логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Застройщики — за более надежную крышу Богдан МАЛИНОВСКИЙ - «Контракты» №27 Июль 2004г.

Несмотря на строительный бум, производство шифера падает — покупатели предпочитают более современные и эстетически привлекательные материалы.


Украинцам уже не нравится шифер. Его производство за первые пять месяцев этого года снизилось на 7%. И это притом, что в целом на рынке кровли наблюдается рост на 25%. Владельцы частных домов активно закупают металлочерепицу, еврошифер и битумную черепицу, уверенно игнорируя традиционную до недавних пор для Украины серую кровлю. Как показывает статистика «Укрцемента», спад производства шифера произошел за счет снижения экспорта — в первом квартале на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Стабильность спроса на шифер в условиях быстрого роста строительного рынка развеяла надежды «Укрцемента» на 10% рост производства в этом году. Эксперты констатируют — шифер стремительно теряет рынок.

По данным ассоциации «Укрцемент», среди шести отечественных производителей шифера в первом квартале этого года увеличили выпуск этой продукции только два — сравнительно небольшое предприятие «Асбодревстекло» в Киеве и флагман отрасли «Ивано-Франковскцемент». Еще два — ЦШК «Пушка» из Краматорска и «Волынь-шифер» из Здолбунова (Ровенская обл.) сокращают объемы производства. Остальные вообще прекратили производство шифера, сосредоточившись на цементе: «Балцем» — в прошлом году, а «Донцемент» — еще раньше. Специалисты прогнозируют, что если так будет продолжаться, на рынке шифера может остаться один-единственный «Ивано-Франковскцемент». По состоянию на март нынешнего года, это предприятие производило уже почти две трети отечественного шифера.

Кстати, тенденция к постепенному отказу от шифера наблюдается во всем мире. Причиной стало открытие медиков в 1970-х годах: люди, постоянно находившиеся в зданиях с асбестоцементным каркасом, довольно часто заболевали раком, вдыхая с воздухом микроскопические нити асбеста. Из-за этого на Западе постепенно начали законодательно запрещать использование шифера, и лишь в последние годы позволили в отдельных случаях (для нежилых помещений и т. п.). В Украине до этого дело не дошло, но индивидуальные застройщики, как говорится, «в курсе». Благодаря усилиям рекламных служб фирм-поставщиков новейших кровельных материалов.

Интересно, что ученые уже давно доказали ошибочность утверждения о гибельном влиянии на здоровье жителей домов под шиферной кровлей, но эта новость не имела большого резонанса. Хотя следует отметить, что шифер теряет рынок, будучи непривлекательным внешне и недолговечным. Если шифер выпускается одного цвета — серого, то материалы-конкуренты, особенно металлочерепица, обеспечивают куда более богатую цветовую гамму и позволяют выбирать между несколькими различными фактурами.

На сегодня, по оценкам компании «Ависта» — крупнейшего оптового торговца кровельными материалами, — металлочерепица занимает 70-80%. Однако, как рассказал Олег Гончарук, вице-президент компании «ТПК» — одного из трех крупнейших украинских производителей металлочерепицы, — дефицит металла в мире и рост цен на него отрицательно сказались на этом сегменте. Ведущие мировые производители сырья для металлочерепицы — оцинкованной стали с полимерным покрытием — не смогли обеспечить потребности всех производителей металлочерепицы. Поэтому в более выгодном положении оказались давние партнеры металлургических заводов, в то время как новичкам в отрасли приходится нелегко.

Таким образом, вследствие дефицита металла на украинском рынке металлочерепицы происходит активный процесс концентрации. По оценкам компании «ТПК», четыре из двадцати отечественных производителей металлочерепицы — «Раннила-Киев», «ТПК», «Арсенал» и «Альбатрос» — контролируют 70% рынка.

На фоне трудностей для металлочерепицы возрос спрос на такие материалы, как еврошифер и битумная черепица. Директор украинского представительства фирмы Onduline — крупнейшего в мире производителя еврошифера — Виктор Михайлов ожидает 40% рост спроса в этом году. Еврошифер завоевывает покупателя самой низкой, по сравнению с другими новейшими кровельными материалами, ценой — 3,5-4 у.е. за 1 кв. м. Битумная черепица дороже. Кроме того, крыша под битумной черепицей удорожается, по меньшей мере, на 2 у.е. за 1 кв. м из-за обязательной (по технологии) обрешетки. С другой стороны, ее, как и еврошифер, можно класть самостоятельно, без специального оборудования для раскроя, благодаря чему в пользу битумной черепицы делает выбор «средний класс». Богатых покупателей битумная черепица привлекает тем, что не ограничивает фантазии проектанта — этот материал лучше всего подходит для всяческих куполов, башенок и других «изощрений» архитекторов.

Простимулировало спрос на битумную черепицу и появление на рынке гораздо более дешевой, чем у западных производителей (Tegola, Katepal, Kerabit и ІКО), продукции. Сначала с выгодным ценовым предложением на рынок вышла российская компания «ТехноНИКОЛЬ». Первые шаги в этом направлении сделали и крупнейшие украинские производители евроруберойда (ведь сырье и технология производства этих материалов во многом похожи). Первым и крупнейшим производителем битумной черепицы стал Славутский руберойдовый завод, в мае прошлого года к нему присоединился харьковский «Акваизол», а позже еще одна харьковская фирма «Стройинвест». В прошлом году отечественные производители, по оценкам Алексея Метелева, начальника отдела маркетинга компании «Ависта», обеспечили всего 10% украинского рынка битумной черепицы. Однако в этом году, по прогнозам специалистов, прирост рынка будет происходить преимущественно за счет отечественной продукции. «В этом году рынок битумной черепицы возрастет с 350 до 440 тыс. кв. м, а наша компания надеется увеличить производство с 15 до 80 тыс. кв. м», — рассказывает Сергей Доронкин, начальник отдела рекламы завода кровельных материалов «Акваизол». Он не скрывает, что протиснуться на рынок отечественным производителям помогла в первую очередь конкурентная цена: если битумная черепица стран ЕС продается в Украине не дешевле 10,5-12,4 евро/кв. м, то розничная цена отечественной — $6-8 за 1 кв. м.

Такая конъюнктура делает битумную черепицу привлекательным направлением в расширении ассортимента украинских производителей евроруберойда. Поэтому Сергей Доронкин не исключает, что на этот рынок продолжат выходить отечественные фирмы. Хотя сперва им будет нелегко регулярно загружать производственные мощности, но в ближайшие 5-7 лет они составят ценовую конкуренцию крщупным международным компаниям: только через несколько лет последние смогут открыть собственное производство в Украине.


Комментарий специалиста

Павел ВАЦЕНКО, руководитель отдела маркетинга ЗАО «Раннила Киев»:

— В прошлом году доля металлочерепицы из недорогой стали (восточноевропейской) возросла до 35%, а сейчас уменьшается. В связи с дефицитом липецкая оцинкованная сталь, например, почти сравнялась в цене с финской. Соответственно, появилось больше желающих купить металлочерепицу из высококачественной западноевропейской стали.

Средняя стоимость самых распространенных материалов для наклонных кровель (грн/м2):

Шифер 7,2
Металлочерепица: из западноевропейской стали 46,3-66,2
Из стали производства СНГ 34-45
элитная (посыпанная каменной крошкой) 92,2-105,1
«еврошифер» 23,1-28,1
битумная черепица: отечественная 25-42,4
импортная 33-106
цементно-песчаная черепица 61,7-103,5
керамическая черепица (импортная) 74,2-260,4
Контракты №27 / 2004


Вы здесь:
вверх