логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Компромисс на два месяца Дмитрий КАРПЕНКО - «Контракты» №27 Июль 2004г.

Верховная Рада одобрила разработанные правительством Основные направления бюджетной политики на 2005 год с учетом правок парламентариев. Самое интересное в бюджетном процессе начнется только осенью.


Гордость Кабмина

Бюджетную резолюцию на следующий год в правительстве считают предметом гордости. «Впервые для определения основных параметров бюджета следующего года специальной группой были проведены фундаментальные исследования отечественной экономики. В ее состав вошли не только чиновники и депутаты, но и ученые, занимающиеся той или иной проблематикой не первый год. Поэтому бюджет-2005 года будет, в сравнении с предыдущими, наиболее сбалансированным и приближенным к реалиям», — не скрывает своего удовлетворения Сергей Рыбак, директор департамента сводного бюджета Минфина. Еще одна новация заключается в том, что в этот раз правительство впервые ушло от вариантности прогнозируемого ВВП. Все расчеты были проведены на базе одного показателя: будущего роста внутреннего валового продукта — 6,5%.

Тем не менее в профильном комитете ВР качество представленного варианта бюджетной резолюции оценили с точностью до наоборот. Еще до голосования по резолюции Валерий Асадчев — заместитель парламентского бюджетного комитета — давал такой комментарий: «Документ больше напоминает отписку. И исполнять его правительство, похоже, не собирается. Если в бюджете следующего года будут закладываться такие показатели из бюджетной резолюции, как, к примеру, увеличение государственного долга на 50 млрд грн (притом, что за 13 лет независимости он составил 70 млрд грн и к тому же совершенно непонятно, каким образом сейчас он будет использован и сбалансирован в бюджете), то поданный правительством вариант придется полностью перерабатывать».

Как следствие, утвержденный депутатами документ стал неким компромиссом между предложениями Кабмина и желаниями народных избранников.

Основные показатели бюджета-2005

Депутаты согласились с тем, чтобы бюджет следующего года был дефицитным, но не более 1% ВВП, в том числе по общему фонду — 0,7% ВВП. Необходимость в этом Кабмин объяснил вероятным снижением поступлений в бюджет в связи с дальнейшим проведением налоговой реформы. Одобрил такой подход к формированию бюджетных показателей и Президент. По мнению Леонида Кучмы, политика дефицита госбюджета может быть более гибкой и умеренное его увеличение поможет стимулировать рост экономики и ее инновационную перестройку. При этом глава государства сослался на международные стандарты, согласно которым бюджетный дефицит в размере до 3% ВВП выполняет позитивную функцию в экономике.

Зато в отношении увеличения размера госдолга депутаты остались непреклонны. В соответствии с принятым документом его предельный размер на 31 декабря 2005 года не должен превышать показателей текущего года с учетом предложенного бюджетного дефицита. Соответственно, размер госдолга в 2005 году будет ограничен 34% ВВП. При этом правительство пообещало в следующем году окончательно запретить предоставление госгарантий кредитующимся предприятиям. Исключения составят кредиты, предоставляемые международными финансовыми организациями или выделяемые государством на условиях совместного с ними финансирования. Под такими случаями Кабмин, скорее всего, имеет в виду кредитование масштабных проектов Минтранса. По крайней мере, в этом году под строительство автобана «Киев—Одесса» как раз и было сделано исключение — госгарантию кредиторам предоставили.

Верховная Рада также настояла на том, чтобы на финансирование агропромышленного комплекса было выделено не менее 10% от общего объема расходов бюджета следующего года. Наконец, правительство согласилось предусмотреть в проекте главного финансового документа страны введение минимальной заработной платы в размере 262 грн в месяц с одновременным установлением междолжностных соотношений в оплате работников бюджетной сферы.

Слабое звено

«За кадром» остался лишь налоговый аспект главного финансового документа. Вероятно, депутаты просто не захотели заострять внимание на самом болезненном вопросе, предпочитая не тормозить стартовавший бюджетный процесс, по крайней мере, до начала осени — окончания парламентских каникул. Тем более, что ни правительство, ни законодатели, похоже, не собираются сдавать своих позиций ни на йоту.

Как заявил первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров, Кабинет Министров намерен всячески содействовать дальнейшему проведению налоговой реформы и готов учесть все изменения в налоговом законодательстве при формировании госбюджета на 2005 год. Однако вполне вероятно, что учитывать будет попросту нечего. Главной новацией в части реформирования налогового законодательства, безусловно, являются принятые ВР (правда, пока лишь в первом чтении) изменения к Закону о НДС. Однако вероятность того, что глава государства согласится поставить свой автограф на будущем документе, сейчас приближается к нулю. Дело в том, что Леонид Кучма, как оказалось, имеет собственный план реформирования этого закона (основные положения предполагаемых изменений содержатся в «свежем» Указе «О неотложных мерах по повышению эффективности взимания налога на добавленную стоимость». — См. стр. 48). И основополагающим моментом желаемых изменений должно стать введение НДС-счетов. В то же время депутаты в очередной раз показали свое отношение к этой идее: на прошлой неделе ВР не поддержала ни одного из предложенных законопроектов, предусматривавших специальный режим расчетов по НДС. Не сдается и исполнительная власть. «Кабинет Министров намерен этой осенью вновь инициировать рассмотрение Верховной Радой закона о введении специальных счетов для уплаты налога на добавленную стоимость», — сообщил Николай Азаров.

Контракты №27 / 2004


Вы здесь:
вверх