логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Самураи идут! Сергей ЛУКЬЯНЧУК - «Контракты» №25 Июнь 2004г.

Японские автопроизводители успешно провели масштабную экспансию на крупнейший в мире авторынок США и продолжают развивать наступление в еще двух стратегических направлениях — на китайский и европейский рынки.


Экспансия по-японски

В 1950 году управляющий Японским банком Хисато Итимада изрек: «Развивать в Японии автомобильную промышленность нет смысла. Мы живем в эпоху международного распределения труда. Поскольку можем получать дешевые автомобили высокого качества из США, почему бы не воспользоваться этим?»

Если бы банкир Хисато Итимада полвека назад смог заглянуть в будущее и ознакомиться со статистикой нынешних продаж японских авто в мире, он, наверное, совершил бы харакири. Хотя на то время его оценка отнюдь не казалась абсурдной: в 1950-е годы в Японии ежегодно выпускалось около 12 тыс. авто, из них экспортировалось около 500.

Сегодня ситуация выглядит совсем иначе. По данным Financial Times (май 2004 года), по результатам продаж в 2003 году (6,78 млн авто) автоконцерн Toyota стал вторым в мире после General Motors автопроизводителем, вытеснив на третье место Ford Motor (6,72 млн авто). Примечательно, что, Toyota стала первой японской компанией, прибыль которой в 2003 году превысила триллион иен (свыше $10 млрд), увеличившись в 1,5 раза по сравнению с 2002 годом. В 2003 году четыре компании из «большой пятерки» японских автопроизводителей (Toyota, Honda, Nissan и Mazda) увеличили объемы производства — прежде всего, за счет роста продаж на внешних рынках. Пятая, Mitsubishi Motors, которая нынче переживает нелегкие времена, сообщила о 6-процентном спаде производства (в основном из-за снижения объемов продаж в США), однако в самой Японии ее продажи выросли на 3,4%. А европейское подразделение Mitsubishi Motors недавно сообщило, что по результатам 2003 года оно впервые за время своего существования получило прибыль в EUR180 млн. За этот период продажа Mitsubishi в Европе составляла 213 595 авто (+6,97%) — неплохие показатели на фоне 1,3-процентного спада европейского авторынка в прошлом году.

Toyota ставит перед собой еще более амбициозные цели — до 2010 года стать крупнейшим в мире автопроизводителем (для этого ей нужно продавать 9,75 млн авто ежегодно). И хотя, согласно опубликованной на днях самой свежей информации, которая основывается на уточненных данных продаж, в 2003 финансовом году Ford все же удержал за собой второе место (Toyota отстала «всего лишь» на 230 000 авто), темпы роста продаж Toyota ощутимо опережают показатели остальных автопроизводителей мира. Так, в Европе в период с января по апрель 2004 года Toyota установила новый рекорд продаж (343 926 шт.). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составлял 22%, а общая рыночная часть Toyota в Европе выросла с 4,6 до 5,3%.

«Следует отметить увеличение рыночной доли японских автомобилей почти во всех странах Восточной Европы, — рассказывает Максим Рабинович, начальник отдела маркетинга и рекламы компании «Торговый дом «Нико» (импортер Mitsubishi в Украине). — Я считаю, что это связано, прежде всего, с ростом внимания потребителя к надежности, комфорту и техническому совершенству автомобиля, чем всегда славились все японские бренды. Дизайн автомобиля — не менее важная составляющая при покупке — уже не является слабой стороной «японцев». Недаром новые модели Subaru, Toyota, Honda, Mazda, Nissan и, конечно же, Mitsubishi становятся в один ряд с европейцами на всех престижных конкурсах. Также очень важно, что японские производители стали обращать внимание на Европу, в том числе и на Украину как на отдельный перспективный рынок. Уже появляются автомобили исключительно для Европы (у Mitsubishi это Space Star и Charisma), практически все автомобили проходят климато-географическую адаптацию к нашим дорогам».

Следует назвать еще один важный фактор, способствующий росту объемов продаж японских машин в Украине, — установление некоторыми компаниями-импортерами цен на автомобили в долларовом эквиваленте (в частности, это касается брендов Mitsubishi и Subaru). Повышение цен на машины вследствие роста курса евро относительно доллара не коснулось таких автомобилей. Соответственно спрос на них в Украине стремительно вырос.

SIA в кимоно

Примечательно, что на киевском автосалоне SIA’2004 японские автомобили были особенно широко представлены (это, в частности, экспозиции Toyota, Mitsubishi, Nissan, Mazda, Suzuki и Subaru). Можно назвать минимум две причины такой активности компаний-импортеров. Во-первых, стратегическая экспансия «японцев» на европейские рынки привела к появлению большого количества ярких и привлекательных моделей, т.е. продавцам было что показать на автосалоне. И, во-вторых, будущее подорожание иномарок неминуемо должно привести к сокращению спроса и заострению конкуренции. Чтобы покупатель согласился выбрать более дорогой японский автомобиль, его следует убедить, что он за эти деньги получит лучшее, чем у конкурентов, соотношение «цена/характеристики» плюс эффектный, «эмоциональный» дизайн. Одним из способов такого убеждения и является участие в выставочных мероприятиях.

Так, в этом году в автосалоне SIA’2004 впервые после «кризисного» 1998 года приняла участие компания Nissan. Причем этот бренд представлял не отдельный дилер, а украинское представительство Nissan Trading Europe Ltd (сегодня в Украине насчитывается 12 компаний — официальных дилеров Nissan, и их сотрудники работали на общем стенде Nissan). Среди самых интересных моделей Nissan, представленных на выставке, прежде всего, следует назвать Nissan Pickup — полноприводную грузопассажирскую модель, адаптированную для езды в условиях бездорожья. При этом авто обеспечивает высокий уровень комфортабельности пассажиров и имеет три модификации кабины — одноместную, двухместную и специальную двухдверную четырехместную кабину (именно этот вариант был показан на SIA). Интересно, что несмотря на «американизированный» дизайн, в Европе рост объемов продаж Nissan Pickup в прошлом году составлял 28%. В Украине его покупателями, скорее всего, будут и состоятельные любители экстремального бездорожья (для выездов на охоту, рыбалку и т.п.), и хозяйственные службы компаний, которым нужны комфортабельные машины с большей, чем у обычного внедорожника, грузоподъемностью. Внимание также привлекли обновленная модель «полноразмерного» внедорожника Nissan Patrol GR (европейская модификация оборудована новейшим 4,8-литровым бензиновым двигателем) и Nissan Micra — авто с эффектным «женским» дизайном.

Чем соблазнить европейца

Официальный импортер Mitsubishi компания «Нико» представила три новинки, причем каждую в отдельном сегменте. Компактный Mitsubishi Colt, созданный совместно с DaimlerChrysler, может стать весомым игроком на рынке европейских городских авто малого класса. Высокая крыша, просторный салон, хорошая эргономика места водителя, привлекательный «спортивный» дизайн панели приборов — благодаря совокупности этих качеств Colt вошел в тройку лучших автомобилей SIA’2004. Ожидается, что в Украине этот автомобиль будет стоить $12-13 тыс. Mitsubishi Grandis — представитель класса минивенов, которые весьма популярны в Европе как семейные автомобили. Grandis рассчитан на семерых пассажиров и оборудован 2,4-литровым двигателем мощностью 165 л. с. А спортивный Lancer Evolution VIII рассчитан на любителей скоростных гонок (благодаря 265-сильному двигателю авто разгоняется до 100 км/ч за 6,1 с). Квота этого года на поставку Lancer Evolution VIII в Украину (его цена — около $43 тыс.) — 80 автомобилей, и в «Нико» добиваются ее повышения, поскольку такое количество покроет только 2/3 имеющегося в стране спроса на этот автомобиль.

Subaru Impreza WRX Sti — самый главный конкурент Lancer Evolution VIII в сегменте «заряженных» седанов — был главным экспонатом на стенде компании «Про-Авто» (импортер Subaru в Украине). Интересно, что посетителей выставки не так привлекал салон авто, как открытый капот с 256-сильным двигателем, который разгоняет Impreza WRX Sti до «сотни» за 5,5 с. Кроме того, были также представлены самые свежие в Украине новинки от Subaru: обновленная Legacy и ее версия с кузовом универсал — Outback.

На стенде Toyota и Lexus, представленном компанией «Авто», наибольшую заинтересованность вызвали две модели. Первая — Toyota Solara, версия модели Camry, имеющая двухдверный кузов купе. На авто может устанавливаться 4-цилиндровый двигатель мощностью 157 л. с. или же новый 3,3-литровый V6 мощностью 225 л. с.

Вторая интересная новинка — минивен Avensis Verso, еще один игрок на перспективном рынке многоместных семейных автомобилей. Авто имеет три ряда сидений, два задних могут быть сложены или полностью сняты, благодаря чему объем багажного отсека возрастает до 2400 л. Благодаря улучшенной аэродинамике, Avensis Verso имеет один из лучших в своем классе коэффициент сопротивления — 0,28, а использование современных материалов позволило уменьшить массу авто до 1500 кг.

Соревнуясь за европейские рынки, концерн Mazda буквально «выстреливает» одну яркую новинку за другой. На стенде компании «Авто Интернешнл» — импортера Mazda в Украине — был представлен практически полный модельный ряд автомобилей Mazda, которые можно приобрести в Украине. В частности, украинский «Автомобиль года-2002» Mazda6, Mazda3 и один из наиболее ярких спорткаров Mazda RX-8, оборудованный роторным 1,3-литровым двигателем мощностью 250 л. с.

Таким образом можно сделать следующий вывод: восточноевропейские рынки с их поразительным ростом объемов продаж японские автопроизводители уже не рассматривают как второстепенные. Наоборот, Украина вошла в «поле зрения» концернов, развивающих свое наступление на автомобильные рынки Старого Света (примечательно, что большинство новинок официально появляется на нашем рынке уже через месяц после их европейской презентации). Т.е. можно прогнозировать, что маркетинговые усилия по продвижению японских авто в Европу будут в Украине особенно эффективными, а, следовательно, доля автомобилей производства Японии в Украине будет расти особенно быстрыми темпами.


Сегмент новых легковых автомобилей японского производства в Украине (2003 год)

Марка
Место в общем
рейтинге
Объемы продаж
2003 года, шт.
Доля рынка
в 2003 году, %
Прирост по сравнению
с 2002 годом, %
Toyota 6 5239 3,39 58,47
Mitsubishi 8 4113 2,66 103,11
Nissan 9 4076 2,63 59,59
Mazda 12 2460 1,59 130,34
Honda 14 1711 1,11 121,92
Subaru 18 1387 0,90 180,77
Lexus 22 798 0,52 128
Suzuki 24 776 0,50 147,13

По данным ИАГ «Автоконсалтинг»

Контракты №25 / 2004


Вы здесь:
вверх