логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Размножение делением Вадим КУЛЬПИНОВ - «Контракты» №27 Июль 2004г.

Процедура слияния или разделения компании позволяет временно оказаться невидимым для налоговиков и кредиторов.


Зачем это нужно

Как показывает опыт, к реорганизации украинские компании прибегают не только с целью усиления позиций на рынке. Довольно часто такие формы реорганизации, как выделение и слияние, используются собственниками при решении целого ряда тактических задач.

«Развод» учредителей. Выделение позволяет разойтись учредителям общества с ограниченной ответственностью, максимально учитывая интересы каждого из участников. Выделив свою долю в отдельное предприятие, у собственника не возникает обязательств по уплате подоходного налога, как это происходит, если учредители расходятся, забирая свои вклады и полученную на них прибыль. Ощутимое неудобство заключается в том, что при выделении нельзя ввести новых собственников в состав учредителей новообразованного предприятия. Если есть необходимость пополнить ряды собственников, придется подождать окончания процедуры выделения.

Передача права аренды. При передаче права аренды на землю или некий объект недвижимости, в том числе и на находящийся в государственной или коммунальной собственности, от одного предприятия к другому, может потребоваться заново оформлять практически весь пакет разрешительной документации и добиваться положительного решения местного совета. Чтобы упростить передачу права аренды, многие предпочитают выделить юрлицо, к которому право аренды перейдет от основного предприятия без лишней волокиты как к правопреемнику. Затем выделенное юрлицо может влиться в структуру, заинтересованную в получении права аренды, либо его собственники могут передать соответствующие корпоративные права. В этом случае местные власти должны переоформить договор в пользу правопреемника.

Избежание возникновения возможной налоговой задолженности. Следует сразу оговориться, что если задолженность перед бюджетом уже установлена и ее сумма достаточно велика, без согласия налоговых органов реорганизацию предприятия провести не удастся (ст. 13 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетными и государственными целевыми фондами»). Другое дело, когда по результатам проверки выявлены нарушения, предприятие находится под угрозой санкций, но активно пытается обжаловать решение налоговиков в административном и судебном порядке. Пока налоговое обязательство не согласовано, т. е. предприятие продолжает использовать все существующие возможности для обжалования решения контролирующего органа, налоговики не могут помешать провести реорганизацию и передать наиболее ценные активы новому предприятию, полученному в результате выделения. Даже в случае доказанного нарушения налогового законодательства в прошлом ответственность за старые грехи несет старое предприятие.

Вывод наиболее ликвидных активов предприятия. Цель — обезопасить их от возможных претензий кредиторов. Как и в случае с налоговиками, реорганизуют предприятие путем выделения до того, как суд вынесет решение о взыскании задолженности, например, на этапе досудебного урегулирования.

Впрочем, потенциальным «реорганизаторам» предприятий юристы советуют учесть один момент. К сожалению, нельзя все долги оставить на старом предприятии, а все активы перевести на новое. Разделение активов и пассивов необходимо провести пропорционально, однако за учредителями остается право решать, какие именно долги и какие из активов останутся «висеть» на старой фирме, а какие перейдут к правопреемнику. Чаще всего на одном из предприятий концентрируются наиболее ликвидные матценности и долги, которые никогда не будут востребованы. В то же время другое юрлицо остается под угрозой «долговой ямы», имея при этом очень незавидное имущество, отсудив которое, кредитор сам не рад будет, что взялся за гиблое дело выбивания долгов.

Избежание необходимости ликвидации юрлица. Слияние может частично заменить чрезвычайно сложную процедуру полной ликвидации предприятия. По решению собственников о реорганизации государственный орган регистрирует изменения в уставных документах предприятия-правопреемника, к которому присоединяется реорганизуемое юрлицо. На основании объявления в прессе о реорганизации, справок о сдаче печати, закрытии счета, снятии с учета в органах ГНИ (в некоторых случаях — об отсутствии налогового долга) и соцфондов, реорганизуемое предприятие снимают с учета и исключают из государственного реестра.

Важно учесть, что слияние не позволяет законным образом «потерять» какие-либо обязательства в процессе передачи активов и пассивов. К новому предприятию переходят все права и обязанности, в том числе «проблемные», компаний-интеграторов. При слиянии новообразованное предприятие несет обязательства по погашению долгов старого предприятия. Соответственно, претензии, ранее предъявлявшиеся к старому предприятию, переадресовываются новому.

Процедура выделения

Практика реорганизации предприятий в целом традиционна — законодательство обязывает.

Этап № 1. Решение о предстоящей реорганизации принимается собственниками в форме протокола собрания учредителей. Необходимо учесть, что проведение такого собрания требует предварительной подготовки. Согласно ст. 61 Закона Украины «О хозяйственных обществах», участники должны быть уведомлены не менее чем за 30 дней до дня проведения собрания. Официальное уведомление должно обязательно содержать сведения о месте и времени, а также повестке дня предстоящего собрания.

Чтобы несоблюдение формальностей не стало причиной споров и возможного аннулирования решения, в протоколе собрания стоит указать, что все участники были уведомлены за 30 дней до мероприятия и побеспокоиться о подтверждающих документах.

Этап № 2. Собственно собрание должно увенчаться протоколом, в котором содержатся решения по следующим вопросам:

— о реорганизации предприятия путем выделения из состава действующего предприятия нового юрлица или же о слиянии с другим предприятием;

— об определении доли имущества (в активах и пассивах), которая будет передана новому предприятию;

— о формировании состава комиссии по выделению.

Участниками нового юридического лица могут стать лишь учредители реорганизуемого предприятия — введение нового учредителя невозможно.

Этап № 3. В течение 5 дней со дня проведения собрания участники уведомляют «родной» орган государственной регистрации о принятом решении.

Помимо этого, Гражданским кодексом (ст. 105) предусмотрена обязанность учредителей опубликовать сообщение о реорганизации юридического лица и указан срок (не менее 2 месяцев) предъявления возможных претензий.

По окончании двухмесячного срока специально созданная на предприятии комиссия по реорганизации представляет участникам разделительный баланс, где четко расписано, какие имущество и обязательства переходят к предприятию-правопреемнику, а какие остаются на «старой» фирме.

Этап № 4. Следующий этап — утверждение разделительного баланса на очередном собрании участников. Результатом собрания должен стать протокол, содержащий решение об утверждении разделительного баланса и устава новообразуемого предприятия.

В уставе создаваемого юрлица нужно обязательно указать, что данное предприятие создано путем выделения из базового предприятия, а также подробно расписать, в какой части новое предприятие является правопреемником прав и обязательств реорганизуемой фирмы. Чтобы передаваемые активы и пассивы были указаны более четко, в уставе надо сделать ссылку на протокол, которым был утвержден разделительный баланс.

Также важно передать на новое предприятие оригиналы правоустанавливающих документов, подтверждающие права собственности на матценности, особенно если это касается автомобилей и недвижимости. Для полной уверенности в легитимности передачи имущества при переходе прав на объекты недвижимости целесообразно составить нотариально заверенный акт приема-передачи: этот документ в какой-то мере будет заменять договор купли-продажи, но без нежелательных налоговых последствий.

Этап № 5. После утверждения устава учредителями и нотариального удостоверения учредительные документы подаются в местную администрацию для регистрации.

Далее следует стандартная процедура регистрации нового предприятия в органах государственной регистрации, статистики, налоговой инспекции, социальных и Пенсионном фондах.

В итоге собственники получают новое предприятие, созданное на материальной базе уже существующего. Новое юрлицо является правопреемником в части, оговоренной в уставе и разделительном балансе.

Процедура слияния, в принципе, аналогична процедуре выделения. Разница заключается в том, что при слиянии оформляется передаточный акт, а при выделении — разделительный баланс.


Комментарий юриста

Роман ГОРБАНЬ, адвокат, консалтинговая компания «ГАВИР»:

— На практике бывают ситуации, когда возникает необходимость из акционерного общества выделить отдельное самостоятельное предприятие. Благодаря проведению такой операции, можно значительно оптимизировать куплю-продажу наиболее ликвидного имущества (активов) АО или осуществить передачу права аренды объектов госимущества новому предприятию.

Схематически процедура перехода активов может выглядеть так: из акционерного общества выделяют самостоятельно предприятие, которому на баланс передают интересующие покупателя активы, после чего выделенное предприятие или вливается в предприятие-покупатель, или же передаются его корпоративные права.

Несмотря на то, что выделить отдельное предприятие из акционерного общества намного сложнее, чем из того же ООО, этот способ позволяет передать активы АО новому предприятию таким образом, чтобы у старого АО, работающего на обычной системе налогообложения, не возникало нежелательных налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль.

Однако иногда процедура выделения осложняется тем, что все акционеры АО имеют право на получение соответствующей части в уставном капитале нового предприятия пропорционально их доле в акционерном обществе. Инициаторы реорганизации должны заранее уведомить акционеров о том, что они имеют право стать участниками нового предприятия или продать свои акции. При этом необходимо учесть, что те миноритарные акционеры, которые не согласны с решением о реорганизации (не принимали участие в голосовании или голосовали против такого решения) имеют право требовать от АО выкупа их акций по справедливой цене, но не ниже их номинала, а АО, соответственно, обязано их выкупить.

Как правило, разрозненные мелкие акционеры не слишком ценят свои акции и готовы продать их за бесценок. Был случай, когда члены комиссии всего за несколько дней объехали большинство мелких акционеров и подписали договора купли-продажи их акций. Остальные, несмотря на письменное уведомление о том, что есть возможность продать принадлежащие им акции или получить долю в новообразуемом ООО, даже не объявились.

Комментарий юриста

Андрей СЕЛЮТИН, юрист юридической фирмы «АНК»:

— При реорганизации путем выделения могут возникнуть вопросы, касающиеся правопреемства задолженности перед бюджетом. Из статьи 13 Закона Украины «О порядке погашения...» следует, что налоговые обязательства по разделительному балансу не переходят. Однако это правило может быть проигнорировано, если налоговый орган придет к выводу, что реорганизация может привести к ненадлежащему выполнению налоговых обязательств. Словом, если у предприятия имеются налоговые обязательства или долги, то объем оставшегося у него после выделения имущества должен покрывать их.

Аналогичные правила касаются и бюджетной задолженности перед предприятием. Например, невозмещенный НДС сохраняется за старым предприятием и также не может быть передан по разделительному балансу.

По-прежнему неоднозначным остается вопрос о возникновении налоговых обязательств при передаче имущества предприятию-правопреемнику по распределительному балансу. Официальная точка зрения налоговых органов по вопросу налогообложения подобных операций содержится в письмах ГНАУ № 5826/6/16-1220-26 от 23.10.2000 г. и № 55443/7/16-1217-26 от 27.04.01 г. В указанных письмах рассмотрен вопрос НДС при передаче основных фондов по распределительному балансу со всеми активами и пассивами.

По мнению ГНАУ, обязательств по данному налогу при передаче основных фондов у передающего (реорганизуемого) предприятия не возникает. В письме от 27.04.01 г. ГНАУ дополнительно сообщает, что на дату передачи основных фондов передающему предприятию следует осуществить корректировку налогового кредита в сторону уменьшения на сумму налога, который соответствует недоамортизированной части таких основных фондов. О налоговом учете НДС у предприятия, которое получает основные фонды, ГНАУ умалчивает. Впрочем, и так понятно, что при отсутствии налоговой накладной (а ее не будет, так как, по мнению налоговиков, у передающей стороны нет налоговых обязательств), права на налоговый кредит у получающей стороны не возникает.

Контракты №27 / 2004


Вы здесь:
вверх