логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Украинский «Drang nach West» Петр ВАСИЛЬЧЕНКО - «Контракты» №27 Июль 2004г.

Новая Военная доктрина Украины предусматривает вступление в НАТО и ЕС


Недавно Президент Украины своим указом утвердил новую Военную доктрину Украины. Это второй подобный документ в истории страны — первый был принят Верховной Радой еще в 1993 году. В соответствии с Законом об основах национальной безопасности Военную доктрину страны утверждает Президент, так же как и Стратегию национальной безопасности. При этом, по мнению экспертов, сначала должна быть разработана и утверждена Стратегия, а уже исходя из нее — Военная доктрина. Однако произошло наоборот, поэтому, по мнению многих обозревателей, документ не полностью соответствует современным требованиям.

«Проект Военной доктрины четыре года передавался из одного ведомства в другое. И его утверждение именно сейчас было связано с попыткой нашего руководства выгодно выглядеть на саммите НАТО в Стамбуле. Однако сам документ не является качественным. Он не дотягивает до уровня аналогичных документов других европейских стран», — говорит председатель Атлантического совета Украины, генерал-лейтенант Вадим Гречанинов. По его мнению, определение потенциальных военных противников не продумано. В частности, в тексте доктрины значится: «Украина не считает ни одно государство своим военным противником, но в то же время будет считать потенциальным военным противником государство или группу государств, последовательная недружественная политика которых будет грозить военной безопасности Украины». «Что значит «недружественная политика»? Северная Корея и США ведут в отношении друг друга «последовательную недружественную политику», но никто не говорит о том, что эти страны «военные противники». К таким определениям следует подходить осторожнее», — говорит генерал-лейтенант.

Согласно документу, Вооруженные силы Украины должны состоять из трех частей. Это Объединенные силы быстрого реагирования, Основные силы обороны и Стратегические резервы. В целом эксперты эти нововведения оценивают положительно, но у них вызывает удивление то, что в Доктрине обстоятельно расписаны только функции сил быстрого реагирования.

Современные подходы

Впрочем, другие эксперты оценивают Доктрину довольно высоко. «Есть большой прогресс в плане определения угроз для Украины. Заложены новые подходы, использован опыт разных стран в последние годы», — говорит директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов. Действительно, предыдущая Доктрина разрабатывалась тогда, когда Украина еще была ядерным государством и за основу бралась концепция де Голля, согласно которой государство должно быть «центром силы» и демонстрировать силу на всех направлениях, что требует больших усилий. Некоторые из обозревателей большим плюсом называют и то, что новая Доктрина предусматривает вступление Украины в НАТО и, соответственно, постепенный переход на натовские стандарты. Но пока непонятно, какие задачи будет ставить НАТО перед собой в ближайшей перспективе: сосредоточится ли на обеспечении безопасности только в Североатлантическом регионе, который протянется до Черноморско-Каспийского региона, или продолжит участвовать в операциях наподобие афганской и иракской. С одной стороны, НАТО гарантирует безопасность Украины от территориальных претензий и экономического давления со стороны России, а с другой — увеличивает возможность террористической атаки, о чем свидетельствует опыт Испании. Поэтому, не отрицая стремления Украины присоединиться к НАТО, некоторые обозреватели считают пункт в Военной доктрине о желании вступить в эту организацию лишним.

Российская «угроза»

Что касается украинско-российских отношений, то Доктрина содержит два момента. Среди «реальных и потенциальных внешних угроз» называются «незавершенность договорно-правового оформления государственной границы Украины». «Незавершенность» существует только на морской границе между Украиной и Россией. «Этот пункт следовало бы включить в Стратегию национальной безопасности, но поскольку принятие этого документа постоянно откладывается, уже имели место провокационные действия России, в частности, в отношении острова Тузла, то для адекватной государственной политики такой пункт необходим», — комментирует Сергей Толстов.

Другой момент: среди «основных составляющих обеспечения военной безопасности» говорится о «соблюдении законодательства и выполнении международных договоров о временном расположении Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины». Действие договора заканчивается в 2017 году, и казалось бы, само собой ясно, что договоренности следует выполнять. Поэтому этот пункт вызывает удивление. По мнению экспертов, таким образом Украина дает сигнал России о том, что со вступлением в НАТО Киев потребует для себя особых условий и будет выполнять взятые на себя обязательства. То есть не потребует немедленного вывода российских кораблей. Опасения же Кремля здесь обоснованы, поскольку страны — члены НАТО не могут иметь на своей территории военных баз государств — не членов НАТО.


Новая Военная доктрина Украины

Глобальные угрозы

  • распространение деятельности экстремистских, сепаратистских, радикальных религиозных, террористических организаций, незаконно образованных вооруженных формирований;
  • рост объемов незаконного оборота оружия и наркотиков, а также нелегальной миграции;
  • появление новых видов и систем оружия, информационных технологий, меняющих традиционные представления о вооруженной борьбе.

Внешние угрозы

  • распространение оружия массового поражения и средств его доставки;
  • недостаточная эффективность имеющихся структур и механизмов обеспечения международной безопасности и глобальной стабильности;
  • возможность втягивания Украины в противостояние иных государств или в региональные войны;
  • военно-политическая нестабильность и конфликты в соседних государствах, международный терроризм, распространение незаконного использования оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
  • создание иными государствами вблизи границ Украины группировок войск и вооружений;
  • незавершенность договорно-правового оформления государственной границы Украины.

Внутренние угрозы

  • противоправная деятельность экстремистских, сепаратистских, радикальных религиозных организаций, попытки создания террористических организаций и не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований;
  • чрезмерное снижение уровня обеспечения военной и специальной техникой и вооружением нового поколения Вооруженных сил Украины, иных воинских формирований, грозящее ослаблением их боеспособности;
  • медленное осуществление реформирования Военной организации государства и оборонно-промышленного комплекса, недостаточное финансовое обеспечение выполнения соответствующих программ;
  • накопление в Вооруженных силах Украины избыточного количества устаревшей военной техники и вооружения, взрывчатых веществ;
  • неудовлетворительный уровень социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Контракты №27 / 2004


Вы здесь:
вверх