логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Возможность для коррупционных действий остается...» Беседовал Вадим КУЛЬПИНОВ - «Контракты» №27 Июль 2004г.

О недоделках и возможных подводных камнях новой системы регистрации «Контракты» спросили заместителя председателя Госкомпредпринимательства Сергея Третьякова.


Сергей Третьяков

Секретарь сообщила по секрету, что сегодня вы работали всю ночь. Что-то не клеится?

— Напротив. Госкомитет полностью подготовил нормативно-правовую базу для регистрации по принципу «единого окна» — без малого 300 страниц! Это и постановления Кабмина о статусе регистратора, и наши документы, начиная от порядка заполнения бланков свидетельств и заканчивая статусом государственного регистратора.

Мы считаем, что правовое поле полностью готово. Все нормативы надлежащим образом зарегистрированы и весь пакет документов в электронном виде получили все администрации больше месяца назад.

Так не бывает, чтобы все в срок сделали. Что не успели?

— Есть проблема с Единым государственным реестром. Он еще не готов. Существуют сложности и с системой связи по Украине. Ее обеспечивает исполнитель, который выиграл тендер на выполнение этих работ (заниматься техническим обеспечением взялась компания «Инфоком». — Ред.). Пока нет четкой определенности, когда будет установлена система виртуального документооборота со всеми органами исполнительной власти. Нужно инсталлировать пакет программ, который уже подготовлен и записан на компакт-диски. Имеется в виду автоматизированное рабочее место регистратора, система криптографической защиты, система выхода на локальный сервер, виртуальная сеть, по которой информация будет попадать адресатам.

Как оказалось, пока не во всех региональных органах власти есть выход в интернет. Для таких случаев мы предусмотрели возможность использования телефонной, модемной, факсовой связи.

Со вступлением в силу закона о регистрации предприниматели окончательно лишатся удовольствия посещать налоговиков?

— Что касается налоговой службы, мы договариваемся (сколько законов не принимай, а все равно нужно договариваться! — Ред.), что в дальнейшем для принятия на учет не нужно будет никаких походов в налоговую милицию и вообще в налоговую администрацию.

И как они отреагировали?

— Нормально. На этот раз нормально реагируют.

Нечеловеческий фактор

Какова, на ваш взгляд, взяткоемкость будущей системы?

— При подготовке документов чиновник не сможет выполнить требование или просьбу предпринимателя, которая не укладывается в рамки принятой процедуры, поскольку все задокументировано в электронном виде и подправить что-либо будет намного сложнее. Предусмотрена многоуровневая проверка: если какой-то госрегистратор пошел на сговор, это будет легко отследить с помощью технических средств контроля. Ведь у каждого свои коды доступа и будет видно, кто куда вошел и что сделал.

Человеческий фактор практически исключен, как и ошибки: при неправильном заполнении система просто отказывает в регистрации.

На каждом этапе регистрации мы предусматривали электронную защиту от несанкционированного доступа, чтобы исключить незаконные изменения информации и ее утечку. Мы подключили соответствующие службы, которые разработали систему уникальной криптозащиты и надеемся, что в дальнейшем она будет хорошо работать.

Есть ли защита от незаконных требований чиновников, например, от принудительных благотворительных взносов?

— Все деньги идут только в органы власти. Не предусмотрено никаких дополнительных оплат или требований дополнительной оплаты. В законе содержится специальная норма о запрете требовать от заявителя дополнительные документы и дополнительные деньги.

Так что, принудительные взносы в благотворительные фонды отпадают?

— Ну, нельзя сказать, что отпадают. Вы же знаете, как это делается. Но если чиновник нарушил закон, мы можем применять какие-то санкции. Мы не имеем права накладывать штрафы на органы регистрации, но в случае получения информации о нарушении можем провести проверку, составить акт и уволить нарушителя с должности.

Взнос предпринимателя в благотворительный фонд — дело как бы добровольное. Доказать факт незаконного требования чиновника по-прежнему трудно. Неужели новая система бессильна перед благотворительным вымогательством?

— В том-то и дело... К сожалению, возможность для коррупционных действий остается.

О перспективах перерегистрации

Потребуется ли перерегистрация уже действующих предприятий и предпринимателей?

— Я бы сказал, нововведения повлекут некоторую инвентаризацию. Но кто работал, так и будет работать. Мы не видим оснований для массовой перерегистрации СПД. Перерегистрировать придется предприятия с одинаковыми наименованиями, но это единичные случаи.

Вы предусмотрели возможность неожиданных требований чиновников на местах при «некоторой инвентаризации»?

— Система не воспринимает незаконные приказы.

При внесении в Единый госреестр существующих СПД будут использованы базы данных, или предпринимателям придется еще раз подавать документы?

— Информация будет поступать из существующих баз данных. Но тут возникает очень много подводных камней: вдруг оказалось, что в целом ряде регионов до 10% субъектов зарегистрированы, но при этом отсутствуют регистрационные дела. Это на грани криминала. Или, например, вдруг оказывается, что субъект, проработавший несколько лет, отсутствует в реестре налоговой администрации. Подобных нарушений не так много, но они случаются.

Учет и контроль

Выходит, все, кто когда-то по своей воле или по недосмотру чиновников был неправильно зарегистрирован, будут вынуждены исправлять ошибки и умышленные недоработки?

— Совершенно верно. Хотя большая часть нарушений в сфере предпринимательства касается не столько регистрации, сколько экономической сферы. Для таких случаев у нас установлена связь с налоговой администрацией, в частности, с департаментом финансового мониторинга и НБУ. Под эгидой департамента финмониторинга мы будем проводить совместную работу по отслеживанию сомнительных операций, нелегальных схем движения финансовых потоков. С помощью Единого реестра будет значительно легче отследить, существует де-факто предприятие или не существует, какие банковские операции проводит. Это очень поможет в борьбе с отмыванием нелегальных доходов, которой сейчас так озабочено мировое сообщество.

Кроме того, благодаря Единому реестру, будет легче отследить точное количество малых предприятий, которые вычисляются по количеству работающих и объему выполненных работ. Мы вычислим, сколько из них работают на едином налоге, сколько — на фиксированном. Это позволит прогнозировать экономическое развитие, увидеть, какой ВВП дает малое предпринимательство, в частности, физические лица, сколько — крупные фирмы и т. д. Кстати, планируем вести этот реестр и на английском языке, чтобы мы были понятны для Европы. Сейчас ведем переговоры о возможностях обмена информацией с европейским реестром бизнеса.

Контракты №27 / 2004


Вы здесь:
вверх