логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Триединое окно. Легализация бизнеса будет происходить по новым правилам Вадим КУЛЬПИНОВ - «Контракты» №27 Июль 2004г.

Для организации регистрации по технологии «единого окна» сделано многое, однако мелкие недоработки могут все испортить, и реальных «окон» будет больше.


1 июля вступил в силу Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». Больше года чиновники готовились к регистрационной реформе. Главным ее результатом можно считать существенное упрощение и ускорение регистрационных процедур: по всей стране внедряется принцип «единого окна». Суть его в том, что заявитель не будет подавать документы в органы статистики, налоговую, различные социальные и Пенсионный фонды. Новая технология предусматривает лишь обращение предпринимателя в государственный орган регистрации, т. е. в исполнительный комитет местного совета или соответствующую районную государственную администрацию. Орган регистрации в течение трех рабочих дней регистрирует предприятие (а физлицо-предпринимателя — в течение двух дней), и не позднее одного рабочего дня с даты регистрации самостоятельно передает уведомление о проведении государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности (СПД) всем заинтересованным ведомствам. На основании полученной информации новообразованный субъект принимается на учет в налоговой, органах статистики и всевозможных фондах.

Для реализации новых требований вводится специальная система обмена файлами между госорганами, участвующими в процессе регистрации СПД.

Параметры зарегистрированных лиц чиновники будут вносить в Единый государственный реестр, в котором накапливается подробная информация об отечественных СПД. Госреестр представляет собой автоматизированную систему сбора, накопления, обработки, учета, защиты и предоставления информации обо всех(!) юридических и физических лицах-предпринимателях, зарегистрированных в Украине.

Еще одно существенное новшество: информация из Единого госреестра за определенную плату может быть предоставлена любому субъекту, обратившемуся с соответствующим запросом, а госорганам та же информация будет предоставляться бесплатно. С одной стороны, перед серьезной сделкой предприниматель сможет легко проверить статус и полномочия контрагента, а с другой — придется смириться с тем, что любой желающий сможет получить информацию о вашей фирме.

Кстати, согласно ст. 19 Закона о регистрации, юридические лица обязаны ежегодно предоставлять регистрационную карточку государственному регистратору. Если этого не сделать, в Единый реестр будет внесена информация либо об отсутствии подтверждения сведений о юрлице, либо об отсутствии юрлица по месту регистрации.

Помимо процедурных изменений, предпринимателей можно поздравить с появлением новой категории чиновников — государственных регистраторов — которые и будут непосредственно заниматься регистрацией предприятий и физлиц в местных органах власти. Главная функция госрегистратора — проштамповывать учредительные документы новоиспеченных СПД, а также тех, кто по какой-то причине вынужден был перерегистрироваться.

Отрадно, что стоимость регистрации однозначно прописана в законе. Органы исполнительной власти не смогут изменять ее по своему усмотрению. Регистрация юрлиц обойдется в 10 н. м. д. г. (170 грн), а физическим лицам-предпринимателям — 2 н. м. д. г., т. е. 34 грн.

Танцуют всех

Законом предусмотрено, что в течение года со дня его вступления в силу все существующие в Украине предприятия и физлица-предприниматели должны получить свидетельства о регистрации нового образца и подать о себе информацию для обновления базы данных, которая будет внесена в Единый госреестр. Для этого потребуется заполнить новую регистрационную карточку и подать ее в орган госрегистрации.

Это может быть очень простой операцией, а может превратиться в неприятную процедуру с труднопредсказуемыми последствиями, если чиновники пожелают создать проблемы существующим субъектам и под шумок вытрусить немного денег. Ведь они прекрасно понимают — добрая треть предпринимателей не успеет подать бумаги, кто-то что-то утеряет, пропустит сроки, переедет или сменит состав учредителей...

Кандидатами на проблемную перерегистрацию автоматически становятся все предприятия, которые расположены не по своему юридическому адресу, не ведут деятельности или регулярно отчитываются с убытками, а также все те, при регистрации которых были допущены нарушения, неточности и ошибки.

«Фейс-контроль»

К сожалению, предпринимателям придется смириться с тем, что «единого окна», в смысле единственного и абсолютно достаточного для регистрации предприятия не будет. Прежде всего потому, что упомянутым законом никак не урегулирован порядок получения печати для новоиспеченных предприятий и предпринимателей. Не исключено, что МВД проявит добрую волю и пожелает вписаться в процедуру «единого окна». Но пока это из области фантастики. Поскольку процесс формально не урегулирован, скорее всего, за печатью и угловым штампом придется обращаться в разрешительную систему МВД самостоятельно. И платить, опять же, отдельно.

Впрочем, оптимисты готовы удовлетвориться основным достижением регистрационной реформы: отныне заявителю не нужно самостоятельно подавать документы для принятия на учет в налоговых органах. Если мыслить формально, то с 1 июля отпадает необходимость прохождения «фейс-контроля», который так долго практиковали налоговые милиционеры, сверяя паспорта и лица учредителей предприятий. Ни в законе, ни в свежих подзаконных актах ничего не сказано о необходимости посещать налоговые офисы. Но устраивает ли такое положение дел самих налоговиков? Пожалуй, даже самые отъявленные оптимисты понимают, что силовики, тем более налоговые, так просто не сдадут свои позиции и в ближайшее же время постараются вернуть право первого свидания с учредителями. А значит, «единое окно» превратится в «двуединое», а если учесть процедуру получения печати, то и — «триединое».

С одной стороны, можно сделать вывод, что вернуть это право невозможно, поскольку, согласно Закону о регистрации, предприниматель не обязан посещать налоговую милицию. Это мы уже проходили. Напомним, что требование сверять фотографию в паспорте с лицами учредителей не было предусмотрено и в уже утратившем силу постановлении КМУ № 740, каковым до сих пор регулировались вопросы регистрации. И ничего, проверяли. Заметим, что инструкции, на основании которых это и происходило, никто не отменял.

Политическая составляющая

После введения новой системы регистрации получается, что специально уполномоченный орган по вопросам регистрации будет работать в двойном подчинении: с одной стороны — это структурное подразделение, отдел местного органа власти, с другой — его работу контролирует Госкомпредпринимательства. Ни один «справный хозяин» своего района такое положение дел терпеть не станет и непременно постарается свести общение с Госкомитетом к пустым формальностям. Разумеется, Госкомитет, в свою очередь, не захочет терять полномочия. Регистрация — едва ли не единственная возможность для комитета получить реальную власть и контроль над бизнес-процессами. Так что чиновникам скучно не будет: теперь у них есть прекрасный повод пободаться за сферы влияния.

Предпринимателей эти козни, скорее всего, не коснутся. Даже наоборот, некоторая напряженность внутри госорганов может быть на руку рядовому пользователю их услуг: каждая жалоба будет внимательно рассмотрена и использована в борьбе за право наводить порядки. Госкомитет уже готов принимать обращения недовольных.


Справка «Контрактов»

К моменту вступления в силу Закона о регистрации Госкомпредпринимательства и Кабмин издали 269 страниц нормативных актов, регулирующих исполнение Закона о регистрации. Чиновникам роздано более 15 тонн бланков свидетельств государственной регистрации физических и юридических лиц. Общее количество отпечатанных бланков вместе с теми, что предназначены для внутреннего документооборота, перевалило за 3 млн. Изготовлено 1200 именных печатей, которыми государственные регистраторы будут проштамповывать документы новоиспеченных субъектов предпринимательской деятельности. Стоимость всех этих мероприятий в Госкомитете пока не называют, ссылаясь на то, что подбивать итоги пока рановато.

Мнение эксперта

Ксения ЛЯПИНА, координатор проектов Института конкурентного общества:

— Как бывший программист, могу утверждать, что электронные системы, подобные той, с помощью которой предполагается наладить обмен информацией между госорганами и вести Единый госреестр, должны проходить пробную эксплуатацию, как минимум, в течение месяца. В это время неизбежно обнаружатся проблемы и ошибки в программном обеспечении, о которых сейчас никто даже не подозревает.

В такой ситуации сложнейшая система внедряется, что называется, «с колес». Значит, весь вал технических проблем возникнет с момента установки и потребует доработки в режиме реальной эксплуатации.

Полагаю, что во избежание недоразумений, разумные люди постараются отложить обращения в органы регистрации хотя бы до сентября.

Помимо технических неурядиц, есть и юридическая составляющая вопроса: с 1 июля закон вступил в силу, а значит, чиновники должны регистрировать предприятия «в одно окно», независимо от наличия и функционирования технических средств.

Все госрегистраторы как один обязаны были приступить к выполнению своих обязанностей. Предпринимателей вообще не должно интересовать, как передается информация в налоговую и различные фонды. Пусть даже через курьеров. И речи быть не может о том, что заявители должны идти по старой схеме, самостоятельно обращаясь в налоговые органы и различные фонды. Если чиновники попытаются использовать старую схему, это нужно рассматривать, как вопиющее нарушение закона.

Впрочем, есть надежда, что Госкомпредпринимательства, а также районные, областные и горадминистрации страны постараются разумно организовать процесс регистрации и показать себя с лучшей стороны. Ведь у них есть сильный конкурент — налоговики, которые до сих пор считают, что именно их ведомство должно заниматься регистрацией СПД, как это сделано в России. Вполне вероятно, что каждый просчет государственных регистраторов станет аргументом в пользу тех, кто желал бы передать регистрационные полномочия налоговой администрации.

Мнение юриста

Александр ПЕТРОВ, ведущий юрисконсульт юридической фирмы «Допомога»:

— Закон о регистрации, безусловно, прогрессивная норма, позволяющая существенно упростить процедуру регистрации как юридических, так и физических лиц-предпринимателей. Однако и здесь не обошлось без некоторых нестыковок.

Прежде всего, плохо урегулирован вопрос подписания учредительных документов акционерных обществ. Предусмотрено, что уставные документы юридического лица подписывают его учредители (участники). Для акционерных обществ это может оказаться очень проблематично, ведь акционеров наберется и тысяча, и 20 тысяч. Практически до сих пор уставные документы АО подписывали председатель правления или председатель собрания акционеров, на котором утверждался устав. Есть вероятность, что государственные регистраторы будут настаивать на буквальном исполнении закона и потребуют, чтобы все участники, в том числе и акционеры АО, подписывали уставные документы. Появились и новые требования к собственникам предприятий. Например, отныне необходимо нотариальное удостоверение подписей участников-юридических лиц на учредительных документах. Ранее требовалось нотариально удостоверить лишь подпись физического лица, которое выступало учредителем (соучредителем) предприятия. Новшество создает дополнительные затраты времени и средств. Кроме того, повышена плата за государственную регистрацию со 119 до 170 грн. Статьей 19 Закона о регистрации введена дополнительная форма учета субъектов предпринимательской деятельности — отныне они обязаны ежегодно подавать сведения о себе органам регистрации.

Очень непростая ситуация складывается вокруг предприятий с одинаковыми названиями. Наверняка в каждой области есть ООО «Дніпро», КСП имени Ильича или Тараса Шевченко. Когда все предприятия с таким названием будут вводиться в Единый государственный реестр, где не могут повторяться названия юридических лиц, возникнет ряд серьезных проблем. Не исключено, что запрет на дублирование названий станет поводом судебных процессов о защите коммерческих (фирменных) наименований.

Контракты №27 / 2004


Вы здесь:
вверх