что этот документ существовал до определенного времени.

В конце мая КМУ издал постановление «Об утверждении Порядка засвидетельствования наличия электронного документа (электронных данных) на определенный момент времени» № 680 (далее — Порядок № 680). Благодаря этому нормативу появилась возможность засвидетельствования электронного документа во времени. Правительство разрешило одну из многих проблем электронного делопроизводства (на решение всех проблем, очевидно, уйдут годы).

Добровольное свидетельство

Сразу развеем возможные опасения скептиков — засвидетельствование во времени ЭПЦ не является обязательной процедурой (во всяком случае, пока). Статья 3 Закона «Об электронной цифровой подписи» описывает требования к ЭЦП, выполнение которых позволяет приравнять электронную подпись к обычной. Так вот, засвидетельствование наличия подписи на какой бы то ни было момент времени не входит в перечень этих требований. Таким образом, закон не содержит в себе пункта, на основании которого можно было бы оспорить «не засвидетельствованную» ЭЦП. И даже если со временем в закон будут внесены изменения, обязывающие выполнять описанную в Порядке № 680 процедуру, она все равно будет производиться над уже подписанным документом, и установить точную дату подписания в этом случае окажется технически невозможно. Все, что можно будет сделать, это удостоверить: «На такой-то момент времени подписанный документ уже существовал».

Поэтому сфера применения Порядка № 680 ограничена теми случаями, когда требуется доказать, что с определенного момента времени в подписанный документ или набор данных изменения не вносились. Впрочем, можно предположить, что впоследствии налоговики введут требование об обязательности засвидетельствования во времени электронного отчета. Что же касается других документов, то тут, скорее всего, сохранится относительная свобода, позволяющая применять Порядок № 680 по желанию подписанта.

Новый Порядок должны оценить люди творческих профессий, нуждающиеся в защите своих авторских прав. Если до появления Порядка было довольно трудно доказать, что определенное произведение существовало ранее момента его незаконной публикации третьими лицами, то теперь эта процедура будет простой и относительно недорогой. Ведь норматив засвидетельствуют не только электронные документы, но и наличие любого другого набора данных, например, оцифрованного видео- или аудиоматериала, не говоря уже об исходных кодах программных продуктов. А значит, многих проблем в соответствующих сферах бизнеса удастся избежать.

Кстати, при этом совсем не обязательно разглашать содержимое конфиденциальных документов или данных. Никто не запрещает засвидетельствовать существование некого зашифрованного файла, пароль к которому можно будет обнародовать позднее или не обнародовать совсем. Разумеется, при соблюдении условий Закона Украины «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности», накладывающего определенные ограничения на использование средств криптографической защиты информации.

Что касается самой процедуры засвидетельствования, определяемой Порядком № 680, то она мало чем отличается от наложения обычной ЭЦП. Фактически центр сертификации просто накладывает еще одну подпись, на этот раз от своего имени и с использованием своего сертификата. При этом к вашему документу добавляется отметка времени, которая становится его неотъемлемой частью. Но это уже представляет интерес, скорее, для технических специалистов.


Электронная эволюция

Через несколько месяцев плательщики смогут перейти исключительно на электронную отчетность. ГНАУ приказом № 297 ускорила процесс.

Право налогоплательщиков на предоставление отчетности в налоговые органы в электронном виде было закреплено еще Законом от 21.12.2001 «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (ст. 4, пп. 4.4.2). Но поскольку вопрос регистрации электронной подписи длительное время оставался законодательно не урегулированным, реализация этого права была довольно символической. Налогоплательщики действительно имели возможность отчитываться в налоговые органы в электронном виде, используя программное обеспечение «Звіт», но при этом предоставление отчетности на бумажных носителях в установленные для отчетности сроки было обязательным.

Теперь во исполнение законов Украины от 22.05.2003 № 851 «Об электронных документах и электронном документообороте» и № 852 «Об электронной цифровой подписи» налоговая администрация сделала «ход конем». Приказом № 297 от 25.05.2004 «О внедрении электронных документов, электронного документооборота и электронной цифровой подписи в системе предоставления налоговой отчетности налогоплательщиками» ГНАУ утверждает целый пакет мероприятий для «упрощения процедуры передачи налоговой отчетности налогоплательщиками в электронном виде в органы государственной налоговой службы»: это и создание центров сертификации ключей электронной подписи, и обучение специалистов органов ГНС, и проведение массово-разъяснительной работы среди налогоплательщиков, создание консультационных пунктов, доработка, тестирование и распространение программного обеспечения. Реализация мероприятий предполагается на различных уровнях (районном, областном и центральном) и в различные сроки (с 04.06 2004 г. по 01.10.2004 г.). Важно, что четко определены департаменты ГНА, ответственные руководители и конечные сроки реализации мероприятий. Таким образом, если приказ заработает, предприниматели смогут избавиться от бумажной отчетности уже с четвертого квартала этого года.

Контракты №25 / 2004


Вы здесь:
вверх