логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Игра на снижение Виталий ДАВИЙ, Екатерина БАЛАЕВА
UPECO, специально для «Контрактов» - «Контракты» №27 Июль 2004г.

Владельцы НПЗ и правительство подходят к очередному раунду «нефтяных переговоров». Каждый идет к этой встрече с прямо противоположными данными и, соответственно, намерениями.


Нефтяники настаивают на пересмотре положений подписанного 4 июля меморандума, аргументируя свою позицию ростом цен на российскую нефть. Однако правительство уже дало понять, что будет настаивать на снижении цен, поскольку сырьевые котировки в мире уверенно ползут вниз.

Суть разногласий звучит банально: данные сторон о ситуации на внутреннем и внешнем рынках прямо противоположны. Владельцы НПЗ говорят, что на июль цена нефти составит $240-250/т, тогда как правительство указывает на динамику европейского рынка, которая на сегодняшний день пребывает на отметке $230/т (CIF, Средиземноморье). Подобные нестыковки в данных есть и в других обсуждаемых вопросах. Чтобы доказать адекватность приводимой стоимости российской нефти, нефтяные компании готовы на нестандартные шаги. «Мы готовы выделить (правительству. — Авт.) 5 млн т нефти для поставки на наш завод и убедиться в ее сегодняшней стоимости», — заявил глава «Укртатнафты» Павел Овчаренко на заседании экспертно-аналитической группы 21 июня. «Мы подписывали меморандум, когда цена Брента была около $40 за баррель, а сейчас она составляет $35 за баррель. Вот, по нашим понятиям, не должна была повышаться и российская нефть за этот промежуток времени», — как бы в ответ высказал свое видение ситуации первый вице-премьер Николай Азаров.

Как бы там ни было, НПЗ, не дождавшись пересмотра Кабмином положений меморандума в их пользу (сейчас в документе базовая стоимость нефти обозначена на уровне $225/т), заводы приступили к формированию ресурсов на июль, продолжая искать аргументацию для повышения цен на топливо. Напомним, что ключевым пунктом подписанного 4 июня меморандума является граничная цена на бензин А-95 на уровне 2,9 грн/л.

Переработавшая переработка

На фоне мая объемы переработки нефти в июне значительно выросли, что, в первую очередь, объясняется запуском после ремонтов мощностей Херсонского и Лисичанского НПЗ. Однако июнь, как и предыдущие месяцы, снова обозначил главную проблему — недостаток сырья. Несмотря на то, что в последний месяц квартала, как правило, проблем с нефтью не было, на этот раз некоторым НПЗ пришлось усиленно искать свободные объемы для оптимальной загрузки своих мощностей. Очевидно, это является логичным отображением общей тенденции текущего года, ведущей к перераспределению нефтяных потоков не в пользу Украины. В итоге, из-за дефицита сырья оперативные запасы нефти на украинских НПЗ упали до критического минимума. Как следствие, ощутимое снижение производственного темпа предприятий, в частности «Укртатнафты».

По словам переработчиков, рост цен на нефть на фоне сдерживаемых цен на нефтепродукты в Украине может привести к пересмотру на июль планов поставок. Цель — минимизация финансовых потерь.

Период заключения заводами контрактов на поставку нефти в июле так и завершился для них в «режиме ожидания»: окончательного решения по поводу судьбы достигнутых в рамках меморандума договоренностей Кабмин пока так и не озвучил. В то же время маловероятно, что НПЗ значительно снизят переработку нефти, поскольку это напрямую влияет на повышение себестоимости нефтепродуктов и может дополнительно снизить рентабельность производства.

Ценовая динамика

Отследить ценовую динамику крупнооптовых цен на нефтепродукты в июне было достаточно сложно — стоимость топлива «прыгала» буквально каждый день без видимых причин. Вместе с тем, со второй половины месяца наблюдалась тенденция к удорожанию низкооктановых марок бензинов. Это объясняется стремлением операторов удешевить себестоимость высокооктановых марок путем их производства на основе низкооктановых бензинов, в то время как цена дизельного топлива постепенно снижалась. Что касается высокооктановых бензинов, то, несмотря на колебания стоимости, реальных предложений по ним были единицы. У трейдеров были большие сложности с отгрузкой этих видов нефтепродуктов со всех НПЗ. В результате цены на вагонные партии светлых нефтепродуктов на 29 июня составили (по сравнению с 1 июня):

  • А-76/80 2 640 грн/т (+80 грн);
  • А-92 3 270 грн/т (+79 грн);
  • А-95 3 547 грн/т (+31 грн);
  • ДТ 2 318 грн/т (-181 грн).

Розничные цены на топливо в течение месяца снижались (преимущественно на бензин марки А-95) во всех без исключения областях Украины, что обусловлено исключительно государственным регулированием цен:

  • А-76/80 2,06 грн/л (-0,03 грн);
  • А-92 2,69 грн/л (-0,02 грн);
  • А-95 2,90 грн/л (-0,40 грн);
  • ДТ 2,12 грн/л (-0,09 грн).

Прогноз

Дать точный прогноз относительно цен на нефтепродукты сложно, поскольку «провисает» ключевой рыночный фактор — объемы переработки нефти в июле. Вполне вероятно, что цены могут упасть. В противном случае не исключено увеличение поставок по импорту. Кроме того, заявления правительства о возможном откате цен из-за удешевления нефти и нефтепродуктов в мире «зафиксировал» основной сегодняшний потребитель — агропромышленный комплекс. В ожидании лучших цен аграрии приостановили закупки нефтепродуктов. Сама постановка вопроса о максимальной зафиксированной цене не способствует ее снижению. Поэтому все будет зависеть от нового этапа переговоров между правительством и нефтяниками.

Контракты №27 / 2004


Вы здесь:
вверх