логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Русские едут! Сергей ЛУКЬЯНЧУК - «Контракты» №27 Июль 2004г.

После резкого падения продаж в 2003 году ВАЗы в Украине постепенно восстанавливают утраченные позиции. Перегруппировка сил на украинском авторынке, вызванная изменениями в законодательстве, пошла на пользу российским автопроизводителям.


Рост после падения

Продажи автомобилей российского производства в Украине ощутимо выросли. По последним данным информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг», ВАЗы, по-прежнему лидирующие по количеству регистраций новых автомобилей, увеличили свою долю рынка на 3% (с 24 до 27%). Одновременно выросли продажи ГАЗов в мае — в полтора раза больше по сравнению с апрелем.

Продемонстрированный ВАЗами рост примечателен, прежде всего, тем, что он может быть первым симптомом «перелома» предшествующей негативной тенденции — эта марка постепенно теряла украинский рынок. Напомним, что в прошлом году продажи ВАЗов в Украине уменьшились на 19,5%. Если в 2002 году они составляли почти половину от всего объема регистраций (46,92%), то год спустя — меньше трети (27,37%). В начале 2004 года автомобили Волжского автозавода потеряли еще около 3%. Если бы рыночная динамика сохранилась неизменной, то уже в нынешнем году ВАЗы рисковали уступить первое место по количеству регистраций корейско-украинскому Daewoo, который сейчас занимает второе место и демонстрирует высокие показатели роста.

Что мешает и помогает ВАЗам

Можно назвать несколько факторов, оказавших негативное воздействие на продвижение ВАЗов в Украине. Во-первых, это введение с 9 декабря 2002 года квот на импорт машин российского производства с рабочим объемом двигателя 1-1,5 тыс. куб. см. Несмотря на то, что объем квот несколько раз пересматривался в сторону увеличения (последнее решение об увеличении годовых квот с 17355 до 20826 машин было принято 1 апреля 2004 года), они по-прежнему остаются основным фактором, сдерживающим продажи российских автомобилей в нашей стране. Неудивительно, что на недавнем автосалоне SIA руководство ВАЗовской делегации в беседе с послом России в Украине Виктором Черномырдиным просило посодействовать в решении проблемы квот. В ответ господин Черномырдин напомнил, что уже есть решение президентов Путина и Кучмы о том, что в рамках ЕЭП все торговые ограничения будут сняты. Однако на сегодняшний день квоты продолжают действовать, и вряд ли апрельское их увеличение существенно изменит ситуацию. Ведь 60% объемов годовой квоты (рассчитанной на период с 9 декабря 2003 года по 8 декабря 2004 года) российские автопроизводители использовали еще до 16 марта, импортировав в Украину 10412 машин с двигателем 1-1,5 тыс. куб. см. Еще одним фактором, оказавшим негативное воздействие на рынок, стали перебои с поставкой российских машинокомплектов на украинские предприятия, которые осуществляют сборку ВАЗов и ГАЗов на своих мощностях.

В то же время автомобили made in Russia имеют преимущество перед другим импортом: согласно договору между Украиной и Россией они не облагаются ввозными пошлинами, и соответственно, связанное с повышением таможенных сборов подорожание иномарок к ним не относится. И поскольку спровоцированный недавним законом рост цен больше всего отразится на недорогих иномарках, именно российские автомобили имеют наибольший шанс «взять на себя» неудовлетворенный потребительский спрос на импорт.

Ценовой фактор

На авторынке уже запущены маркетинговые акции по стимулированию продаж российских автомобилей. Так, «Украинский автомобильный холдинг», который производит автомобили ВАЗ на Луцком автозаводе, объявил о том, что до 31 июля не будет повышать цены на модели украинской сборки — ВАЗ 2104, ВАЗ 2107, ВАЗ 21093i, ВАЗ 21099i. Кроме того, цена на модель ВАЗ 21093i была снижена на 535 грн (до 30525 грн), а срок гарантии на нее увеличен в 1,5 раза для тех, кто приобретет машину в период действия акции.

Директор «Украинского автомобильного холдинга» Олег Мищенко так объяснил «Контрактам» причины такого решения: «В наши филиалы обратились много клиентов, которые по разным причинам (уборка урожая и т. п.) планируют приобретение автомобилей ВАЗ в июле месяце, с просьбами сохранить существующие низкие цены на автомобили на период лета. Руководители наших филиалов в разных областях поддержали обращения покупателей. Поддержало это предложение и руководство завода ЛуАЗ. В результате было принято решение сохранить в торговой сети «Украинского автомобильного холдинга» «летние низкие цены» на автомобили ВАЗ 2107, ВАЗ 2104, ВАЗ 21099, ВАЗ 21093».

Действия по «ценовой стабилизации» уже дали результаты. По информации «Украинского автомобильного холдинга», продажи ВАЗов в торговой сети компании возросли в период акции в 1,5 раза. Продажи автомобилей ВАЗ 21093 увеличились в два раза. 23 июля холдинг сделал новый шаг — объявил о снижении на период до 31 июля цен на легкий фургон ИЖ-2717. Сейчас они составляют 26950-28950 грн в зависимости от модификации. В компании рассчитывают, что прогнозируемый всплеск спроса позволит ИЖ-2717 стать лидером украинского рынка легких фургонов (сейчас ему принадлежит 30%, первое место занимает ЗАЗ-110557 с 45%).

Прогноз

Рано или поздно подорожание российских автомобилей все же произойдет: во-первых, вследствие общей тенденции к росту стоимости автомобилей, и во-вторых, потому, что российские производители периодически поднимают цены на свои модели. Так, в «Украинском автомобильном холдинге» «Контрактам» сообщили, что в связи с ростом цен на машинокомплекты ВАЗовской «классики» цены на ВАЗ 2104 и ВАЗ 2107 будут увеличены в августе.

Однако в сравнении с иномарками подорожание будет незначительным, и соответственно, предприятия, осуществляющие сборку российских автомобилей в Украине (Луцкий автозавод, Кременчугский автосборочный завод и херсонский «Анто-Рус»), получают неплохой шанс увеличить объем производства. Ощутимое воздействие на рыночную ситуацию сможет оказать Запорожский автозавод, также начавший производство ВАЗов (за пять месяцев нынешнего года выпущено 4244 автомобиля ВАЗ). И если в нынешнем году российский АвтоВАЗ сможет поставить в Украину машинокомплекты в запланированных объемах 40-45 тыс. шт., доля ВАЗов на отечественном рынке сможет существенно увеличиться. И хотя отвоевать 50% рынка, как это было до введения квот, ВАЗам вряд ли удастся, выйти в текущем году на 35% доли украинского рынка и закрепить статус наиболее продаваемого легкового автомобиля в Украине россиянам, похоже, вполне по силам.

Контракты №27 / 2004


Вы здесь:
вверх