логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Крылья напрокат Виталий МУХИН - «Контракты» №25 Июнь 2004г.

Украинским авиакомпаниям не хватает самолетов


В связи с ростом объема перевозок на 20-25% в год и открытием новых маршрутов украинские авиакомпании столкнулись с дефицитом самолетов. Проведенный «Контрактами» опрос операторов рынка показал, что общая потребность компаний на ближайшие год-полтора составляет около 20 воздушных судов.

Стоимость нового самолета Boeing (а именно он наиболее популярен на международных маршрутах) составляет около $100 млн. Таких денег у украинских авиакомпаний никогда не было. Технику они традиционно берут в лизинг. Но и арендованные с правом выкупа самолеты, как правило, далеко не новые. Чаще всего украинцы берут в эксплуатацию воздушные суда, которые у западных компаний уже отлетали 5-6 лет. Для примера, стоимость долгосрочного лизинга на 5-7 лет Boeing-767, рассчитанного на 200 пассажиров, в среднем составляет около $200 тыс. в месяц. Намного дешевле взять в лизинг европейский Airbus, но его качественные характеристики, по словам специалистов, слабее, чем у Boeing. Украинский АН-148, который вот-вот будет запущен в серийное производство АНТК им. Антонова, может вытеснить иностранные аналоги на маршрутах, пролегающих в пределах европейского континента. Эти три производителя, похоже, и будут призваны удовлетворить спрос со стороны отечественных авиакомпаний.

Кто и что планирует покупать в 2004 году

Крупнейшая в стране авиакомпания «АероСвіт» уже разработала план масштабного обновления своего парка. По словам генерального директора компании Григория Гуртового, ведутся переговоры с двумя ведущими производителями — Boeing и Airbus — по поводу лизинга 10-12 самолетов, рассчитанных на 100-200 мест. Сейчас в «АероСвіте» уже эксплуатируются два дальнемагистральных Boeing-767, а также семь Boeing-737. Кроме того, компания взяла в операционный лизинг сроком на 5 лет Boeing 737-400. В начале июля ожидается прибытие второго Boeing 737-400, который ранее эксплуатировался ирландской Sky Net. А уже в марте 2005 года компания начнет эксплуатацию третьего Boeing-767.

Как рассказал «Контрактам» первый вице-президент компании «Международные авиалинии Украины» Юрий Мирошников, стратегия авиакомпании предусматривает ежегодное увеличение парка самолетов на одно воздушное судно. Подтверждение этому — увеличение количества Boeing-737 в 2004 году до семи. На апрель 2005-го МАУ планируют получить еще один Boeing. Кроме того, МАУ недавно подписали договор о намерениях взять в лизинг еще два Boeing 737-400, но ориентировочные сроки сделки пока не оглашаются. Оба самолета оснащены современным оборудованием, в двуклассной конфигурации — «бизнес» и «эконом». Эти самолеты планируется использовать на дальних маршрутах: в Лондон, Лиссабон, Мадрид, Барселону, Кувейт. Благодаря большей вместимости (около 160 кресел в одноклассной конфигурации), самолеты планируется задействовать и на чартерных перевозках.

О желании пополнить свой парк иностранной техникой заявила и донецкая авиакомпания «ДонбассАэро». Она ведет переговоры о получении в лизинг Boeing-737. Днепропетровская «Днепроавиа» объявила о намерении в ближайшее время приобрести два Boeing-737. Пополнения ожидают и «Украинско-средиземноморские авиалинии», которые на сегодняшний день имеют в своем парке несколько McDonnell Douglas и Airbus. Как рассказал «Контрактам» гендиректор компании Григорий Липовской, в середине июля предполагается получение еще одного Airbus-320, который планируется использовать на рейсах в Кельн, Ганновер и Нюрнберг.

В поисках малыша

Все опрошенные нами специалисты говорили о дефиците небольших воздушных судов. В Укравиатрансе уже около полугода рассматриваются заявки компаний на сертификацию канадских Bombardier Dash-8 (прямой конкурент Ан-140) и бразильского Embraer. По словам главы Укравиатранса Владимира Максимова, «вопрос изучается». Причины, очевидно, следует искать не только в попытке правительственного ведомства пролоббировать интересы отечественного производителя. По неофициальным оценкам экспертов, «бразильцы» и «французы» не особо пригодны для нашего рынка. Стоимость старых западных машин довольно высока — Dash-8‑2002 года стоит около $14 млн против $8,5 млн за новый Ан-140. Кроме того, довольно больших расходов требует и продление ресурса старых западных машин. Проще говоря, любую запчасть нужно будет заказывать за границей за большие деньги. Канадский и бразильский самолеты проектированы для посадок на хорошо оборудованных аэродромах, к которым украинские, к сожалению, не относятся.

Крупные отечественные перевозчики присматриваются к разработкам киевского КБ им. Антонова. Представители «АероСвіта» сообщили, что ведут совместные работы с АНТК по вопросам оптимизации строительства Ан-140 и Ан-148. Перевозчик направил свои предложения конструкторам касательно набора оборудования новых самолетов. Крупнейшиая украинская авиакомпания не скрывает намерений приобрести Ан-148. Представители МАУ также сотрудничают с АНТК по согласованию требований к Ан-148. Украинский самолет в определенном сегменте рынка может заменить американский Boeing, если будет таким, как обещают его создатели. «Сейчас нельзя говорить о доминировании какого-либо производителя на рынке самолетов на 80 мест, и здесь есть шансы для отечественного производителя», — утверждает Мирошников. На его взгляд, украинский самолет может стать привлекательным в классе самолетов на 80-102 места, ведь американский Boeing-737 рассчитан на 110-160 мест.

Как сообщили «Контрактам» на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии (ХГАПП), свой парк самолетами марки «Ан» хотят пополнить и несколько региональных перевозчиков. Компания «Ильич-авиа» намерена приобрести еще один Ан-140-100. О желании пополнить свой парк «анами» заявили и представители «Аэромост-Харьков», «Одесских Авиалиний» и «Мотор-Сич». Государственная авиакомпания «Украина», выполняющая перевозки высших украинских чиновников, намерена приобрести Ан-74-ТК300 с VIP-салоном.


Прогноз

Не исключено, что на ближайшие 5-6 лет в сегменте самолетов вместимостью до 100 мест будет господствовать Ан-148. В остальных рыночных нишах альтернативы западным самолетам пока нет. Хотя украинские конструкторы вынашивают планы к 2010 году порадовать перевозчиков отечественным дальнемагистральным самолетом.

Контракты №25 / 2004


Вы здесь:
вверх