логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Рейтинговая национализация Наталья ЗАДЕРЕЙ - «Контракты» №27 Июль 2004г.

Агентство Fitch планирует ввести в Украине национальную рейтинговую шкалу.


Осуществлению планов правительства сделать украинский финансовый рынок более структурированным и прозрачным может поспособствовать возросший интерес международных рейтинговых агентств к Украине. Первым в серьезных намерениях рейтинговать украинских контрагентов по национальной рейтинговой шкале призналось агентство Fitch. О планах по поводу Украины заявила, выступая на конференции «Рынок капитала Украины» Наталья Пейдж, управляющий директор FitchRatings СНГ. «На мой взгляд, у нас уже есть достаточно опыта и знаний украинского рынка по всем секторам для того, чтобы рассмотреть вопрос о введении национальной шкалы. Это вопрос не одного месяца, но ближайшей перспективы», — заявила Пейдж.

Возможность рейтингования по национальной шкале в Украине изучают и другие «киты» рейтингового бизнеса. «Standard&Poor’s уже использует национальные рейтинговые шкалы в 14 странах. Украина является одним из приоритетных направлений для агентства, поэтому возможность создания национальной рейтинговой шкалы не исключена», — сообщила представитель S&P-Россия Екатерина Новикова. О планах расширить деятельность на страны СНГ, в первую очередь, Казахстан, Азербайджан, Украину и Белоруссию заявляло и агентство Moody’sInterfax. Перейти от слов к делу международных «поводырей инвесторов» может побудить усиление конкуренции в России и угроза замедления развития самого российского финансового рынка. Кроме того, нынешний невысокий спрос на услуги международных агентств со стороны украинских компаний связан не только с дороговизной услуг, но и невозможностью получить высокую оценку, отражающую реальное положение компании или банка внутри страны. На развивающихся рынках Африки и Латинской Америки эффект «странового потолка» устранен ведущими агентствами при помощи национальных шкал.

Свою политику в отношении формирования национальной рейтинговой шкалы продолжают продвигать и чиновники. Рейтингование эмиссий может стать обязательным для всех эмитентов облигаций уже в 2005 году. В этой связи ГКЦБФР предстоит определить на конкурсной основе агентство, уполномоченное на проведение подобной рейтинговой оценки. Такое агентство должно быть резидентом Украины, иметь двухлетний опыт работы, использовать для проведения оценки национальную шкалу рейтингов, специализироваться исключительно на предоставлении услуг по определению кредитного рейтинга и информационно-аналитических услуг, связанных с обеспечением деятельности по определению кредитного рейтинга, и владеть информационной инфраструктурой, достаточной для эффективного хранения, обработки, анализа и обнародования данных. Соответствие этим критериям должен подтвердить либо Всемирный банк, либо МВФ, либо ЕБРР.

На сегодняшний день, несмотря на наличие в Украине около пяти компаний, именующих себя рейтинговыми агентствами, реально претендовать на право проводить обязательную рейтинговую оценку может только одна — «Кредит-Рейтинг». Агентство уже заявляло о своих планах принять участие в конкурсе ГКЦБФР. В свою очередь, по словам Пейдж, планы Fitch о приходе в Украину не связаны с конкурсом, объявленным комиссией. Как следует из заявлений директора «Кредит-Рейтинга» Станислава Дубко, сегодня на украинском рынке, кроме «Кредит-Рейтинга», работают только международные рейтинговые агентства, однако для них препятствием для участия в конкурсе может стать условие быть резидентом Украины. Впрочем, сигнал о том, что монополия «Кредит-рейтинга» на внутреннем рынке не так уж непоколебима, похоже, уже последовал. Извлечь выгоду из выхода на украинский рынок Fitch, Moody’s или Standard&Poor’s локальные агентства смогут, став частью международной структуры, как в случае Интерфакса и Moody’s.

Очевидно, что Украина, еще недавно слывшая terra incognita, серьезно выросла в глазах международных рейтинговых агентств. «Мы планируем развивать свой бизнес в Украине в ответ на усилившийся интерес иностранных и внутренних инвесторов к финансовому рынку страны», — отметила представительница Standard&Poor’s. К тому же, несмотря на то, что компаний и банков, готовых потратиться на услуги международных рейтинговых агентств, в Украине пока немного, их количество неуклонно растет. По прогнозам Fitch, в текущем году рейтинги агентства могут получить еще 3-4 банка. Кроме этого, агентство также ведет переговоры с тремя корпорациями и одной страховой компанией. Как отмечает Наталья Пейдж, рейтинг страховых компаний становится все более важным для работы компаний с иностранными партнерами, поэтому в этом направлении агентство наверняка продвинется вперед. Тот факт, что спрос на рейтинговые услуги со стороны украинских компаний растет, подтверждают и представители Standard&Poor’s и Moody’s.

Контракты №27 / 2004


Вы здесь:
вверх