логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Цена бумажного скрещения Вячеслав ДАРПИНЯНЦ - «Контракты» №25 Июнь 2004г.

Становление системы корпоративных НПФ зависит от налогового законодательства, стоимости услуг по администрированию фондов и готовности работодателей «дружить семьями».


Увеличить
(JPG 58Kб)

Логика работодателя, создающего корпоративный негосударственный пенсионный фонд, проста — привлечь длинные деньги за счет оптимизации налоговых отчислений (попутно мотивируя сотрудников персональными пенсионными счетами). Наполнение корпоративных негосударственных пенсионных фондов (КНПФ) предполагается, в данном случае, путем увеличения валовых расходов (уменьшения прибыли, налогооблагаемой по ставке 25%) на сумму, равную не более 15% от фонда заработной платы предприятия (если речь идет о персональных счетах для всех сотрудников). Механизм уже «обкатан» посредством размещения аккумулированных средств на банковских депозитах с последующим кредитованием предприятий. Однако в таком формате он оказался малоэффективным — по итогам 2003-го, общий объем активов составил всего 16 млн грн, а количество участников НПФ незначительно и превысило всего 30 тысяч.

Ресурс длиною в жизнь

С принятием Закона «О негосударственном пенсионном обеспечении» (июль 2003-го) работодатель получил возможность распоряжаться аккумулированными ресурсами через фонд, минуя инвестиционные услуги банков. Но проблемы, связанные с возвратом оборотных средств, выведенных из-под налогов, осталась: созданному обособленно КНПФ разрешено инвестировать в предприятие-учредителя 10% собственных активов в течение первых пяти лет, а по прошествии этого срока — не более 5%. В придачу законодатель запретил учредителям фондов предоставлять кредиты за счет средств КНПФ, а также имущественные гарантии, обеспеченные пенсионными активами; заключать соглашения купли-продажи (мены) активов с условием обратного выкупа; эмитировать ценные бумаги и приобретать бумаги администратора, компании по управлению активами или хранителя КНПФ и прочие операции.

Наученное трастами государство, таким образом, позаботилось не только о безопасности средств участников КНПФ (наемных рабочих), но и о том, чтобы фонды не конкурировали с конвертационными центрами, кипрскими инвесторами и прибалтийскими перестраховщиками. А идеи линейного и быстрого возврата средств, извлеченных из оборота предприятия в КНПФ, были принесены в жертву. Что, впрочем, легко объяснимо — системе НПФ изначально отводилась роль локомотива в развитии фондового рынка, а не в уклонении от уплаты налогов.

Своеобразной компенсацией для работодателей оказалось уравнение с двумя неизвестными: коэффициент «трения» на пути средств в оборот предприятия и лимит необлагаемых отчислений в КНПФ, без учета которых вычислять результативность учреждения фонда бессмысленно. Сейчас эти две переменные вносят определенный сумбур в переговорный процесс между администраторами и потенциальными учредителями КНПФ. Заметим, что стоимость услуг по администрированию, управлению, хранению средств и аудиту будет определена к сентябрю (совокупный коэффициент «трения», судя по намерениям Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг, не превысит 0,08 годовых активов КНПФ). А вот судьба нового лимита необлагаемых отчислений в фонд и сроки его имплементации неизвестны даже регуляторам рынка — лимит «провалился» вместе с законопроектом № 4000-1.

Крестики-фондики

Тем не менее принципиальная схема работы КНПФ ясна. Действующие нормативы позволяют КНПФ вкладывать до 40% привлеченных активов в облигации украинских предприятий (еще до 40% — в акции) с условием, что инвестиции в ценные бумаги одного эмитента не превысят 5% общих активов. Проще говоря, предприятие Х, создавшее КНПФ, может договориться с предприятиями Y, Z, W, Q и так далее (в пределах объема эмиссии ценных бумаг) о взаимном выкупе, к примеру, облигаций на сумму до 5% пенсионных активов. Это значит, что в оборот предприятия — учредителя фонда удается вернуть 10% (5%) прямым инвестированием, плюс до 80% — перекрестным. Учитывая до 8% «трения» (все же меньше, чем ставка налога на прибыль) — получается 98% средств, аккумулированных в КНПФ. А с учетом 5% инвестиций в «другие активы, не запрещенные законодательством», выходит и того больше. Такое возможно в идеале.

На практике реализация схемы сопряжена с необходимостью четкого контроля и синхронизации перекрестных показателей объемов эмиссии, доходности, ликвидности, сроков погашения и так далее, что отнюдь не является элементарной задачей. Сведущие люди утверждают, что реальный возврат средств составит, по максимуму, 75%. Причем, механизм будет неизбежно усложняться по мере разветвления КНПФ-схем. И вряд ли в Украине найдется хотя бы одно предприятие, способное наладить его самостоятельно или при помощи «карманных» администратора и компании по управлению активами (их учреждение, заметим, требует разовых вложений в размере EUR600 тыс.). Это во-первых.

Во-вторых, уже на самом этапе учреждения КНПФ работодатели сталкиваются с рядом технических (к примеру, обеспечение персонифицированного учета счетов, материальная база фонда) и, что гораздо важнее, стратегических проблем (скажем, подготовка инвестиционной декларации фонда). Словом, какими бы «подкованными» не оказались финансовые менеджеры предприятий, «изобилие» инвестиционных инструментов неотвратимо возведет перед ними препятствия из разряда «во-первых». Тем более, что операционный контроль за персональными счетами (по сути, обязательствами работодателя) также будет неуклонно усложняться по мере достижения сотрудниками пенсионного возраста.

Центры кристаллизации

Администраторы и компании по управлению активами (назовем их администраторами системного уровня), соответственно, оказываются «центровыми» в КНПФ-схемах. Причем тенденции таковы, что управляющие активами, оказавшись не готовыми обслужить перекрестное инвестирование, будут либо аффилированы, либо подстроены под общую инвестиционную политику: в «свободном распоряжении» КУА, по оценкам экспертов, окажется, максимум, 25% средств, привлеченных в КНПФ. В то время, как главные инвестиционные рычаги будут сосредоточены у администраторов. Не суть важно «карманных» или нет, главное — способных согласовать финансовые потоки между организаторами фондов (посредством разрешенных законодательно инвестиционных консультаций).

Первый системный центр кристаллизации уже известен — банк «Аваль». Не исключено, что участие ряда предприятий в КНПФ, созданном при банке, предполагает перекрестное инвестирование внутри фонда с дополнительной диверсификацией по депозитам и вложением пенсионных активов в ценные металлы. Известно также, что едва ли не все крупные банки уже заявились в Госкомфинуслуг на учреждение КНПФ. А вскоре на рынке ожидается активизация еще одного амбициозного администратора НПФ — Национального центра управления ресурсами, «вооруженного» обкатанным в России программно-аппаратным комплексом межбанковского клиринга (по словам директора центра Игоря Соломахина, сейчас организация КНПФ при более полусотни предприятий находится в разной степени готовности). Во всю, как стало известно «Контрактам», решается вопрос системного администрирования КНПФ в угольной и нефтяной отраслях.

Метеориты, риски и диверсификация

Судя по всему, к концу осени на украинском рынке образуется несколько систем перекрестного инвестирования, созданных по отраслевому или региональному принципу. Максимальными стартовыми возможностями будут обладать системы, образовавшиеся в рамках финансово-промышленных групп. При этом центры кристаллизации таких систем будут, вероятно, тяготеть к инвестиционным интересам структур, близких к лидерам ФПГ, что может быть чревато для стабильности систем как таковых.

Удастся ли избежать закрытости КНПФ-систем? Будут ли вовлечены в процесс организации фондов компании, не работающие под конкретными ФПГ? Насколько реально наладить межотраслевую и межрегиональную инвестиционную «кооперацию» (к слову, именно на эту стратегическую роль претендует упомянутый НЦУР)? Все вопросы такого рода сводятся, по сути, к главному — есть ли будущее у украинского фондового рынка?

Пока как работодатели, так и администраторы, ведущие с ними переговоры, отмечают, что существенным тормозом в процессе выхода КНПФ на рынок является культивированный годами инстинкт «осторожного собственника». Несложно заметить, что привлечение длинных (по природе — своих же кровных) денег посредством перекрестного инвестирования вынуждает предприятие уступать часть прав собственности (эмиссия акций) и брать на себя долговые обязательства (эмиссия облигаций) в обмен на долю в правах и обязательства инвестиционных партнеров.

В стране, где долги отдают только трусы, а новые акции пускаются в обращение преимущественно для того, чтобы размыть долю государства, вряд ли стоит ожидать стремительного перелома в сторону взаимного доверия (в случае с инвестициями — бесценная экономическая категория).

Работодатели, неподконтрольные промышленно-финансовым группам, прежде чем включиться в схемы перекрестного инвестирования, несомненно захотят убедиться в том, что КНПФ — это действительно обезличенные институциональные инвесторы, а не структуры, способные в одночасье «скинуть» пакеты акций объекта интересов в пользу группы серьезных «товарищей». К слову, в странах с развитым фондовым рынком вероятность такого события сопоставима с попаданием метеорита в Донецкую область.

Впрочем, на «товарищей», как раз, и вся надежда: если они не зададут тон и не начнут дружить домами и семьями, если не будут выполнять свои облигационные обязательства, если системные администраторы, формирующие портфель КНПФ, будут закрывать глаза на искусственное обесценивание акций, находящихся в портфеле, если аффилированные андеррайтеры начнут плясать под музыку ФПГ, то фондовый рынок Украины может надолго похоронить свои вторично-инвестиционные перспективы. Ведь диверсификация портфеля КНПФ в пределах «своих» предприятий — и вовсе не диверсификация, а так — весьма рискованное регионально-отраслевое баловство.


ЛОЯЛЬНОСТЬ ПО РАСЧЕТУ

Работодатели «дарят» работникам персональные пенсионные счета и оптимизируют отчисления в бюджет с помощью корпоративных НПФ.

Выигрыш наемного рабочего, ставшего участником корпоративного негосударственного пенсионного фонда, очевиден — он автоматически становится собственником индивидуального пенсионного счета, на который вкладчик КНПФ (работодатель) будет, если позволит законодатель, вносить деньги в размере до 15% от зарплаты участника (за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли). Конкретные условия и порядок негосударственного пенсионного обеспечения участников устанавливаются пенсионными схемами (неотъемлемое дополнение устава НПФ). Информация относительно суммы средств на пенсионном счете участника персонифицировано отображается в системе учета, проводимого администратором КНПФ. Администратор обязан открыть индивидуальный счет на протяжении трех рабочих дней после подписания пенсионного контракта с вкладчиком (исходя из соответствующей пенсионной схемы). В случае прекращения трудовых отношений вкладчика и участника до достижения последним пенсионного возраста, его права собственности на аккумулированные средства гарантируются законом.

Заметим, что сумма средств на индивидуальном счете изменяется в зависимости от результативности ее инвестирования. Кроме того, регламентирована доходность от операций со средствами участников НПФ на уровне, не меньшем прогнозированного уровня инфляции, что уже вызывает недоумение потенциальных игроков формирующегося рынка: мол, как в условиях «мертвого» фондового рынка и непредсказуемости основных макроэкономических показателей можно говорить о привязках такого рода?

Как бы там ни было, ясно одно — высокая вероятность использования схем перекрестного инвестирования на этапе становления КНПФ, в частности, и фондового рынка в целом, устанавливает косвенную корреляцию между качеством работы сотрудников и заинтересованностью работодателей в негосударственном пенсионном обеспечении. Теоретически выходит, что наемный работник получает стимул «пахать и сеять», чтобы улучшить показатели работы и, соответственно, повысить привлекательность ценных бумаг предприятия. Работодатель, заинтересованный в этом же, сможет стимулировать своих наемных рабочих посредством взносов на индивидуальные счета в КНПФ.

Контракты №25 / 2004


Вы здесь:
вверх