логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Мандраж перед уборкой Михайлина СКОРИК - «Контракты» №25 Июнь 2004г.

Министр аграрной политики обещает, что прогнозируемый высокий урожай не обвалит рынок


Виктор Слаута

Большинство аграриев, которые в ближайшие дни начнут уборку урожая, до сих пор ищут ответ на два принципиальных вопроса: чем собирать и как выгодно продать высокий урожай. Правительство, привыкнув управлять зерновым рынком в ручном режиме, убеждено, что благодаря наработанным программам, в этом году пшеница будет иметь «достойную» цену. Насколько Киев и регионы готовы реализовать эти планы, рассказывает министр аграрной политики Виктор Слаута.

В прошлом году в это время юг собирал урожай, а сегодня Крым еще и не начинал обкосы. На фоне ранней весны уборка явно запаздывает: как это повлияет на урожай?

— Холода действительно затягивают уборочную кампанию — крымчане начнут ее после 20 июня. Мы думали начать уборку раньше, но погода распорядилась иначе — в мае на юге выпала трехмесячная норма осадков — 110 миллиметров. Хотя дожди — это хорошо. Они отсрочили начало, но в целом пошли на пользу аграриям — урожай должен быть лучше. И в среднегодовые сроки сбора урожая мы попадаем. Просто в прошлом году хлеба «погорели», поэтому крымчане в это время полным ходом собирали урожай.

Прохладная весна повлияла на состояние посевов?

— Приблизительно 20% среднегодовой суммы эффективных температур мы не добираем. Но если сейчас будет тепло, погода не повлияет неблагоприятно на качество зерна, которое находится в стадии формирования и налива колоса. Наоборот, думаю, сформируется больший процент продовольственного зерна. Правда, есть проблема с зависимостью состояния пшеницы от ветра, особенно в Полтавской, Винницкой, Запорожской областях. Но в целом по Украине зреет нормальный урожай.

Значит, ранние зерновые уродят, и прогноз Минагрополитики, что Украина соберет 15 млн т пшеницы, остается в силе?

— Сейчас у нас 5,1 млн га озимых. Пусть 8-10% из них до уборки не доживут, но так бывает каждый год — даже при самых благоприятных для озимых условиях 10-15% посевов пропадает, поскольку есть такие хозяйства, которые рискуют и сеют в последний момент. Так что нынешний год относительно благоприятный, и плановые 15 млн т пшеницы на полях есть.

Сколько будет зерна продовольственного, а сколько — фуражного?

— Точно сказать тяжело, но специалисты прогнозируют 50 на 50. В разных областях эта пропорция будет различной.

Известно, что у аграриев есть только половина необходимой техники — всего 44,5 тысячи комбайнов. Как хозяйства технически станут решать эту проблему, и какими будут потери из-за отсутствия зерноуборочной техники?

— Это действительно серьезная проблема. Сегодня нагрузка на один зерноуборочный комбайн возросла до 247 га при оптимальных 100-110. Если хозяйствам удастся подготовить имеющийся парк на 95%, это позволит треть хлеба собрать в оптимальные сроки. На остальных площадях уборка затянется и продлится более 40 дней, что может привести к потере, по меньшей мере, 20-25% выращенного урожая. Сейчас комбайновый парк готов на 75%. Во избежание потерь, Минагрополитики вместе с регионами организационно обеспечивает маневренный мехотряд с юга на север по мере дозревания хлеба. Как и в прошлые годы, хозяйства будут заключать соглашения и дополнительно привлекать зерноуборочную технику стран-соседей — Беларуси, Турции, России, Молдовы.

Кроме того, сельхозпроизводители уже получили 300 млн грн долгосрочных кредитов и купили 233 новых зерноуборочных комбайна. Схема работает так: если вы берете в банке кредит сроком до трех лет, чтобы купить комбайн, то государство через Госказначейство компенсирует 14% кредитной ставки, которая составляет в среднем для АПК 18%.

Но «коротких» кредитов берут больше? Сколько их взяли в этом году?

— По состоянию на начало июня, аграрии взяли 1,6 млрд грн краткосрочных кредитов, а в 2003-м в это же время их было около 1 млрд грн. Я имею в виду краткосрочные льготные кредиты. А всего банки прокредитовали сельхозпроизводителей на 2,5 млрд грн. Сейчас мы будем отслеживать этот процесс: если больше пойдут «короткие» кредиты, то мы перебросим компенсационные средства с долгосрочных на краткосрочные.

Есть опасение, что аграрии, чтобы погасить кредиты и приобрести горючее на осеннюю посевную, массово будут продавать зерно прямо из-под комбайна, чем, как и каждый урожайный год, резко «посадят» цену. Насколько Минагрополитики готово влиять на ценовую политику на зерновом рынке?

— Министерство и Кабинет Министров наработали ряд программ, направленных на то, чтобы урожай не обвалил рынок, а пшеница имела подобающую цену. Структуры ГАК «Хлеб Украины» должны выкупить 0,5 млн т зерна по схеме залоговых закупок по цене 650 грн за тонну. Кроме того, в течение июля — октября структуры Госрезерва в интервенционные ресурсы должны приобрести 1 млн т зерна. Еще 1,681 млн т продовольственного зерна рекомендовано приобрести областям в региональные ресурсы через аккредитованные товарные биржи — это в объемах трехмесячной потребности. Плюс спиртзаводы должны купить 500-700 тыс. т зерна — мы их на это настраиваем. Пусть кто-то не дотянет, но если на 2,5 млн тонн сработаем, это снимет напряжение и удержит относительно нормальную цену.

Госрезерв будет покупать зерно по 750 гривен за тонну?

— Посмотрим. Ориентировочную цену для Госрезерва покажут первые торги на центральной бирже в Киеве, но цена не должна быть ниже 650 грн за тонну пшеницы 3-го класса.

Насколько области готовы к региональным закупкам?

— Областные бюджеты не будут перегружены — из них будут компенсировать только проценты за кредиты, которые возьмут пекари, мукомолы, чтобы закупать зерно. Одесская, Донецкая Днепропетровская, Луганская области уже выделили эти средства.

Каждый год со сбором урожая на уровне местных администраций фиксируются цены и устанавливаются ограничения на передвижение зерна в пределах области или района. Возможны ли подобные меры в ходе нынешней уборки?

— Никогда этого не будет. Психология уже не та. Такая практика во вред прежде всего самому региону — тогда же на элеватор никто зерно не повезет, а там ведь берут за хранение плату, с которой в областной бюджет капает копейка. Мы эту войну прошли капитально, но сейчас это уже перевернутая страница.

Но буквально весной трейдеры жаловались, что не могут вывезти зерно из Днепропетровской области...

— Да, вопрос с Днепропетровском возникал. Там были перегибы, пока пришел новый губернатор. Но он — умный человек, посмотрел, разобрался и теперь говорит: «Этого нет и не будет никогда». Потому что если становиться на путь войны, то можно попасть в изоляцию.

Областям нужно вмешиваться в другое — там, где за наличные покупают зерно слишком дешево. Нужно смотреть, по какой цене людям будут отдавать зерно на заработанный пай, а то в одном хозяйстве выделяют по 200 грн, а в другом — по 900 грн за тонну фуражной пшеницы.

Нужно промониторить те 24 этапа, которые зерно проходит от поля до порта. Сушение на гумне, переработка, хранение на элеваторе, загрузка-выгрузка, транспортные издержки «вырастают» в 300 гривен дополнительных расходов, так как только на перевалке зерна накручивают 300 процентов рентабельности.

А как министерство и облгосадминистрации могут влиять на эти процессы? Это же миллионы людей и тысячи хозяйств, каждого из них за руку не остановишь.

— Элементарно. Так, как мы это делали и делаем на уровне областей в Кабинете Министров — подписываем меморандум, по каким ценам, что, сколько и когда должно покупаться, какой должна быть ввозная, вывозная пошлины, режим взыскания налога на добавленную стоимость. Теперь главы обладминистраций и мэры городов это делают без нас. Ведь в областях бывает по 40 элеваторов и 70 хлебзаводов. А владельцев у этих хлебоприемных или пекарных предприятий может быть только три. Их собирают и выясняют, где они будут покупать пшеницу, почем, устраивает ли цена 800 гривен, рассчитывают реальные затраты заготовителей, согласовывают маржу и подписывают меморандум. Это нужно делать. А кто не делает, кто кричит, мол, рынок рассудит — у того получается обвал или завал. Поэтому мы нацеливаем регионы, чтобы они эту работу провели.

Тем временем Минтранс опять предлагает на 20% повысить тарифы на перевозку сельскохозяйственной и пищевой продукции, на 13% — тарифы на перевозку зерна на экспорт, а также поднять плату за использование собственных и арендованных цистерн и вагонов, а также услуги, связаны с охраной. Минагрополитики что-то будет противопоставлять позиции «Укрзалізниці»?

— Рост расходов трейдеров на перевозку бумерангом бьет по производителю. Ведь сам зернотрейдер не будет нести эти расходы, а снизит закупочную цену конкретному сельхозпредприятию. Для нас это плохо, и мы будем выступать против повышения. Всегда были льготы на перевозку зерна в пик уборки, и я не думаю, что кто-то осмелится ввести в это время заоблачные тарифы.

Контракты №25 / 2004


Вы здесь:
вверх